Найти тему

Г. Яхина - самый расстрельный писатель нашего времени, или как Зулейха открыла глаза на писательскую кухню

Здравствуйте, мои дорогие подписчики и читатели канала.

Наверное, я просвещаюсь и просветляюсь вместе с вами и благодаря вам. И, кажется, я попала в переплёт или впросак, даже не знаю, что точнее. Четвёртая моя статья тоже попадает под расстрел, как творчество Г. Яхиной, о котором я собиралась писать вполне себе невинный положительный отзыв. Ваши сногсшибательные комментарии заставили копнуть писательскую и издательскую кухню и понять насколько в этой интеллектуальной среде всё не чисто, прямо не лучше, чем в шоу-бизнесе. «Свои» и «чужие», «ватники» и патриоты… Всё продаётся и покупается, коммерческий успех превыше художественного. Даже маститым писателям может быть перекрыт кислород, а из бездарностей могут сделать звёзд.

Я рядовой читатель, который потребляет вашу продукцию, для нас вы пишите и работаете. А нас кто-то спрашивает, что нам нравится? Ведь нас не должна интересовать ваша кухня. Мы хотим здоровую, по возможности, натуральную пищу, в крайнем случае, чтобы не отравиться или не сойти с ума. А я, начитавшись всего, уже перестала понимать, где добро, а где зло. Куда ни сделаю шаг - там помойка. Рубина, Улицкая, Акунин – русофобы, бездарности все «от Быкова до Яхиной». Пришвин, думала, - божий одуванчик. Нет, немцев ждал. Копаю дальше – Пушкин и его кумир Чаадаев – русофобы, а Пётр 1 – первый русофоб.

До чего ж мы договорились, господа?!

Я цитирую некоторые ваши высказывания, извините, если кто-то узнает себя:

· «Географ» - А. Иванова, слабый и малодушный «антигерой»

· Пелевин -…для классика не подходит, это вчерашний день.

· Пелевин утратил свою загадочность и всякую связь с жизнью в целом.

· Сорокин талантлив, но читать его от этого менее противно не становится.

· Яхина вообще непонятно, как попала в список лучших. «Эшелон на Самарканд» даже на помойку нести жалко.

Конечно, все мы судьи ещё те, и я в том числе. Но всё же, давайте не будем столь категоричными.

Я знаю два критерия хорошей литературы: «долгое и приятное послевкусие и непротиворечие творения с творцом. Чтобы и уму и сердцу». И это тоже ваше высказывание. Спасибо.

А может быть, мы перестали понимать правильно само слово «патриотизм»? Гнём его каждый в свою сторону. Не переломим ли? Пусть кто уехал, едут с Богом, им же потом будет хуже. Родиной не торгуют. А ещё опаснее могут быть те, кто остался и вредит здесь, лжепатриоты. «Волки в овечьей шкуре» находят своих единомышленников и разлагают страну изнутри, при этом сами хранят свои деньги на заграничных счетах, обучают своих детей за рубежом и отправляют их туда на ПМЖ.

А теперь о Г. Яхиной, о которой собиралась писать статью. Не думаю, что она навредила русским людям больше, чем кто-то. И её по-человечески жаль.

Сейчас уже доподлинно известно из рассказа самой Г.Яхиной, что СЛУЧАЙНОЕ (?!)знакомство с хозяйкой ныне международного литературного издательства, а тогда литературным агентом Е.Костюкович привело ее к писательнице Л.Улицкой, которая и порекомендовала «юного мотылька» Елене Шубиной, владелице самого престижного и богатого издательства Москвы.

Откуда рядовой читатель может знать, например, что первоначальный замысел «ЗУЛЕЙХИ» подвергся жестокой правке по правилам современного маркетинга. Что её произведение стало культурным продуктом для продажи на рынке. И тут оказывается свой «авторитетный» вердикт внесла Л. Улицкая: «Мощное произведение, прославляющее любовь и нежность в аду…». В общем, пропиарили Г. Яхину, организовали вокруг неё ажиотаж, столкнули лбами не только критиков, но и нас с вами, дорогие читатели. Вот как, оказывается, создаются бестселлеры. Это давно известная технология Запада. Ведь там капитализму много лет, а мы у них только учимся.

