Найти в Дзене

А320 и Boeing 737. Сходства и отличия. Какой самолет лучше для экипажа?

Оглавление

Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Среднемегистральная авиация давно занята такими гигантами как Airbus и Boeing, машины между собой очень похожи, но не одинаковые. А если есть различия, то есть и преимущества каждого экземпляра. Приглашаю вас поговорить об этой теме сегодня.

Сходства

И тот, и другой - узкофюзеляжный лайнер, имеет один проход по салону и по три кресла с каждой стороны. Если смотреть на кресла, то они могут быть одинаковыми, а могут и отличаться, смотря какую комплектацию выбрал перевозчик. Однако, если поднять взгляд с кресел на иллюминаторы, то становится заметно, у "американца" они более квадратные, чем у "француза".

Да, Boeing производится в США, город Сиэтл, а Airbus во Франции - город Тулуза. При этом в этих городах происходит лишь финальная сборка самолетов, прочие детали и узлы производятся на других заводах. На сколько помню, как первым, так и вторым, лопатки для двигателей поставляет австрийский металлургический завод Bohler Udenholm, а так же был задействован и Свердловский ВСМПО, поставлявший титан. Санкции затормозили процесс производства новых бортов.

Остальные сходства: два крыла, центроплан в нижней части фюзеляжа, два мотора, нижнее расположение, три стойки шасси, хвост. В остальном машины разные. Идемте в салон, посмотрим, в чем же разница.

Отличия

Двери

Только входим в самолет, нас встречает распахнутая дверь 1L, само собой они разные.

Airbus

-2

В нижней части двери, в коробе расположен надувной трап. Оранжевым цветом выделена ручка открытия двери, желтым - рычаг селектора. Именно селектор отвечает за автоматический выпуск трапа при открытии двери в аварийном режиме. Селектор опущен в нижнее положение - трап присоединен к фюзеляжу и при открытии двери произойдет выпуск. Селектор поднят - дверь откроется без выпуска спасательного трапа. При начале полета и его завершении процедура очень простая: перевели селектор в нужное положение, выполнили перекрестный контроль.

Открывается дверь наружу и в сторону, сдвигаясь на петле в сторону носовой части, подобно дверям в автобусах. При открытии устанавливается на фиксатор.

Boeing 737

-3

В "американце" дверь распахивается настежь. Петля так же имеет фиксаторы для удержания двери в открытом положении, трап так же расположен в коробе в нижней части двери. За открытие двери отвечает серебристая ручка, которую необходимо поворачивать против часовой стрелки для открытия и наоборот для закрытия.

А вот сам трап присоединяется к фюзеляжу уже вручную, без специальных механизмов. А чтобы было видно, что дверь в данный момент в "полетном" или "автоматическом" режиме, и при ее открытии надуется трап, имеется специальный оранжевый ограничитель, который расположен над иллюминатором двери. Присоединили трап - опустили красную ленту, словно перечеркнув иллюминатор. Отсоединили трап - подняли ленту обратно наверх, как указано на фото.

Открывается дверь так же - в сторону носовой части.

Проходим в салон.

Багажные полки

-4

В Аэробусе это коробка, имеющие выпуклую крышку. При открытии крышки сама полка статична, кладем внутрь вещи, закрываем крышку. Все просто.

-5

Полки боинга устроены иначе, представляют собой бардачки, открывающиеся сверху вниз. При открытии крышки, вниз отъезжает вся полка сразу. Разместили вещи, подняли до щелчка, покла закрылась.

Как по мне, так у европейца сделано более грамотно - влазит большее количество вещей. Но я не инженер, возможно, такая конструкция выбрана не просто так.

Кухня

Как мне показалось, в обоих самолетах кухни довольно схожи, одинаковые крепления для телег, одинаковые крепления для контейнеров, схожие станции бортпроводников, или как их называют в Boeing - Jump Seat.

Размер кухни определяется не столько моделью самолета, сколько потребностями заказчиков. Сделай кухню чуть меньше, и можно будет разместить еще один ряд кресел. Пусть не самый комфортный ряд, но это все равно пассажиры, купившие билет. А значит, принесшие авиакомпании свои деньги. Коммерция в чистом виде.

Фюзеляж

У Airbus основная модель всего семейства - А320. Это база. Базу укоротили и получается 319, удлинили - 321. Вместимость от 132 пассажиров, до 240 в случае с А321 Neo. Есть еще модель А318, еще короче, чем 319, но в России его не используют. Производится с 1986 года, а выпущено всего 10 800 единиц.

