Найти тему
Де-юре

Как избавиться от рекламы услуг банка, мобильного оператора по телефону или в SMS

Оглавление

Реклама двигатель торговли, как сказал Людвиг Метцль - создатель первого рекламного агентства в России. И он по своему был прав.

В современном мире реклама находится повсюду, и мы уже настолько привыкли к ней, что даже не замечаем. Но иногда реклама может раздражать или даже злить, чаще всего раздражают звонки от банка с утра пораньше когда вы спите после ночной смены или навязчивые сообщения с предложением нового выгодного тарифа.

Сегодня расскажем о том как избавиться от надоедливой рекламы.

Когда вам могут присылать рекламу

Всё что касается рекламы в Российской Федерации закреплено в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

Конкретно нас интересуют звонки и спам с рекламой исходящие например от банка или мобильного оператора. Об этом говориться в статье 18 данного закона, в частности там сказано следующее:

1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Это означает, что рекламу вам можно озвучивать только с вашего согласия. Но нужно быть внимательными, например банки иногда включают пункт о рекламе в договор обслуживания или оказания услуг, смотрите внимательно где вы ставите галочки и на что вы соглашаетесь.

В случае если вам поступил звонок с рекламой от чужого банка, разговор оператора должен начинаться примерно следующим образом:" Здравствуйте я Мария представитель банка " Рога и копыта", хотели бы вы услышать о нашей новой кредитной карте?

Соответственно вы можете как согласиться так и отказаться, при отказе оператор просто кладет трубку.

О том как может выражаться ваше согласие на рекламу и о том, что делать, чтобы вам больше никто не звонил мы расскажем ниже.

2. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Здесь я думаю всё понятно , звонить должен человек.

3. При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в том числе осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.

Например: вы звоните, чтобы узнать баланс на своем телефоне, автоответчик вам сообщает: " Ваш баланс составляет 10 рублей 40 копеек, хотите стабильно получать информацию о состоянии баланса, подключите услугу "Баланс рядом".

4. При предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.

Это означает, что реклама не включается в оплату времени вашего разговора.

Как может выражаться согласие на получение рекламы

Мы уже писали о том что некоторые банки закрепляют пункт с рассылкой рекламы или рекламными звонками в договоре и ставя галочку, вы автоматически соглашаетесь получать рассылку или звонки. Но кроме этого есть и другие способы.

В пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", ещё раз подчеркивается:

15. Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.
Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.
Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.
Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, подтвердить своё согласие человек может любым способом, но только на рекламу, информация о погоде или котировках на бирже рекламой не является.

Что является и не является рекламой

Согласно пункту 7 Приказа ФАС России от 14.11.2023 N 821/23 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований "Понятие рекламы":

Федеральный закон "О рекламе" не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Поскольку посредством сетей электросвязи может направляться не только, реклама, но и иные виды информации, необходимо учитывать следующее:
Не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.

Для целей применения Федерального закона "О рекламе" из услуг, оказываемых оператором сотовой связи в рамках заключенного с абонентом договора, целесообразно выделить услуги по предоставлению голосовой связи, обмена сообщениями, доступа в сеть "Интернет", в том числе при предоставлении этих услуг в роуминге (условно названные "базовые" услуги), а также дополнительные услуги.

Соответственно, не должна относиться к рекламе информация, распространяемая посредством SMS-сообщений или PUSH-уведомлений, направляемых операторами сотовой связи своим абонентам, содержащая сведения о порядке исполнения или изменении условий исполнения обязательств по предоставлению "базовых" услуг в рамках условий и предмета заключенного договора, в частности:

- об изменении стоимости данных услуг, предоставляемых в рамках выбранного абонентом тарифного плана;
- об обеспечении данных услуг бесплатными сервисами (например, "Вам звонили", "Узнать баланс", "Я в сети");
- о нахождении абонента в роуминге (в том числе о пересечении абонентом границы и возможном изменении в порядке списания денежных средств);
- об изменении порядка оплаты данных услуг, в том числе о возможности изменения порядка оплаты данных услуг по выбору абонента, не связанного с подключением дополнительной услуги за дополнительную плату.

