Найти тему
Семейка в релокации

Интенсивные интеграционные курсы по немецкому языку. Почти финал

Мои дорогие и понимающие читатели, чувствую перед вами определённую долю ответственности, ведь пропала с канала по-английски, не объясняя, что происходит. А всему виной конец года и напряжённый месяц учёбы.


Считаю, что пора поделиться своим честным отзывом и теми моментами, которые я не знала, как осветить, но они важны, чтобы вы понимали, почему канал был не в фокусе моего внимания.

И так про начало курсов я писала здесь:

В тот момент я была на сильном эмоциональном подъёме, мне казалось, что я взбираюсь по горе. Да, это непросто, но я точно справлюсь. У меня хорошее снаряжение, классные инструктора, отличная команда и продуманный маршрут.

Но в начале октября с высоты горы мне стали прилетать камни. Первым был “человеческий фактор”.

Стартовал второй модуль уровня А2.2. И, наверное, на второй день меня вызвала к себе директор языковой школы. Она из числа осевших русскоговорящих, поэтому неприятные новости она мне сообщила на том языке, который я точно пойму.

И, так, в декабре 2022 года, когда мы получали временный вид на жительство, сотрудник немецкого МФЦ (
буду писать так, а не бросаясь малопонятными для русского сегмента -амтами) выдал мне направление, со словами:

- Это направление на языковые курсы, которые вам нужно закончить до 31 декабря 2023.

В тот момент мой немецкий был далёк от идеала, но “Sprachkurse” и перевод этого слова я понимала достаточно чётко. Плюс с нами присутствовал сотрудник релокационного агентства, первой священной обязанностью которого было именно перевод с немецкого на английский.

- А language course.

Даже на моём очень плохом английском, я понимаю значение этого слова. Но муж дополнительно мне перевёл, что мне выдали направление на языковые курсы.

Именно с этой бумажкой я и пришла на вступительное испытание в школу. Именно по ней мне установили, что я должна оплачивать всего 50% стоимости курсов в 230 евро (беженцы не платят ничего).

И вот спустя 3 месяца после того экзамена и 4 недели моего обучения, руководство школы обнаружило, что в документе стоят не языковые курсы, а учебная программа “Leben in Deutschland” (курс политико-экономического и социального устройства Германии). То есть я месяц посещала не те занятия.

- Что, простите?

- Оксана, я не знаю, как мы это просмотрели. К нам за всё время существования школы с таким направлением приходили человек 5. Причём все они уже владели немецким на уровень В1-В2. Здесь есть часть нашей вины. Но обучать тебя по цене в 230 евро мы не можем, потому что у нас нет оснований.

- Какие варианты у меня есть? - честно, в этот момент мой голос дрогнул и предательские слёзы даже сейчас подкатывают на глаза.

- Первый - мы прощаемся сегодня с тобой. Ты пытаешься добыть направление на курс, приходишь с ним к нам или в другую школу, и когда появится свободное место в группе, начинаешь учиться с уровня А2.2. Вариант второй - ты уходишь, занимаешься самостоятельно, когда почувствуешь, что готова, мы записываем тебя на экзамен, оплачиваешь участие в нём и сдаёшь его. Плюс мы сейчас тебя записываем на курс, на который у тебя есть основания и в следующем году и ты его проходишь при нашей школе. В этом году свободных мест уже нет. Ну, и третий вариант - ты оплачиваешь курс полностью, учишься, готовишься к экзамену и потом в следующем году вместе со своей группой идёшь по финалу второго варианта.

Был четвёртый вариант, не озвученный директором - забиться в угол, рыдать и погрузиться в пучину депрессии. Или пятый - собрать вещи, детей и поехать домой, туда, где у меня есть профессия, работа, квартира, друзья и родственники. Вообще, в первые секунды он мне нравился больше всего. В комбо с четвёртым - вообще идеально. Мне стало так себя жалко. Но уже через 10 секунд, я начала сильно злиться на всех - на школу, агентство, сотрудника МФЦ.

- Можно мне немного времени на принятие решения?

- Да, конечно, давай до конца учебного дня. Если ты останешься, мы тебе выпишем квитанцию и нужно будет доплатить. Таким образом, месяц твоего обучения будет стоить 460 евро. За сентябрь, конечно, мы уже ничего дополнительно взимать не будем.

