Найти в Дзене
Елизавета Павлова

Пытка недосыпом, несправедливость и море бесплатного труда: о чём, на самом деле, фильм "Талли"

Вот вчера только опубликовала пост о фильме Талли, и уже там около 400 комментов. (Хочу призвать: давайте будем вежливы, хорошо? Хочется, чтобы комментарии к постам были всё-таки безопасным местом для выражения своего мнения. Пожалуйста).

И рефреном в комментах там звучит фраза: ужас, ужас. Да зачем она (героиня фильма) рожала. Трое детей – это кошмар. Вот, пишет комментатор, у меня когда третий родился, я тоже чуть копыта не откинула. И снова – зачем она рожала? Зачем рожала, если не тянет? Зачем вообще заводить детей, плодить нищету (ну, про нищету это перебор – эта американская семья отнюдь не бедствует; на экране показаны множество удобных штучек, облегчающих жизнь; видимо, привычная запевка про "не плодить нищету").

А ещё я не раз видела обсуждения на эту же тему на сайтах и форумах, и рано или поздно там вспыхивала идея: "Государство должно, обязано непременно представить" – варианты, что там именно должно представить государство, разнятся. Обычно – полное обеспечение, жильё с отдельной комнатой на каждого ребёнка, денежное довольствие, детский садик.

Давайте-ка я переведу на русский язык то, что хотел сказать автор порываются выразить возмущённые комментаторы.

  1. Да, это тихий ужас. Фильм "Талли" уже назвали и бытовым хоррором, и фильмом кошмаров. Хотя так-то просто показаны будни семьи двоих работающих людей, которые живут в дальнем пригороде Нью-Йорка (под конец фильма героиня и Талли отправляются погулять в район Нью-Йорка Бруклин, так по пути им приходится проехать довольно далеко). В любом случае, будни материнства отчётливо пугают. Жизнь героини, которая показана в фильме, выглядит тяжёлой и мучительной, и ей ещё повезло, что у неё только кукуха поехала.
  2. Комментаторы, в целом, сочувствуют героине фильма. Люди ведь живые, у них есть эмпатия. И вскрики в комментах про "зачем рожала", "как хорошо, что я не родила в мои 49" и прочие фразы "да это пропагандистский фильм, они всё выдумали про любовь мамы к детям" – это о том, что читатели сопереживают героине. Мы видим её боль и страдание, их хочется прекратить, чтобы даже в кино человек не мучался так.

А я сейчас скажу, кто именно и что должен в этой ситуации, по моему мнению.

Во-первых, да, показан ужас. И знаете, в чём самый ужас?
В неравномерном распределении нагрузки, это раз.

И в
чрезмерно возросших требованиях к родительству, это два.

Поясню.
В последние годы даже термин появился – "
интенсивное родительство". Ребёнка нужно развивать, отнюдь не применять к нему жестокости и репрессий, но всячески помочь развитию его талантов, даже скрытых (если их сразу не видно – то раскрыть, выявить и потом уже развивать).

В фильме "Талли" таким голосом общества выступает дама в кофейне (это эпизод в начале фильма, о котором я решила не писать – и так длинный текст получался). Там Марла, уже глубоко беременная, берёт себе маффин и декофеинизированный латте с обезжиренным молоком, и тут к ней обращается незнакомая тётка из очереди. "А вы знаете, – просвещает будущую мать тётка, – что даже в кофе декаф остаются следы кофеина?". То есть – вот какой вред ты наносишь будущему ребёнку, ты, мать-ехидна! Марла всё-таки берёт кофе и кексик, а дама из очереди собирает губы в презрительную гузку и смотрит на неё неодобрительно: ишь! Да что ты за мать вообще! Безобразие!

И они с мужем так-то неплохие родители: муж, даже невзирая на то, что старается улизнуть из командировки в командировку, да и сгонять пару каток игрухи перед сном не упустит, он всё-таки делает с дочкой уроки. И сына они развивают! По сюжету, мальчика выгоняют из частной школы, в которой он не тянет. Родители ведь отправили его в платную и элитную частную школу не просто так, они хотят ему дать лучший шанс в жизни. И очень огорчаются, когда ребёнка оттуда отчисляют.