По части Боинга все немного сложнее. Модель всегда называется 737, а вот дальше цифры уже говорят о модификации данного борта. 737-100 старичок (так называемый Original), 737-400, 737-500 (Classic), 737-900 (New Generation) современный лайнер. По размеру так же различаются. А еще есть весьма одиозный персонаж Boeing 737-Max. Почему одиозный? Можно загуглить все катастрофы, связанные с ним. А производится Boeing 737 c 1967 года, как самостоятельная модель. Всего изготовлено 11 300 самолетов.

Если посмотреть на конкурентов в профиль, то можно увидеть, что американец заметно ниже француза, крылья имеют чуть больший угол подъема и угол атаки, а нос Боинга острее, чем Аэробуса.

Нос Аэробуса более округлый, расположен выше, а крылья имеют не такой острый угол. Здесь можно порассуждать на тему расхода топлива, эффективности полета и так далее.

На крылья имеются выходы как у Боинга, так и у Аэробуса, однако на всех модификациях Boeing аварийные люки будут открываться наверх, а у Airbus лишь на моделях с индексом NEO. Старые, классические модели, имеют люки, которые необходимо открыть вовнутрь салона, развернуть и выбросить на крыло. Не самая удобная и безопасная система, учитывая вес одного люка в 15 кг. Кстати, эта картина продемонстрирована в фильме "Чудо на Гудзоне", как раз про А320. Рекомендую к просмотру.

Из-за разницы в высоте фюзеляжа есть еще одно отличие: При открытии люков, у аэробуса на крыле надуется трап рампа, помогающая покидать воздушное судно. У Боинга ничего не надуется, пассажиры должны следовать по стрелкам, нарисованным на поверхности крыла и съезжать по закрылкам. Уверен, до земли будет все равно не высоко.

-6

Вверху на фото А320 коллег из Кореи. Проведена эвакуация, трап-рампа надут и спускается от крыла, то земли. Именно этого трапа в Боинге нет.

Если вспомнить про аварийную посадку на воду, опять я про фильм "Чудо на ГУдзоне", то в отличии от Аэробуса, имеющего в целом положительную плавучесть, Боинг сразу же затопит свой хвост, так как он заметно тяжелее. При этом двери в хвостовой части американца открывать будет нельзя при приводнении, иначе борт пойдет на дно заметно быстрее. Такая конструкция.

Так же на самолетах по-разному расположен воздухозаборник ВСУ. В Боинге он находится у задней левой двери, поэтому, когда бортпроводник открывает дверь для того, чтобы заменить пакет во встроенном мусоросборнике, надо быть очень внимательным, чтобы пакет или какие-то документы не засосало.

-7

Коллега из другой авиакомпании жаловался, что всегда переживает, когда обслуживает кухню с открытой дверью.

Кабина пилотов

Любой старший бортпроводник всегда проголосует за Аэробус, так как в нем можно стоять в полный рост. В Боинге кабина ниже, места в ней меньше, а значит и оперировать с членами экипажа становится труднее.

-8

Кокпит в Боинге довольно узкий, пилоты расположены к друг другу ближе, чем в Аэробусе, за управление самолетом отвечают штурвалы, или как их еще называют - рога.

-9

В европейце места больше, кабина шире, руководят пилоты полетом с помощью своих Side Stick, расположенных по внешним сторонам от друг друга. И работать старшему в кабине, подавая те же самые обеды или документы, заметно проще.

У Боинга управление на тросах, у Аэробуса электроника + гидравлика. Аэробус современнее, Боинг надежнее. Пусть даже все продублировано, иногда самолеты мимо взлетной полосы, все таки, садятся, как показал сентябрь 2023 года.

Итог

Нельзя сказать, что один самолет хороший, а другой плохой - оба трудяги себя зарекомендовали себя с лучшей стороны: доступные, легкие в обслуживании, хоть и со своими головняками, и как заверил один из техников - Аэробус по-своему дурацкий, просто потому что он Аэробус.

Я эксплуатирую Airbus, соответственно и допуск к работе у меня именно на эти машины, есть коллеги, имеющие допуск сразу на два типа, плюсом к Аэробусу еще и Боинги. Это, например, S7, Аэрофлот, Россия. Лично мне машина нравится, пусть и есть свои недостатки, но это больше по моделям NEO, опять же вопрос про комплектацию самого судна.

Не сказал про туалеты, так как их количество и размер так же определяется комплектацией самолета, какой захочет потребитель, такой на заводе и установят.

Что же касается надежности, и стоит ли опасаться одних самолетов, выбирая другие: нет, не стоит. При своевременном обслуживании и должном уходе оба лайнера домчат вас до пункта назначения, а мы, как экипаж, всегда будем стараться сделать ваш полет максимально комфортным, независимо от того, летите вы впервые или являетесь бывалым путешественником.

Благодарю за внимание и подписку, за ваше прочтение и лайки. Как обычно, если скажете мне промокод "Говорит старший бортпроводник", то в полете угощу кофе с шоколадом. И хорошего вам рейса!