И я пошла звонить мужу. Все чувства и эмоции смешались в дикую взрывоопасную смесь. Бесы внутри, готовы были выйти наружу. Но моя полная противоположность - спокойный, рассудительный муж, как всегда, активировал систему пожаротушения:

- Ну, и чего ты расстроилась? Немецкий тебе учить всё равно нужно. Искать другую школу, ждать место - это время, плюс ты можешь откатиться в том, что уже выучила. Искать крайних в событиях декабря 2022 в октябре 2023 - бесполезно. Добиваться нового направления - это как играть в лотерею, и опять же терять драгоценные недели. Выдыхай, иди бери новую квитанцию и спокойно учись.

- Мы потратим 1610 евро, вместо запланированных 920. На эту разницу мы могли бы оплатить диван в гостиную или билеты в Дрезден на Рождество.

- Хороший диван мы на эти деньги не купим, а в путешествие съездим на следующий год.

Вот так муж, своим волевым решением оставил меня обучаться дальше. Возможно, чуть позже он пожалел об этом не один раз.

Потому что в конце октября наступил
экватор курса и маски были сорваны. Так же как и крышечки.

Перед самым Хэллоуином я успешно сдала экзамен на А2. Продемонстрировав, что Оксана Сергеевна, ещё что-то может и умеет, и семейный бюджет не сливается в пустоту. Я была горда собой безмерно. Но уже 1 ноября, прямо как в какой-то компьютерной игре, все полученные результаты обнулились. Ведь мы перешли на уровень обучения В1.

Так начиналось каждое утро
Так начиналось каждое утро

К этому моменту у меня уже была чётко выстроенная система - курсы с 8.30 до 12.30. Еду домой, параллельно работаю в телефоне. Приезжаю, пишу чистовики для заказчиков, или созвоны с ними. Потом забираю дочку из садика в 15.30 и работаю мамой, женой и хозяйкой домашнего очага. В 21.00, когда дети уснули, делаю домашнюю работу с курсов, даже необязательные задания, потом занимаюсь у пассивно-агрессивной совы в Дуолинго (да от отрицания до принятия у меня прошло всего ничего). Если остались силы - текст в Дзен для канала. Утром в 5.00 подъём, и пока дети ещё спят, я выписываю слова с предыдущего дня с переводом, которые я буду учить в дороге на курсы. Меня, по-моему, пассажиры, с которыми мы ездим регулярно, без этих цветных листочков и не представляют. Плюс при любой возможности я старалась коммуницировать на немецком - в саду, в магазине, на улице, на детской площадке.

Но в один из дней на курсах был не день Бекхэма. Я отвечала устно, и всё пошло по звёздной траектории. На ровном месте я мешала артикли и падежи, путала простые слова. Да, что уж я мужчину упорно называла “она”. Да, я живой человек. Который может ошибаться. Я не машина и не робот. Да и не обладатель искусственного интеллекта. Такой день, наверное, бывает у каждого, и в идеале его нужно было просто дожить до конца, но тут сорвало крышечку у педагога курсов.

Описание этой картинки стало катализатором.
Описание этой картинки стало катализатором.

Я уже писала, что у нас их два - одна немка с греческими корнями, вторая бывшая уроженка СССР. И вот именно вторая, видимо, впитала с молоком матери комплекс отличницы и все минусы постсоветской системы образования, с которыми я так и не смогла смириться, работая в школе - ученик должен быть всегда идеальным и не имеет права на ошибку. Уровень эмпатии педагога обратно пропорционален уровню его выгорания. Ведь неожиданно к кривящейся губе и поднимающейся брови она добавила текст. Обо мне. При всей группе. Суть его сводилась к тому, что я хуже всех из здесь присутствующих, не могу запомнить банальные вещи, совершаю преступление - путая артикли и падежи. За 2 месяца я не написала хорошо ни одного письма. И вообще неизвестно, смогу ли сдать экзамен в январе.

Ещё раз - при 20 других студентах. За мои же деньги. Во время учебного занятия.

-4

И тут я встала на распутье. Мне 37 годиков. Я проработала уже почти все свои детские травмы и точно знаю, что это непрофессионально и со мной так нельзя. Ни с кем так нельзя. Даже с детьми в школе так нельзя. Особенно с детьми в школе.

Нет, я не встала и не ушла. Я была удивлена подобным поведением. Мне очень хотелось бы поговорить с ней, и спросить, что у неё случилось в обычной жизни такого, что она себе позволила себе подобный спич. Потом меня подмывало наябедничать - пойти к директору и обсудить. Но я выбрала вариант - порыдать на плече у мужа. Он просил потерпеть. Ведь оставалось всего 2 месяца. Да, и он из тех людей, кто всегда даёт второй шанс.

