Найти тему
39,4K подписчиков

«А называй удалым молодцом»

181 прочитал
П.М.Садовский в роли Романа Дубровина
П.М.Садовский в роли Романа Дубровина

А ты не лай разбойником напрасно,

А называй удалым молодцом.

Эти слова «посадского из средних людей» Тыры - о разбойнике Худояре, под именем которого скрывается беглый посадский Роман Дубровин. Его историю расскажет Степану Бастрюкову слуга Резвый:

Не вор Дубровин. Тем и провинился,

Что жил богато да жена красива;

Да так красива, что другой на свете

И не найдётся. В те поры напрасно

Его томил в остроге воевода —

Всё денег вымогал. Сбежал Дубровин…

Он представляется эдаким русским Робин Гудом, вершащим суд над обидчиками. Позднее на вопрос Пустынника «Кто же тебе позволил стать над властью?» он ответит:

Сердце

Ретивое, что бьётся — не уймётся.

Неправый суд царит на белом свете;

В овечьем стаде волки пастухами;

Кто ж застоит за бедных, беззащитных?

Не мы, так кто ж? Нет власти, есть охота.

Затем-то я тюремное сиденье

Сменял на бор сырой. Про это горе

Я в тёмну ночь над Волгой думу думал

И с соловьями речи говорил.

Просто удивительно, как его слова перекликаются с текстом знаменитой народной песни о Степане Разине на стихи А.А.Навроцкого, написанные в то же самое время (1864 год), что писался «Воевода»:

Он один на утёс тот взобрался

И в полуночной мгле на высокой скале

Там всю ночь до зари оставался.

Много дум в голове родилось у него,

Много дум он в ту ночь передумал.

И под говор волны, средь ночной тишины

Он великое дело задумал…

Недаром многие литературоведы связывают образ Дубровина с песнями о Стеньке Разине. Правда, в отличие от реального бунтаря, Дубровин «рук не кровенил». Жизнь среди разбойников не по сердцу ему, но другого выхода у него нет, и каяться в своих грехах и проводить дни в молитве он не хочет.

…Недаром не раз и не два было сказано, что в русской литературе герой проверяется способностью любить. Любовь Романа и Олёны – одна из ярчайших страниц пьесы. Он тайком пришёл в родные места с одной целью – «с женой бы повидаться». А слышит страшную весть: воевода «взял насильем, в тюрьму сажал, а из тюрьмы да на дом красавицу твою Олёну». И появляется новая цель: «Придётся оставаться, с Шалыгиным считаться за жену». В городе толкуют всякое:

Так он в тюрьму его хозяйку вкинул;

И ночи там она не ночевала,

К себе в опочивальню перевёл.

Но мы очень скоро поймём, что всё совсем не так. Сама она расскажет:

Воевода

И плакал-то, и пыткой-то стращал,

Я напрямик ему сказала: руки,

Мол, наложу, отстань. Три дня не ела,

Голодной смертью помереть хотела, —

И унялся. На чёрную работу

Послал меня; а я тому и рада.

Это подтвердят и слова воеводы:

Ты всё волком к лесу смотришь.

Змеёй шипишь.

М.Н.Ермолова в роли Олёны
М.Н.Ермолова в роли Олёны

Поразительно описана их встреча после долгой разлуки, когда Олёна будет сетовать на судьбу мужа:

Да как же

Без крова-то? Весна да осень — дождь,

Зима-то — снег; в лесу-то зверь рыскучий.

На чем прилечь в ночи, а в непогоду

Обсохнуть где?..

… Кто ж мыл, кто шил тебе? Чужие руки

Такие ли, как женины?

И её укор:

Да ты бы кликнул

Иль весть прислал: мол, приходи, Олёна,

Так разве б я к тебе не убежала,

Не бросилась, стрелой б не полетела?

И ответ Романа:

Куда ж тебя? В лесу бродить по-волчьи?

Не приведи Господь! Да я б тебя

Из рук своих зарезал, чтоб не знала,

Не ведала ты нашей вольной воли,

Ни нашей злой и неминучей доли…

Роман боится спросить у любимой, как она жила:

Я знаю, ты меня не променяешь

Ни на кого охотой, про насильство

Не сказывай! Себя не пожалею,

Да и тебя…

И как же он счастлив, услышав её рассказ о неудачных попытках воеводы! А на настойчивые расспросы жены («Ужли ты женской ласки не видывал, так сиротой и жил?») расскажет о своём единственном друге:

А взгрустнётся,

Бывало, мне, — присядешь, горько всплакнешь,

Придёт ко мне, бывало, пожалеет,

Приластится, лицо и руки лижет

Мой верный пес, лохматая собака,

Кобель борзой. В глаза ко мне глядит

И плачет сам со мной.

Сцена из спектакля Историко-этнографического театра
Сцена из спектакля Историко-этнографического театра

Схваченные людьми воеводы, они не хотят смиряться (коротенький диалог: «Убей меня!» - «И рад бы я, да связан»), однако судьба подарит им счастье – «Не для того нас доля свела опять, чтоб снова расставаться».

В первой редакции пьесы перед лицом нового воеводы Дубровин будет обличать Шалыгина:

Жену мою Олёну

Два года он в своих хоромах держит,

Насильством взял, тюрьмой стращал и пыткой.

…Пытал меня и жёг корысти ради.

Вымучивал последние копейки,

Меня в тюрьме томил, чтоб без помехи

Жену отнять.

И в результате посадские, подтвердившие его слова и заверившие, что нет за ним не убийств, ни воровства, берут его на поруки: «Мы, всем посадом, берём его». Но сам Дубровин остаётся верным себе:

Коли хорош да смирен воевода,

Не потеснит, так с вами жить останусь

И торговать начну, а коль обидит —

Опять сбегу, вы так про то и знайте!

Во второй редакции, как я писала раньше, на поруки его, помимо посадских, берёт и раскаявшийся воевода, и бунтарём Роман уже не выглядит, несколько усмирённый призывами отца-пустынника, но остаётся в нём главное – веря в себя и любимую и желание жить по совести…

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского здесь