В декабре 2023 мы с супругой побывали в Шерегеш. Причины выбора локации каталки объяснимы усталостью от новогоднего дурдома в Сочи с низкой вероятностью снега и отсутствием желания оставить большие деньги на заграничный отдых. Тут мы понимали, что нас ждет достаточно большая зона катания и почти 100% наличие снега. А что нам ещё надо для счастья?! Возможно, наш опыт поможет вам больше узнать о катании в Шерегеш и позволит лучше к нему подготовиться, а следовательно получить максимальное удовольствие от время нахождения в горах.
Как добраться?
Билеты и трансфер
Официальный вариант доехать до горы только один - автобус от ж/д станции Новокузнецка. Это долго, неудобно (с 2 пересадками), но дёшево - порядка 600 руб.
Частные трансферы: 2-2,5 т.р. с человека - с попутчиками (микроавтобус), 6 т.р. - индивидуальный.
Дорога на частном трансфере занимает около 3 часов при благоприятных погодных условиях (120 км)
Трансфер сам отель не организовывает, что само по себе странно и не удобно.
Питание.
Наиболее простой вариант, имхо, сразу взять завтрак в отеле.
В Аквилоне завтрак с 8:00 до 11:00. Были на застраке и в начале и в конце его проведения. Ассортимент почти не сокращается. Кроме шведский стол на выбор предлагается омлет или глазунья из 2 яиц. В ассортименте стола были одномоментно каша, бульон, творог, оладьи, блины, сосиски котлетки, какой-то гарнир, один вид салата, овощи, фрукты, всякие соусы, чай в пакетиках, кофе заварной, всякие напитки типа компота, молока, морса и т. д. В целом все очень хорошо. Ингредиентов достаточно для хорошего плотного завтрака.
В рюкзаке брали термос с чаем и какой-то перекус. В кафешках лучший вариант взять тёплый супчик. Самая демократичная столовке в Канте внизу зоны B или внизу на Панораме - зона F. Самообслуживание и там и там.
Вечером первые дни ужинали в своём отделе. Все очень вкусно и быстро. По цене ужин на двоих около 4 тр. с напитками. Преимущества такого ужина в близости к койке и минимальных усилий для его получения.
Скипасс, трассы и подъёмники
Сразу скажу, что мы не фрирайдеры. Всегда, когда есть выбор по трассе или в лес, то выбор у нас преобладает в пользу трассы. Шерегеш - это, судя по кол-ву народу вне трассы, Мекка фрирайда! Народ сначала откатывает трассы, а потом уходит в лес. Бордистов по количеству мне показалось больше чем лыжников.
Самые продвинутые, арендовав снегоход с водилой, едут на крест и к другим нетронутым спускам. Один такой подъём от верхушки горы Зелёная с рестораном Критшал стоит 2000 руб. Для обычного катания скипас продается под каждым подьемником. Отель не предлагал на ресепшн. Наиболее удобный вариант брать единый на все подтемники. Тут , конечно, зависит от вашего уровня катания. Кому пару подъёмов уже норм, а кто с 9 до 16:30 катает и потом на вечерку идет с 18:00 до 22:00. Цена соответственно варьируется. Скипасс на все зоны стоит 3200 руб. Есть всегда риск, что купишь на все трассы, а не откроют что-то или закроют по погоде. Самый невключаемый подъёмник у нас был Мустаг. Когда его включали, то мы бежали прям не пропустить это счастье. Самый лучший подьемник ,имхо, Олимпия 4 местный (даже снег метелкой сметают с сидушки и колпак от ветра есть), Хлебница 4 местная (колпак имеется), Восток 6 мест (теплые сидушки, колпак, автомат открытия на выходе), на Е кабинки 6 мест
Самый раритет (худший) - это подъём на Оранжевых кабинах SkyWay. Это старина дремучая, но двери сам закрывает, а окошки всегда открыты потому, что подизносились и просто падают вниз в изначальное полодение. Посадка долгая и сидишь 4 человека вплотную , как в яйце)
Если хочется перейти кататься на другую зону, то лучше это делать через верхушку горы Зелёная. Если на такси то цена поездки будет не меньше 750 руб.
Такси в городе.
Яндекс не работает. Только местное. Телефонов много. Диспетчер. Называешь адрес отправления и место назначения. Сразу говорят сколько стоит. Диспетчер назначает машину и при автоматическом перезвоне робот называет марку, номер. Сидишь и ждешь звонка о прибытии.
