Найти в Дзене
Пограничный контроль

Протяженное, но завершенное

Погрустили над духом прошлого Рождества, зафиксировали убытки с духом нынешнего. Пришло время духа Рождества будущего – давайте посмотрим, о чем он нам пытается сказать.

В одном из недавних интервью Екатерину Шульман, как увлеченного знатока вселенной Толкина, спросили, где и в какое время в этой вселенной мы сейчас примерно находимся. В метафорическом смысле, само собой, так как почти весь мир Толкина – это одна большая метафора. Екатерина Михайловна подумала и довольно грустно ответила, что находимся мы примерно в том месте «Властелина колец», когда Сэм и Фродо обсуждают, как про их подвиги потом напишут книгу, которую будут читать детям. И Фродо говорит: «А по правде-то застряли мы на самом страшном месте, и, наверно, найдется такой, кто скажет: «Папа, закрой книжку, не надо, не читай дальше».

В английском языке есть такое время Past Perfect Continuous – оно используется, когда речь идет о действии, которое началось и закончилось в прошлом, то есть продолжалось в течение определенного отрезка времени и уже завершилось к моменту речи. В качестве примера к этому времени в учебниках почему-то часто используется глагол suffer – страдать. Человек страдал, пока что-то не избавило его от страданий – вот так примерно и используется это самое Past Perfect Continuous.

turizm-centr.ru
turizm-centr.ru

И вот, если снова обратиться к словам Фродо, мы все сейчас находимся в таком протяженном страдании по отношению к будущему – к тем нам, которые уже знают, чем именно все закончилось и что нас избавило от страданий. Все речевые и грамматические конструкции в любом языке существуют не просто так – они основаны на реалиях, сформированы самой жизнью, практикой человеческих взаимоотношений. Ни одно страдание, даже если оно долго длится, не может длиться вечно – оно рано или поздно, как и все другое, заканчивается.

Закончится и это – и приобретет завершенный, пусть и достаточно протяженный в прошлом вид. Книга про Фродо и Сэма будет написана, и ее обязательно будут читать детям, ужасающимся и восхищающимся всем происходящим в ней. Все это станет историей, с каждым годом все более далекой от спокойной и благополучной жизни. В этой жизни будут, конечно, свои сложности, но то, через что мы проходим сейчас, точно никогда больше не повторится.

Все, что требуется от нас – проходить через все это сейчас как можно с большим достоинством, как можно больше стараться оставаться людьми. И чем страшнее, чем мрачнее все вокруг – тем больше стараться. В этом наша задача сейчас, это наш вызов, наше преодоление.

«Как может все снова стать по-прежнему, когда все так плохо?.. Но в конце все проходит, даже самый непроглядный мрак рассеивается. Грядет новый день. И когда засветит солнце – оно будет светить еще ярче. Такие великие легенды врезаются в сердце и запоминаются на всю жизнь, даже если ты слышал их ребенком и не понимаешь, почему они врезались. Но мне кажется, мистер Фродо, я понимаю… понял теперь… Герои этих историй сто раз могли отступить, но не отступили. Они боролись, потому что им было на что опереться.

― На что мы опираемся, Сэм?

― На то, что в мире есть добро, мистер Фродо, и за него стоит бороться…»