Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Среднемегистральная авиация давно занята такими гигантами как Airbus и Boeing, машины между собой очень похожи, но не одинаковые. А если есть различия, то есть и преимущества каждого экземпляра. Приглашаю вас поговорить об этой теме сегодня.
Сходства
И тот, и другой - узкофюзеляжный лайнер, имеет один проход по салону и по три кресла с каждой стороны. Если смотреть на кресла, то они могут быть одинаковыми, а могут и отличаться, смотря какую комплектацию выбрал перевозчик. Однако, если поднять взгляд с кресел на иллюминаторы, то становится заметно, у "американца" они более квадратные, чем у "француза".
Да, Boeing производится в США, город Сиэтл, а Airbus во Франции - город Тулуза. При этом в этих городах происходит лишь финальная сборка самолетов, прочие детали и узлы производятся на других заводах. На сколько помню, как первым, так и вторым, лопатки для двигателей поставляет австрийский металлургический завод Bohler Udenholm, а так же был задействован и Свердловский ВСМПО, поставлявший титан. Санкции затормозили процесс производства новых бортов.
Остальные сходства: два крыла, центроплан в нижней части фюзеляжа, два мотора, нижнее расположение, три стойки шасси, хвост. В остальном машины разные. Идемте в салон, посмотрим, в чем же разница.
Отличия
Двери
Только входим в самолет, нас встречает распахнутая дверь 1L, само собой они разные.
Airbus
В нижней части двери, в коробе расположен надувной трап. Оранжевым цветом выделена ручка открытия двери, желтым - рычаг селектора. Именно селектор отвечает за автоматический выпуск трапа при открытии двери в аварийном режиме. Селектор опущен в нижнее положение - трап присоединен к фюзеляжу и при открытии двери произойдет выпуск. Селектор поднят - дверь откроется без выпуска спасательного трапа. При начале полета и его завершении процедура очень простая: перевели селектор в нужное положение, выполнили перекрестный контроль.
Открывается дверь наружу и в сторону, сдвигаясь на петле в сторону носовой части, подобно дверям в автобусах. При открытии устанавливается на фиксатор.
Boeing 737
В "американце" дверь распахивается настежь. Петля так же имеет фиксаторы для удержания двери в открытом положении, трап так же расположен в коробе в нижней части двери. За открытие двери отвечает серебристая ручка, которую необходимо поворачивать против часовой стрелки для открытия и наоборот для закрытия.
А вот сам трап присоединяется к фюзеляжу уже вручную, без специальных механизмов. А чтобы было видно, что дверь в данный момент в "полетном" или "автоматическом" режиме, и при ее открытии надуется трап, имеется специальный оранжевый ограничитель, который расположен над иллюминатором двери. Присоединили трап - опустили красную ленту, словно перечеркнув иллюминатор. Отсоединили трап - подняли ленту обратно наверх, как указано на фото.
Открывается дверь так же - в сторону носовой части.
Проходим в салон.
Багажные полки
В Аэробусе это коробка, имеющие выпуклую крышку. При открытии крышки сама полка статична, кладем внутрь вещи, закрываем крышку. Все просто.
Полки боинга устроены иначе, представляют собой бардачки, открывающиеся сверху вниз. При открытии крышки, вниз отъезжает вся полка сразу. Разместили вещи, подняли до щелчка, покла закрылась.
Как по мне, так у европейца сделано более грамотно - влазит большее количество вещей. Но я не инженер, возможно, такая конструкция выбрана не просто так.
Кухня
Как мне показалось, в обоих самолетах кухни довольно схожи, одинаковые крепления для телег, одинаковые крепления для контейнеров, схожие станции бортпроводников, или как их называют в Boeing - Jump Seat.
Размер кухни определяется не столько моделью самолета, сколько потребностями заказчиков. Сделай кухню чуть меньше, и можно будет разместить еще один ряд кресел. Пусть не самый комфортный ряд, но это все равно пассажиры, купившие билет. А значит, принесшие авиакомпании свои деньги. Коммерция в чистом виде.
Фюзеляж
У Airbus основная модель всего семейства - А320. Это база. Базу укоротили и получается 319, удлинили - 321. Вместимость от 132 пассажиров, до 240 в случае с А321 Neo. Есть еще модель А318, еще короче, чем 319, но в России его не используют. Производится с 1986 года, а выпущено всего 10 800 единиц.
По части Боинга все немного сложнее. Модель всегда называется 737, а вот дальше цифры уже говорят о модификации данного борта. 737-100 старичок (так называемый Original), 737-400, 737-500 (Classic), 737-900 (New Generation) современный лайнер. По размеру так же различаются. А еще есть весьма одиозный персонаж Boeing 737-Max. Почему одиозный? Можно загуглить все катастрофы, связанные с ним. А производится Boeing 737 c 1967 года, как самостоятельная модель. Всего изготовлено 11 300 самолетов.