Погода
Нам досталась очень разная. Первые два дня катали в мороз -30° - 25°. Переносится хорошо. Бордист в кафешке сказал, что нормально в обычных колючих шерстяных носках. Мы в лыжных ботинках в толстых носках немного подмерзали. Заходили греться в кафешки на горе, которых достаточно много.
Конечно, подъём в мороз предпочтительнее в закрытом подъемнике. Брали грелки-стельки. Засовывал в ботинки. Первый раз вообще не понял. Второй день через мин 30 ноги как в печке. Часа через 2 начали замерзать. Видели лыжников в чехлах на ботинках. Можно будет купить на будущее.
2 дня снег и потепление до -10° утром пухляк, отличное скольжение, к концу дня бугорки и забитые ноги.
Дальше ещё интереснее: снег закончился, туман сверху, облачность, потеплело до 5-7°. Самая комфортная каталка. Даже немного стало жарковато. Естественно в день отъезда потеплело до -3°, вышло солнце и даже флиска под куртку стала лишним слоем одежды)... Это закон Мёрфи в горах: как бутерброд падает всегда маслом вниз, так и погода улучшается когда надо уезжать...
Технические нюансы и общие советы. Лыжи специально не готовили, что вызывает сожаление. Больше никогда так не будем)))
Брал с собой жидкий парафин -2-7°. Очень хорошо улучшает скольжение, но именно в рамках своей температурной характеристике. На -30°, когда снег скрипит, надо бы с характеристикой, конечно, соответствующей фактической температуре (см.Фото).
Полезно разок пройти канты канторезами, снять заусенцы. Хотя камней не так много и они сторого в прогнозируемых местах. Там где ветер сдувает снег - верхушка Е и верхушка В на выходе с Мустаг. Ботинки взял старые. Они 90 жёсткости, которая на морозе превращалась в 150))) , судя по трудности снять их и погреть ноги . К тому же у них ботинок уже размят и пальцы ног можно подвигать для сугрева на холоде. Вообще то ехать в валенках и пуховиках особенно не надо, если не планируете гулять больше 10 мин по морозу. Можно спокойно двигаться маленькими перебежками по маршрутам аэропорт- минивэн трансфера - отель - ресторан и т.д.
Однако, если есть желание прогуляться к хаски, покататься на них, то одеваться надо теплее чем на горку. Особенно ноги, лицо и руки. При этом, конечно, там не тайга и всегда можно зайти погреться в ресторанчик.
Очень хорошо показал себя крем от мороза. Мазать за 15 мин до выхода на улицу. Нос, который всегда торчит и мерзнет на скорости очень хорошо выглядит по итогам поездки. Хотя обычно он страдает от Солнца. Тут от мороза были моменты, когда он прям требовал отогрева, всегда был отогрет и по возвращению не облезает.
Внимание. Губы можно мазать тем же кремом. Помаду, если заморачиваться, то видел в магазине Алтайских продуктов. Метров на 15 ниже подъемника Олимпия сектор А. Там же были и всякие травы, мед, носки шерстяные и т.д. по популярному списку региона.
Интересно, но факт, что старенькая GoPro 7 на морозе -30° снимает один спуск. Фактически 5-7 мин. Показывает тебе 0 заряда, а когда дома отогревается, то остаток батареи еще 50℅. Вывод: нужна запасная батарея, камеру лучше класть во внутренний карман куртки, снимаем сюжет и прячем камеру в тепло нагрудного кармана (не в рюкзак: там мороз уверенно побеждает только термос, который этому специально подготовлен при производстве), а в идеале надо камеру мне обновлять на 12 модель. Там вроде как батарея поживучее будет. Если кто сталкивался с такой проблемой, то буду рад совету.
Перчатки или варежки. Это вроде в тему про мороз. Вроде как лыжники всегда в перчатках, а бордисты в варежках. Тут есть интересное решение бывалых, которое видел на подъемнике. Тонкие перчатки с возможностью пользоваться телефоном и поверх толстенные непромокаемые теплые варежки с резинкой чтобы не потерять. Когда звонит телефон, то на морозе голыми руками если на звонок и ответишь, то происходит на столько сильная потеря тепла руки и из самой перчатки, что вернуть комфортную температуру потом приходится минуты 3-5.
Вообще, прям хочется не трогать телефон пока не зайдешь в тепло. К стати для этого есть и второй аргумент. Знаете какой спрос на металоискатели в чатах? Ну, наверное раз в день точно ищут.
Но сфоткать красоту хочется. Оставить на память это лютое обморожение природы как из какого-то фантастического романа. Фото.