К тому же, в2019 году Г. Яхина получила Государственную премию в области литературы и искусства в размере 5-ти миллионов. А ни это ли корень зла? Может быть, зависть заела других писателей и заставила выпустить изощрённое жало? Я не говорю сейчас о простых читателях.

Захар Прилепин честно назвал это коллективной травлей и в первом своём отзыве писал:

«Чисто по-человечески это просто хороший роман, убедительный, серьёзный, глубокий, без перекосов в какую бы то ни было сторону»

Теперь, что я думаю о «Зулейхе..», о чём хотела написать первоначально, но получилась другая статья.

-2

Вначале я посмотрела фильм, который произвёл на меня определённое впечатление, затем нашла книгу и читала, почти не отрываясь.

Что же замечательного, на мой взгляд, в романе?

«Зулейха» завораживает острым динамичным сюжетом, логической простотой и последовательностью, яркими, захватывающими эпизодами. И конечно, в центре ЛЮБОВЬ, но такая странная, необычная! По-моему, герои сами до конца не осознают своих чувств, только ощущают непреодолимое влечение.

Истязаемая мужем и свекровью героиня фактически является рабыней в своей семье. Она не знает другой жизни. В советской литературе я встречала много таких горьких женских историй, а революция как бы давала свободу таким женщинам. Но путь героини к свободе был очень труден и тернист. Её муж, рьяно защищавший нажитое, был убит при раскулачивании, глухая, никому не нужная старуха-свекровь была брошена в доме умирать (очень страшный образ, особенно в кино). А Зулейха, вместе с другими раскулаченными, отправляется в Сибирь.

-3

И снова у Яхиной звучит тема дороги, страшной, трагической. Мало кто из переселенцев достиг конечной точки в глухой тайге на противоположном берегу Ангары, где были высажены и брошены люди накануне зимы в лёгкой одежде и почти без провизии. Среди них были разные: сильные и слабые, интеллигенты и безграмотные крестьяне, с умелыми руками и житейской смекалкой. Автор так же, как и в «Эшелоне», выписывает ярко некоторые персонажи, потому что все они играют какую-нибудь роль в судьбе главной героини.

А теперь о втором главном герое, Игнатове. Он олицетворяет здесь власть, призванную ненавидеть кулаков, так оно и было, потому что Игнатов, убеждённый большевик. Но со временем эти люди, за которых он был ответственен, стали для него ближе и дороже. А Зулейха, которой он не дал утонуть вместе с ещё не родившимся ребёнком, становится самым дорогим человеком. Может ли в таких страшных жизненных условиях вообще родиться и развиваться любовь? « Да»,- отвечает автор, правдиво, без натяжки, вполне себе реалистично. Верю или не верю – вот чем порой я оцениваю прочитанную прозу. « Верю»,- говорю я вам, дорогие читатели, потому, что и в войну любили и ещё потому, что хорошо знаю историю своей семьи. Я тоже подавала заявление в органы, разыскивая раскулаченных деда и бабушку. Многое узнала, но не об этом сейчас речь. Только когда их реабилитировали, моему отцу выплатили компенсацию за родительский дом, в котором несколько десятилетий располагался сельсовет, на это в нулевые он смог купить мешок сахара и ящик водки, чтобы помянуть родителей. Отец плакал всякий раз, когда рассказывал о том, как воспитывался в интернате, как во время войны добирался до своего села в одних носках, как голодал и… В общем, верю Яхиной. Извините за отступление. Нахлынуло.

Дорогие подписчики, я представляю, сколько нареканий будет в адрес моей статьи, наверняка я где-то заблуждаюсь, не права и т.д. Никого не хотела обидеть. Много читала резко отрицательных отзывов на подобное моему мнению. Поэтому ничему не удивлюсь. Пишите, для этого мы здесь и встречаемся.