Если посмотреть на конкурентов в профиль, то можно увидеть, что американец заметно ниже француза, крылья имеют чуть больший угол подъема и угол атаки, а нос Боинга острее, чем Аэробуса.
Нос Аэробуса более округлый, расположен выше, а крылья имеют не такой острый угол. Здесь можно порассуждать на тему расхода топлива, эффективности полета и так далее.
На крылья имеются выходы как у Боинга, так и у Аэробуса, однако на всех модификациях Boeing аварийные люки будут открываться наверх, а у Airbus лишь на моделях с индексом NEO. Старые, классические модели, имеют люки, которые необходимо открыть вовнутрь салона, развернуть и выбросить на крыло. Не самая удобная и безопасная система, учитывая вес одного люка в 15 кг. Кстати, эта картина продемонстрирована в фильме "Чудо на Гудзоне", как раз про А320. Рекомендую к просмотру.
Из-за разницы в высоте фюзеляжа есть еще одно отличие: При открытии люков, у аэробуса на крыле надуется трап рампа, помогающая покидать воздушное судно. У Боинга ничего не надуется, пассажиры должны следовать по стрелкам, нарисованным на поверхности крыла и съезжать по закрылкам. Уверен, до земли будет все равно не высоко.
Вверху на фото А320 коллег из Кореи. Проведена эвакуация, трап-рампа надут и спускается от крыла, то земли. Именно этого трапа в Боинге нет.
Если вспомнить про аварийную посадку на воду, опять я про фильм "Чудо на ГУдзоне", то в отличии от Аэробуса, имеющего в целом положительную плавучесть, Боинг сразу же затопит свой хвост, так как он заметно тяжелее. При этом двери в хвостовой части американца открывать будет нельзя при приводнении, иначе борт пойдет на дно заметно быстрее. Такая конструкция.
Так же на самолетах по-разному расположен воздухозаборник ВСУ. В Боинге он находится у задней левой двери, поэтому, когда бортпроводник открывает дверь для того, чтобы заменить пакет во встроенном мусоросборнике, надо быть очень внимательным, чтобы пакет или какие-то документы не засосало.
Коллега из другой авиакомпании жаловался, что всегда переживает, когда обслуживает кухню с открытой дверью.
Кабина пилотов
Любой старший бортпроводник всегда проголосует за Аэробус, так как в нем можно стоять в полный рост. В Боинге кабина ниже, места в ней меньше, а значит и оперировать с членами экипажа становится труднее.
Кокпит в Боинге довольно узкий, пилоты расположены к друг другу ближе, чем в Аэробусе, за управление самолетом отвечают штурвалы, или как их еще называют - рога.
В европейце места больше, кабина шире, руководят пилоты полетом с помощью своих Side Stick, расположенных по внешним сторонам от друг друга. И работать старшему в кабине, подавая те же самые обеды или документы, заметно проще.
У Боинга управление на тросах, у Аэробуса электроника + гидравлика. Аэробус современнее, Боинг надежнее. Пусть даже все продублировано, иногда самолеты мимо взлетной полосы, все таки, садятся, как показал сентябрь 2023 года.
Итог
Нельзя сказать, что один самолет хороший, а другой плохой - оба трудяги себя зарекомендовали себя с лучшей стороны: доступные, легкие в обслуживании, хоть и со своими головняками, и как заверил один из техников - Аэробус по-своему дурацкий, просто потому что он Аэробус.
Я эксплуатирую Airbus, соответственно и допуск к работе у меня именно на эти машины, есть коллеги, имеющие допуск сразу на два типа, плюсом к Аэробусу еще и Боинги. Это, например, S7, Аэрофлот, Россия. Лично мне машина нравится, пусть и есть свои недостатки, но это больше по моделям NEO, опять же вопрос про комплектацию самого судна.
Не сказал про туалеты, так как их количество и размер так же определяется комплектацией самолета, какой захочет потребитель, такой на заводе и установят.
Что же касается надежности, и стоит ли опасаться одних самолетов, выбирая другие: нет, не стоит. При своевременном обслуживании и должном уходе оба лайнера домчат вас до пункта назначения, а мы, как экипаж, всегда будем стараться сделать ваш полет максимально комфортным, независимо от того, летите вы впервые или являетесь бывалым путешественником.
Благодарю за внимание и подписку, за ваше прочтение и лайки. Как обычно, если скажете мне промокод "Говорит старший бортпроводник", то в полете угощу кофе с шоколадом. И хорошего вам рейса!