Да, требования к родительству сильно изменились. Вместо того, чтобы выдать (как в былые времена) детям карандашики и игрушки: на, рисуй, детка, поиграй там, мама занята – сегодняшние родители играют с ними, общаются и разбирают уроки. А всё это – время и труд.

Просто я хочу сказать, что это как-то нечестно, что весь этот труд валится, в основном, на ошалевшую от объёма нагрузок молодую мать.

Вы слышали поговорку, которую, кстати, очень любят употреблять в американской культуре – "
чтобы вырастить ребёнка, нужна целая деревня"? Поговорка африканская, но да, американцы очень чётко уловили основной посыл. Дело в том, что, пока ребёнок маленький, в уходе за ним требуется огромное количество ручного труда. Это такая забота, такая деятельность, которую автоматизировать не удастся, и человека в этом никто не заменит.
Маленькому ребёнку нужна мамина забота, нужны чьи-то добрые руки, которые будут его укачивать, успокаивать (младенец даже сам себя усыпить толком не может). Нужен другой человек, который будет его кормить, укладывать, менять подгузники, развлекать, купать и носить на прогулку. Как всё это автоматизировать – ещё пока не придумали.

И если к этому приплюсовать даже хотя бы обычные бытовые заботы (которых в семье с ещё двумя даже подрощенными детьми навалом), то на качественное выполнение их требуется даже не 24 часа в сутки, а где-то 32. Или 36.
А если на что-то забить и не выполнять этого – то здравствуй, чувство вины ("мать-ехидна, дети в грязи живут, полуфабрикатами питаются, какой кошмар!")

И, в целом, трагедия бедной Марлы сводится к тому, что она тупо не высыпалась.
А не высыпалась, повторю, потому, что выполняла страшное количество неквалифицированного, но очень важного труда по обслуживанию домашних и заботе о младенце.

Просто смотреть на измученную маму, которая даже дышит с трудом, похоже, было тяжело и невыносимо для большинства комментаторов. И это понятно: люди эмпатичны, люди сочувствуют чужим страданиям, пусть даже только на экране
Просто смотреть на измученную маму, которая даже дышит с трудом, похоже, было тяжело и невыносимо для большинства комментаторов. И это понятно: люди эмпатичны, люди сочувствуют чужим страданиям, пусть даже только на экране

Есть такое понятие – репродуктивный труд. Звучит похоже на что-то демографическое, но нет, имеется в виду другое – это труд, направленный просто на поддержание нынешнего состояния дел. Объясню на примере.

Вот есть продуктивный труд: человек, который им занят, что-то создаёт. Он приносит в мир что-то новое. Шьёт платье, пишет отчёт, строит корабль, проектирует космическую ракету. И, когда он заканчивает, в мире появляется что-то новое: чертёж ракеты, корабль, да хотя бы написанный отчёт. Потому такой труд и продуктивный – тут что-то производится, что-то, ранее не существовавшее, возникает. Мир стал лучше – ну хотя бы на один написанный отчёт.

А есть
репродуктивный труд. Вот домохозяйка выходит на кухню, чтобы приготовить завтрак домочадцам. Достаёт тарелки, ставит чайник, кипятит молоко в кастрюле, варит кашу и раскладывает по тарелкам, нарезает хлеб. Члены семьи являются к столу, съедают приготовленное (спокойно или с капризами), оставляя за собой грязные тарелки и пустые кастрюли. И вот, когда хозяйка всё помыла, прибрала и расставила по местам после завтрака, что она получает в итоге? Да всё ту же пустую кухню с посудой, убранной по шкафам, которую она увидела, придя утром. Ну, продуктов стало поменьше. А так – ну ничего не поменялось.

