В СССР было принято встречать гостей богато накрытым столом. Из серванта доставались сервизы, хрустальные бокалы, нарядные скатерти. Всё то, что берегли как зеницу ока и что считалось признаком достатка. Праздничный стол для многих считался мерилом успеха, и каждая хозяйка уделяла сервировке особое внимание. Благо советские фарфоровые и стекольные заводы выпускали продукцию, обеспечивающую советских граждан доступной “роскошью”. И потому практически в каждой семье имелся не только “выходной” обеденный сервиз, но и графины вкупе со стопками или рюмками.
Изящному предмету сервировки исполнилась не одна сотня лет. Можно углубиться в глубь веков и вспомнить о древнегреческих кратерах или же об арабских емкостях для жидкостей. Однако в своей классической форме графин предстает лишь в Новом времени. Именно венецианцы в эпоху Ренессанса создали классическую форму: длинное тонкое горлышко, переходящее в широкое тулово. А в России он появился благодаря Петру I и назывался в те времена “карафином”. Очень быстро предмет вошел в моду и на протяжении XVIII-XIX столетий стал неотъемлемым атрибутом подачи алкогольных напитков.
Говоря об истории этого сосуда, имеет смысл упомянуть забавный факт: А.С. Пушкин начинал пользоваться карафином, а уже в шуточной поэме “Граф Нулин” упоминает...
Своим французом между тем
И граф раздет уже совсем.
Ложится он, сигару просит,
Monsieur Picard ему приносит
Графин, серебряный стакан,
Сигару, бронзовый светильник,
Щипцы с пружиною, будильник
И неразрезанный роман.
Формы и декор графинов XIX - начала ХХ века разнообразны. Это и тяжелые граненые сосуды, и изысканные расписные изделия из матового стекла, и разноцветные графины из купоросного и уранового стекла. Подобные предметы сейчас представляют коллекционную, историческую и художественную ценность. И очень востребованы на антикварном рынке.
Что же происходило с графином в советский период?
Удивительным образом этот предмет сервировки приобретает едва ли культовый статус. Без него не обходится ни одно учреждение, ни один кабинет партработника, ни одна трибуна президиумов и собраний. И уж конечно, праздничный стол советского гражданина, будь то дома или в ресторане, невозможно представить без графина.
И какое разнообразие форм и фактур! Толстостенные стеклянные сосуды для бюрократов из госучреждений. Поизящнее, но все также простые для ресторанов. А вот для дома, для красоты… Советские мастера использовали не только стекло и хрусталь, но и фарфор, фаянс, металл и даже дерево. Прозрачные материалы переливались алмазными гранями, окрашивались глубокими насыщенными цветами. Роспись, деколь, золочение украшали наборы для крепких алкогольных напитков, превращая их порой в настоящие артефакты своего времени.
Простор для полета воображения появился у художников по стеклу, создававших настоящие шедевры. Поиск новых форм, смыслов, переплетений света и цвета - всё это сподвигло на смелые эксперименты, благодаря которым появились уникальные вещи. И такой достаточно бытовой предмет, как графин, вдруг стал произведением искусства. “Русским чудом” окрестили работы мастеров с использованием сульфидно-цинкового стекла. Сейчас многие образцы находятся в государственных музеях или серьезных частных коллекциях.
Анималистика оказалась благодатной темой декора графинов. Оригинальные формы в виде животных, птиц, рыб появляются на полках советских магазинов. Самые популярные представители фауны - петухи. Воинственные птицы успели появиться у Гжели, Кировского фаянсового завода и проч.
И практически в каждом доме встречался гротескный набор “Рыбы”
Забавным и трогательным выглядит штоф “Пингвин” авторства скульптора Н. Кольцова, работавшего на Ленинградском фарфоровом заводе (ЛФЗ). А “поющий графин “Жар-птица”, расписанный выдающимся художником А. Воробьевским, вызывает восхищение безупречным воплощением стиля “а-ля рюс” в фарфоре.
Были востребованы изделия, декорированные растительными мотивами. Также особой любовью населения пользовались “поющие” сосуды, как, например, графин “Забава” (“Шутиха”), выпущенный Дулевским фарфоровым заводом в 1950-х гг.
Не меньший успех приобрели графины с фигурками внутри. При наливании жидкости - фигурка “росла”.
Ярким моментом истории СССР стала Олимпиада-80. Сувенирную продукцию с олимпийской символикой покупали и советские граждане, и иностранные туристы. Графины с такими символами были популярны. Да и теперь они представляют интерес для некоторых коллекционеров.
Художник А. Воробьевский задал тренд на театрализованный русский стиль в советском декоративно-прикладном искусстве. Русские мотивы преломленные через современный тенденции породили культовое изделие, ставшее не менее знаковым, чем “Рыбы” Полонского завода. Набор ЛФЗ “Русская красавица” по праву можно назвать символом “а-ля рюс” последней трети ХХ столетия.
Поэтика советского быта отразилась в советском кинематографе, создавая определенный культурологический фон. Подражали не только костюмам и прическам, “гонялись” не только за элементами интерьера, помогавшими создать уют и нужную атмосферу.
История циклична. Также цикличны тренды, на волне которых советский винтаж оказался необычайно востребованным. Сейчас красивая сервировка свидетельствует о хорошем вкусе радушных хозяев дома. А изысканная подача алкогольных напитков совершенно невозможна без такого изящного и нужного графина.