Итак, Джеймс Уатт не почивал на лаврах усовершенствованной паровой машины 1769 г., а усердно чесал затылок и ходил из угла в угол с мыслями: «Чего бы еще выдумать?».
Можно предположить, что изобретателя очень смущал шток, бесполезно опускающийся вниз в цилиндре. Получалось, что половину времени машина не работала, а стояла в ожидании штока. Не порядок, вот бы сделать так, чтобы пар двигал поршень и в одну, и в другую сторону.
В 1780-82 гг. Джеймс Уатт "придумывает" кривошипно-шатунный механизм. Это такое большое колесо (маховик), от оси которого идет рычаг (кривошип), который соединяется со штоком через еще один второй рычаг (шатун) на шарнирах. Принципиальная схема этого механизма применяется по сей день.
Такая конструкция позволяет крутить маховик непрерывно, пока поршень в цилиндре совершает движение взад-вперед. Вот тут-то и раскрывается название машины «двойного действия».
Джеймс Уатт предложил подавать пар в цилиндр поочередно с обеих сторон. Сначала с одной, допустим с правой, тогда цилиндр уходит до упора влево, в затем с левой и тогда цилиндр возвращается на прежнее место и цикл можно повторять.
Это была бомба. Вот с этого момента действительно началась техническая революция. КПД такой машины достигал фантастических в то время 8%. Это был универсальный двигатель, который хотели все. К 1800 г. в Англии, Шотландии и Ирландии насчитывалось свыше 300 таких машин. Поставки шли и на континент во Францию и Испанию.
Человечество стало входить в эру, когда можно больше не гнуть спину, а жечь топливо налево-направо и преобразовывать тепловую энергию в механическую.