Вместе с тем распространяемая посредством SMS-сообщений или PUSH-уведомлений информация о дополнительных услугах, предлагаемых операторами сотовой связи абонентам, с которыми у них заключен договор на оказание услуг, может рассматриваться в качестве рекламы, если такая услуга выступает в качестве объекта рекламирования. Так, должна относиться к рекламе в том числе следующая информация:

- предложение приобрести за дополнительную плату мобильный контент (фото-, видеоизображения, мелодии для рингтонов или гудков, подписка на новости, прогноз погоды и т.п.);
- предложение подключить за дополнительную плату услугу, связанную с предоставлением "базовых" услуг (например, "Автоответчик", "Голосовая почта", "Черный список", "Автоплатеж");
- предложение перейти на другой тарифный план;
- предложение обратиться на мобильный сервис (портал), в том числе подключение или использование которого не требует внесения разовой или абонентской платы, если посредством данного сервиса (портала) абоненту за дополнительную плату может быть предоставлен мобильный контент или дополнительные услуги.
Кроме того, в любом случае должны относиться к рекламе SMS-сообщения, PUSH-уведомления, направляемые операторами сотовой связи абонентам, с которыми у них не заключен договор на оказание услуг связи, если в таких сообщениях, уведомлениях содержится объект рекламирования.

Как отказаться от рекламных рассылок и звонков

Самый простой способ избавиться от спам звонков и SMS из банка это придти и написать заявление с просьбой прекратить присылать вам рекламу, как мы знаем из пункта 1 статьи 18: "Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием".

Заявление можно направить оператору связи или заказчику рассылки в письменной форме на имя руководителя компании, следующими способами:

  • По почте с уведомлением о вручении;
  • Лично передать в офисе представителю компании один экземпляр обращения, второй экземпляр оставить в своем распоряжении, проставив на нем отметку о входящем номере и (или) подпись должностного лица и дату принятия обращения.

Обратите внимание: отправка письма по электронной почте, или устное обращение, не являются доказательством его получения надлежащим лицом.

Что в свою очередь значит, что вы не сможете ссылается на своё заявление в судебном заседании.

Только письменно, почтой России или пешком.

После получения заявления об отказе от рекламных рассылок, оператор связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку рекламных сообщений или поступление звонков рекламного содержания по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента.

Куда жаловаться на распространение рекламы без согласия абонента

Если после подачи письменного заявления об отказе получать смс-рекламу или звонки рекламного содержания Вам будет продолжать поступать реклама, это будет нарушением оператором связи Федерального закона «О рекламе» и станет поводом для обращения в федеральную антимонопольную службу ( ФАС) с заявлением.

Заявление подаётся в территориальный орган ФАС России по месту регистрации заявителя (гражданина), который получил нежелательное рекламное сообщение, в письменной форме с приложением следующих документов:

  • копия Вашего обращения к оператору мобильной связи с приложением доказательств его получения оператором (должна быть отметка о его принятии или почтовое уведомление о его доставке);
  • фотографии рекламных сообщений с экрана мобильного телефона или запись телефонных звонков рекламного содержания, поступивших после обращения к оператору с требованием прекратить распространение рекламы;
  • копия договора с оператором на оказание услуг мобильной связи;
  • согласие на раскрытие тайны связи в письменной форме и удостоверенное личной подписью на получение доступа антимонопольного органа к сведениям о Ваших сообщениях.

Внимание! Убедитесь, что вы приложили все необходимые для разбирательства документы.

В противном случае заявление не будет рассмотрено.

В заявлении необходимо указать сведения,которые имеются в Вашем распоряжении:

  1. рекламораспространитель и рекламодатель (наименование, местонахождение, контактная информация);
  2. период поступления рекламы;
  3. номера телефонов, на который поступала и с которого направлялась реклама;
  4. существо отношений с отправителем рекламы;
  5. Ваше требование.

Заявление и согласие на раскрытие тайны связи должно быть подписано собственноручно и может быть направлено в антимонопольный орган в письменном виде почтовой связью или в электронной форме (сканированная копия или фотография) по каналам электросвязи.

Обращение рассматривается в течение 30 дней с момента его поступления в антимонопольный орган.

В случае недостаточности доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения Закона о рекламе, антимонопольный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем на 1 месяц, и должен письменно уведомить об этом решении заявителя.

Ответственность за распространение рекламы без согласия абонента

Предусмотрена пунктом 1 статьи 14.3 КоАП РФ:

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей;
на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей;
на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Так что как мы видим от навязчивой рекламы вполне можно избавиться.

На этом у меня всё, подписывайтесь на канал!