Чаще всего задача стоит научить ребенка с особенностями развития именно говорить, а не просто коммуницировать (показывать картинки, указывать пальцем и т.п.). И основная проблема лежит в том, что общение-то ему не нужно в общем случае. В частных случаях диагноз "РАС" может быть следствием других нарушений развития.
Чтобы работа была эффективной, необходимо исключить те из них, которые поддаются коррекции. Например, проблемы со слухом (а они могут быть очень выборочные) выявляются на сурдологическом обследовании. Будем считать, что все обследования были пройдены и остается просто расстройство аутичного спектра.
Что нас мотивирует
Любой человек ничего не будет делать просто так. Мы работаем, потому что за это получаем зарплату. Мы оказываем внимание бабушкам, звоним родителям, занимаемся с ребенком, потому что любим или привязаны к своим близким. Блогеры пишут о товарах либо за деньги, либо за получение этих товаров. Вряд ли кто-то будет писать о плохом пособии за то, что ему дадут это пособие.
Мы можем что-то сделать из-за страха, так как боимся недовольства, крика и дула пистолета. Иногда этот страх переплетен с мотивацией "любовь" - если опасность нависла не непосредственно над нами, а над кем-то близким.
У ребенка с диагнозом "РАС" отсутствует безусловная привязанность к взрослым, находящимся рядом, которая есть у обычных детей. Пока один ребенок получает удовольствие от того, что мама ему улыбнулась, он может получать удовольствие от хлопанья дверцей. Обычного ребенка остановит недовольство мамы, для ребенка с РАС недовольство - это препятствие к получению удовольствия.
5 основных способов мотивации ребенка
1. Награда
Это то, что вычисляют аналитики поведения. Думаю, каждый, кто уже начал изучать проблемы детей с аутизмом, знает аббревиатуру АВА-терапия. Она основана на прикладном анализе поведения, поиске того, что будет настолько ценно, что ребенок будет готов поработать за награду.
Сперва это совсем маленькие шаги. 10 секунд спокойно посидел - отлично. Потом награда идет уже за полноценное занятие или даже несколько занятий. Как наша зарплата - заработал и получил. В идеале, конечно, добиться, чтобы ребенок от самих занятий получал удовольствие.
Очень постепенно идет уход от мелких поощрений и пошагово формируется то, что должно быть у обычного ребенка. Сейчас АВА-терапия претерпевает изменения и включает в себя изучение сенсорных предпочтений и игры. Она стала чуть более личностной. Это работающий метод, но не единтвенный.
Одна из основных проблем, почему АВА-терапия плохо работает или не работает - бессистемность. Недостаточно 2-3 занятий в неделю. По прописанной программе отработка навыков должна вестись каждый день.
2. Страх
Способ, известный давно и, несмотря на множество исследований, доказывающих его неэффективность, применяемый и по сегодня. Не сделаешь - заставим. Не хочешь - накажем. Когда до ребенка доходит, что если он что-то не будет делать, станет еще хуже, он смирится с судьбой.
Конечно, нельзя поставить в угол ребенка за то, что он не говорит. Даже сторонники переламывания детей к такому не прибегают. Но можно делать упражнения рука в руке даже когда ребенок вырывается и плачет. Можно ограничивать его передвижения, пока он не сделает то, что вы от него хотите.
Результат будет. И, скорее всего, через какое-то время ребенок перестанет сопротивляться, лишь время от времени проверяя границы дозволенного. Он так же какие-то занятия может найти потом действительно интересным. Но никто не сможет заранее предсказать, как это аукнется в дальнейшем. Будет ли у ребенка что-то вроде Стокгольмского синдрома (все мы знаем людей, которые привязаны к своим не самым лучшим матерям) или он будет потом постоянным клиентом психологов и психиатров, переваливаясь из одной депрессии в другую.
3. Следование за интересами ребенка
В общем случае, если попытаться войти в игру ребенка, ему это скорее всего не понравится. Он сам по себе выстраивает ряды из игрушек, хлопает дверцами и т.п. Но психологи придумали, как это сделать, чтобы ребенок не был против, и как использовать эти интересы для его развития. Это Денверская модель раннего вмешательства, Dir/Floortime и Jasper.
Несмотря на то, что методики отличаются друг от друга, у них много пересечений. И основаны они все на том, что базовая потребность ребенка - это игра, а наша задача включить в нее доверенное лицо. Хлопанье дверьми, поглаживание предметов - это тоже игра.
4. Создание среды, развивающей коммунникативные навыки
Про это мало, кто пишет отдельно, но при этом почти все упоминают, как фон. Для того, чтобы ребенок развивался, чтобы у него формировалась способность к коммуникации, нужно минимизировать гиперстимуляцию, для которой не требуется общение. Обычный ребенок может устроить истерику, если у него забрать телефон или планшет. Ребенок с РАС может на нем зациклиться настолько, что переключить его и показать, что вокруг есть другие удовольствия, будет очень сложно. При этом сам телефон, планшет, мультфильм - это не всегда плохо. И мультфильмы в итоге и кругозор могут расширить. Но с ребенком РАС не стоит использовать гаджеты для того, чтобы он не мешал и посидел спокойно.
Развивающая среда это:
- Прогулки, поездки, посещение детских площадок, зоопарков, музеев техники и т.п.
- Прослушивание музыки. Классика, детские песни, выступления хора и т.п.
- Создание ситуаций, где ребенку для того, чтобы получить желаемое, надо это попросить. Будьте готовы, что ребенку с РАС проще забраться под потолок по полкам шкафа, чем сказать слово "дай", но можно подобрать и работающие способы.
- Включение в совместную деятельность. Вместе пилить, забивать гвозди, готовить, стирать и т.п.
- Плавать, копаться в песке, ходить по лужам, нюхать цветы - все это заставляет мозг передавать кусочки информации.
5. Взращивание удовольствия от общения
Здесь задача взрослого - создать ситуации, в которых ребенок получает удовольствие от взрослого. Использование игр и ситуаций, которые дадут приятные ощущения. А потом на созданном доверии уже строится обучение и общение.
В 3-м способе взрослый пытается включить себя в интересы ребенка. Сделать их ценнее благодаря своему присутствию и возможностям. Тут же мы работаем с базовыми чувствами и ощущениями. Для начала так же придется проанализировать, от чего ребенок получает удовольствие, но не встроиться в его игру, а предложить свой способ взаимодействия. Это может быть щекотание, кружение, езда на одеяле, подбрасывание в воздух и т.п. Задача найти те варианты, которые понравятся ребенку и он так захочет продолжения, что начнет их просить сам. Не забываем, что это лишь первый этап и не спешим. Чем ценнее мы для ребенка, тем проще будет потом дать ему новое.
Все эти методы можно совмещать между собой, отталкиваясь от того, что лучше воспринимает ребенок. Например, очень часто дефектолог работает, основываясь на принципах АВА-терапии, поощряя усвоение новых кусочков знаний, психолог поддерживает расширяет интересы ребенка, а мама гуляет, играет в сенсомоторные игры и учит самостоятельно надевать трусы, резать огурцы и чистить мандарины.
Если ребенок не говорит и не понимает речь, нужно пройти много шагов. Какой бы способ ни был выбран, важно набраться терпения. И результат обязательно будет.