...но не в пропагандистском понимании.
"Я люблю цыган в нАтуре и под водочку!" — говорил мой армейский сослуживец, капитан Черныш. Вот именно в этом смысле.
Леонида Носырева как режиссёра-мультипликатора можно поблагодарить за эпизоды сборника "Весёлая карусель", любимые моими внуками: "Антошка", "Рыжий, рыжий, конопатый" или "Два весёлых гуся". Но пиком его творчества стал, конечно, мультфильм "Волшебное кольцо" 1979 года. Я тогда ещё доучивался в школе — какие внуки?
Основой сценария стала сказка "Ванька-доброй" прославленного фольклориста Бориса Викторовича Шергина (1893—1973). Герои там общались на поморском диалекте. В Госкино такой текст режиссёру зарубили. Носырев переписал сценарий "Волшебного кольца" современным языком, получил деньги на мультфильм, а при озвучивании дал актёрам диалоги Шергина — и простенькая сказка заиграла всеми гранями бриллианта народной речи.
Правда, с исходным текстом тоже не всё просто. Первоисточников у сценария целых три.
Сказка появилась вскоре после Отечественной войны 1812 года. Главного героя звали Мартынко, но его не надо путать с Мартынко из одноимённого мультфильма другого режиссёра по сказкам того же Шергина.
"Волшебное кольцо" записала Ольга Эрастовна Озаровская в фольколорной экспедиции 1920 года. В исходной версии не было змеи, а кольцо Ваня снял с пальца мёртвой царевны.
Шергин обработал сказку в 1936-м и придал ей дух своего времени, навеянный пьесой "Пигмалион" Бернарда Шоу. "Змеиного царя дочерь" сделалась американкой. Её на спор в миллион долларов доктора превратили в змею Скарапею. Девушка должна была прожить змеёй ровно год и вернуться "на ейну квартеру"...
...но едва не погибла от рук мужика. Ваня отобрал у него змею, привёз в нужное место, а там уже "американски граждане стоят и часы в руках держат. Скарапею увидали, дали знать в клиник. Наехали костоправы, коневалы, бабки-тертухи — одночасно из змеи даму сделали".
Американку Носырев убрал. Зато сохранил других героев Шергина. Все они — что Ваня, что царь-ампиратор с семейством — деревенские люди, только разного достатка. Оттуда и поведение, и речь, разлетевшаяся на цитаты:
— Жалко мне, Маха, пинжака с карманами. Ванька в ём такой красивый!
— Фи, папа́! Ну какой у вас дурной скус! Это ж Ванька из слободки горло дерёт!
— Мужичок, вы почто опять животину тираните?
— Мост! Хрустальнай! Анжинерной системы!
— Маман! Намёки излишни!
— Маремьяна, не страмись, не страмись перед державами! Лезь в дудку!
— Да не полезу я в эту страсть! Да шо я, одичала, што ли?
— Ваня! Я ваша навеки!
Всем приятного просмотра.