Это – репродуктивный труд. Он нужен на то, чтобы просто поддерживать имеющееся состояние вещей (чтобы дети и муж от голода не умерли). Если его нет, этого труда – будет заметно. А если он есть – то как будто бы ничего и не происходит. Это тот самый день сурка, в который попала Марла с новорожденной малышкой: кормить; менять памперс; укачивать; применять молокоотсос; успокаивать; баюкать. И вновь по кругу. Если не кормить и не баюкать, то ребёнку будет плохо и он, может, умрёт. А если просто делать свою непростую материнскую работу – то ситуация выглядит, как будто ты застыла, словно муха в янтаре. Ни-че-го не происходит. Никак. И только ты вымотана, как будто бы на тебе камни возили.

Поэтому единственной, очень простой мечтой Марлы в фильме было одно – выспаться. Именно эту возможность и давала ей выдуманная подружка Талли: дополнительные руки. Сон. Отдых.

Так что я хочу сказать, возвращаясь к тому, кто кому чего должен: такое распределение труда – оно отчётливо нечестное. Несправедливое.
И все эмоциональные высказывания в комментах ("зачем рожать" и "как я рада, что не родила") – они про это. Про то, что женщины, одна за другой,
отказываются участвовать в этой нечестной игре. В которой спасибо за каторжный труд тебе не говорит никто, а оценщиками результатов твоей работы служит каждый встречный (да-да, я и про даму в кафе, и про директрису школы – все они выражают лицом осуждение, если ты как-то "неправильно" ухаживаешь или воспитываешь). А помог героине за весь фильм – только один человек, учитель в школе Джоны (там есть сцена, где истерящего мальчика учитель отвлёк игрой, ребёнок расслабился и пошёл на урок).

Да, раньше это делали бабушки. Они брали на себя большой объем этой самой неоплачиваемой, неблагодарной работы по выращиванию и воспитанию. Они принимали этот удар на себя. Нынче такое не принято – теперь общество атомизировано.
Последствия атомизации – вот же они, про них фильм сняли (и не только "Талли", есть и другие фильмы). Они ужасны, эти последствия. Они состоят в том, что бедные женщины в одно лицо тянут работу целой деревни. Конечно, выдыхаются и болеют.

Нет, я не буду скорбеть по скрепам и требовать вернуть бабушек на прежние роли. Фарш невозможно провернуть назад. Теперь не будет, как раньше. Хотя, если честно, я уверена, что нынешний тренд на атомизацию и отделение людей всё-таки повернётся в другую сторону, и люди станут чаще жить общинами и не атомарными семьями, а бОльшими группами. Другое дело – как именно это произойдёт; я не знаю, как. Возврата к прошлому укладу точно не будет, но будет какой-то новый.

Какой-то новый уклад, где несчастная молодая мать не должна вывозить работу десятерых, где ей дадут хотя бы выспаться (а ведь это пытка, жестокая пытка – лишение сна; за применение таких бесчеловечных пыток в Гааге судят как за преступление против человечества). Выспаться и восстановить истерзанный организм.

И я думаю, что государство привлекать к этому вопросу, конечно, надо – но как исполнение воли общества.
А общество должно понять, что молодую маму нужно поддерживать. Дать ей возможность выспаться, помыться, восстановить здоровье. Разгрузить её, снять часть нагрузки по заботе о новорожденном и уходе за ним.
Как – не знаю.

Но, мне кажется, пора понять, что для того, чтобы вырастить ребёнка, нужна целая деревня. То есть, много людей. Много добрых рук. Нужен вклад многих - да, в одного-единственного ребёнка. И да, нужно этот вклад не только признавать, но и ценить, и благодарить за него.
Давайте пока что только признаем это.

Хотя бы с этого начнём.
______________________________________________

А ещё у меня есть телеграм-канал со статьями и текстами по психологии. Подписывайтесь, чтобы читать новое и интересное!

-7

______________________________

А ещё у меня есть телеграм-канал по психологии. Сейчас пишу там о том, как строить отношения. Подписывайтесь, чтобы читать новое и интересное!