Настроение у Таси было ужасное. Неужели ей снова придется менять работу? А главное – никто, кроме нее, в этом не виноват.
Уже в третий раз повторяется одна и та же история, и Тася в третий раз наступает на те же грабли.
– Юль, – жаловалась она подруге, – ну что я такая несчастная! Меня уже два раза вышибли с работы за мой язык, и сегодня я снова шлепнулась в ту же самую лужу.
Юля хорошо знала характер Таси – они дружили с детства, почти двадцать лет. И ей как раз-таки были понятны причины несчастий подруги.
Тася - обычно спокойная, неконфликтная, иногда даже уступчивая. Но это только на первый взгляд. Те, кто был знаком с девушкой поближе, знали, что такой она может быть только до определенного момента.
Если перейти границы и основательно «достать» девушку, она может взорваться с такой силой, что тот самый вулкан Эйяфьядлайёкюдль из Исландии будет нервно выпускать свой дым в сторонке.
Что-то подобное произошло и сегодня.
Три месяца назад у них в отделе появилась девушка, которую шеф взял на работу по просьбе одного своего знакомого. Внешность у этой девицы была модельная – было видно, что она прошла тюнинг по полной программе. Но профессионализм, как известно, не вкачаешь. Алиса (так звали девушку) явно не справлялась со своей работой.
А вместо того, чтобы учиться, она выбрала другой путь: хлопая глазами, опушенными тремя рядами ресниц, и надув губки «уточкой», Алиса подходила к кому-нибудь, кто казался ей уступчивым, и просила помочь «вот здесь и вот тут», а потом еще «вот в этом месте и в этом». Таким образом, человек фактически выполнял за нее все задание. К Тасе она подходила чаще всего, потому что та не отказывала ей ни разу.
Но сегодня Тася заканчивала серьезный проект, который должна была сдать в конце дня, и ей было некогда решать проблемы Алисы. Но та уселась рядом с Тасей и привычно заныла со своим «вот здесь и вот тут».
Тася пару раз мягко сказала девушке, что она занята, но та не отставала. Тогда Тася повернулась к Алисе и прямо в лицо выдала все, что думала о ней и ее умственных способностях. Причем слова «безмозглая курица» были в этом двухминутном спиче самыми мягкими.
Алиса заплакала, вскочила и выбежала из кабинета.
А через полчаса Тасю пригласил к себе шеф.
Поскольку вулкан сразу не остановить, то Тася и ему объяснила, что выполнять работу за эскортниц господина Романова – того самого, по чьей протекции Алису взяли на работу – она не собирается. И добавила, что может это делать, если дополнительный объем работы будет включен в трудовой договор и соответственно оплачен.
Шеф удивленно посмотрел на Тасю и сказал:
– Вы свободны, идите.
И вот теперь девушка сидела с подругой в кафе и гадала, получит она завтра расчет или нет.
– Тася, я тебе уже давно говорила, что ты сама провоцируешь эти ситуации. Зачем ты стала помогать этой девице на постоянной основе? Ладно, один раз, ну, два. А потом надо было ее вежливо послать, – объясняла Юля.
Сама она была совершенно другой. Хотя когда-то Юля тоже не могла никому отказать. Сказать «нет» ей казалось невозможным. Соответственно, народ грузил на нее все свои проблемы. Но девушка нашла в себе силы изменить ситуацию. Она не стала ждать, когда ее внутренний «вулкан» переполнится и взорвется.
– Нельзя быть хорошей для всех, – продолжила Юля. – Научись наконец прямо говорить о том, что тебе не нравится. Ты что, думаешь, что твои коллеги, за которых ты выполняешь работу, хорошо о тебе думают? Не обольщайся! Скорее всего та же Алиса думала о тебе примерно так: «Как хорошо, что здесь есть такая глупая Тася, на которую можно свалить все, а самой в это время отдохнуть!»
– Да я все понимаю, оно как-то само собой получается! – воскликнула Тася. – Вот уже сколько раз давала себе слово! Но мне просто неудобно отказывать людям. Вроде вместе работаем, почти друзья.
– А ты знаешь, сколько таких «друзей» исчезло из моей жизни после того, как они поняли, что больше не смогут меня эксплуатировать? И хуже я себя от этого не почувствовала. Оказалось, что это очень легко – прямо говорить о том, на что я могу согласиться, а что для меня неприемлемо.
– Да я все это понимаю, – повторила Тася.
– Ага, понимаешь ты! Вспомни, куда мы собирались пойти в прошлое воскресенье? В театр! И билеты уже купили. Но позвонила твоя сестра, и ты осталась дома приглядывать за племянником, а она с мужем пошла в гости. А они могли бы няню нанять или попросить свекровь посидеть с ребенком. Но зачем, когда есть такая безотказная Тася!
– Но это же родственники, а не чужие люди, сестра так просила! – сказала Тася.
– Какая разница! Ты помнишь, когда мы ездили на две недели в Витязево, Вера тоже предложила мне взять с собой восьмилетнюю племянницу. Но я ей отказала, потому что собиралась отдыхать так, как мне хотелось, а не присматривать за ребенком. Я Вере сразу сказала: «Зачем мне эта головная боль? Хочешь отправить дочь на юг, купи путевки ей и бабушке – если, конечно, она согласится».
Юля пыталась объяснять Тасе:
– Если тебе что-то не нравится, есть два пути – терпеть и тем самым разрушать себя, или сразу высказать свое недовольство. Ты не хочешь конфликта и тянешь до последнего. Но конфликт все равно будет, причем его масштаб не сопоставим с тем недовольством, которое испытает человек, если ты ему откажешь сразу. И тебе легче – ты не будешь копить в себе негатив. Если после этого человек перестанет с тобой общаться, значит, ты ему была нужна только как «удобная единица», за счет которой он решал свои проблемы.
В этот раз Тасе повезло – ее не уволили. Более того – из офиса исчезла Алиса.
А Тася продолжает работать. Коллеги и сейчас обращаются к ней с просьбами о помощи, но уже гораздо реже и нормально реагируют, если она отказывает.
Автор – Татьяна В.