Но напряжение усиливалось. Подобные выпады в сторону уже других студентов повторялись на регулярной основе. Плюс мы стали много пропускать. Объективно темп интенсивного курса многие не выдерживали. Добавим к этому стресс и сезонные простуды и мы сыпались, как кегли. Но старались восстанавливаться максимально быстро. День-два. Но тут у учителя появились новые вводные - теперь пропускать даже один день по болезни можно только по справке от врача (очень смешно, учитывая ситуацию с медициной в Германии). И плюс все дела и официальные встречи, мы должны были назначать только на вторую половину дня. Эта речь была выдана на занятии нашего второго педагога, когда первая буквально на помеле влетела в комнату. Булыжник с термином был в мой огород, ведь накануне я пропустила день, посещая медосмотр с младшенькой, который был запланирован на эту дату ещё в марте.

- Оксана, я тебя, умоляю - остался один месяц. Потом ты всё скажешь директору, напишешь отзыв. Но, пожалуйста, давай не сейчас! - сдерживал моего внутреннего борца за справедливость муж.

И вот спустя 4 месяца, или 75 учебных дней - я могу сказать, что интенсивные интеграционные курсы закончены. За это время прошла с преподавателями 20 учебных модулей. Должна была выучить больше 1000 слов из учебника (по факту, я даже не могу их сосчитать). Запомнить и встроить в речь 60 грамматических правил и конструкций. Написала 18 писем. Исписала от корки до корки тетрадь в 96 листов и словарь в 48 листов. Решила 6 пробных тестов. Потратила 1610 евро мужниных денег.

Отлично ли я знаю язык? Да, нет, конечно! Не представляю, сколько ещё мне понадобится времени, чтобы говорить и писать также уверенно, как на русском. Но я не падаю в обморок теперь, когда мне нужно что-то узнать, поддерживаю беседы в садике, в школе, в больнице, магазине и кафе. Да, порой я сомневаюсь в роде, падеже, но больше не прячусь за спину мужа с его английским.

Я не останавливаюсь на достигнутом. С декабря я вернулась к своему репетитору. И считаю, что это было максимально правильным решением. Не только для прокачки языка, а больше для того, чтобы не свалиться с эмоциональных качелей. А ещё, экзамен, который мне предстоит после Нового года, является практически братом-близнецом ЕГЭ по языку, который сдают наши 11классники. И эти 4 недели, меня просвещают, как обойти и не споткнуться о подводные камни. И репетируют со мной устную часть. Ведь несмотря ни на что, ежедневно во время курсов я не говорю суммарно больше 10 минут.

Я в норме, друзья
Я в норме, друзья
Какие же выводы я сделала?

Интенсивные краткосрочные языковые курсы - подходят не всем. Особенно мне, когда в анамнезе сложности в изучении языка. Плюс, мои постоянные читатели, наверное, замечали, что я часто допускаю ошибки в текстах - то какие-то странные окончания, то предлоги - у меня это с детства, я отлично знаю правила русского языка, но когда дело доходит до фактического применения - очепятки так и колют глаза филологическим девам. То же самое и при написании немецкой грамматики, особенно спонтанных писем, без возможности написать текст сначала на черновик. Это не добавляет мне скорости.

Для обучения мне нужен максимально эмпатичный педагог, эмоционально включённый и заряженный. Мне повезло, с репетитором и со вторым педагогом. Они, как тренерская команда у биатлонистов, сопровождали меня на трассе, подбадривали, меняли палки, говорили о скорости ветра, и сколько ещё осталось. Это люди из моей команды, те, с которыми хочется не только работать, но и общаться за пределами учебного класса. Вариант обучения из негатива - “Соберись тряпка” - не про меня. Он в целом мало кого мотивирует и имеет положительный результат. Меня же он просто рассеивает на атомы отрицательных эмоций.

Ещё у меня потрясающая семья и друзья. Если всю их поддержку, которую мне они подарили размотать на белые, мягкие, пушистые нитки, то из них можно навязать варежек на тысячу человек, точно. Наверное, я перевела очень много бабушек через дорогу и накормила бездомных котиков, ведь кармический бумеранг вернулся этой поддержкой.

13 января мне предстоит экзамен на знание немецкого языка на уровень В1. И это всё равно лотерея. Результаты узнаю только через месяц (в середине февраля). И тогда на странице канала напишу: “Я сделала это!” или “Ребят, я не смогла!”. Поскольку я была (и есть) максимально открыта и честна с вами, надеюсь вы поддержите любой вариант.

Ну а пока, у меня есть неделя на закрытие долгов (в том числе и по текстам здесь). 3 недели на подготовку. И необходимость ответить на самый главный вопрос - бумажку с заветным желанием жечь под бой курантов?