Андрей Миронов был женат дважды, крутил романы с десятками актрис, но по-настоящему любил всю жизнь он только одну женщину - свою мать - Марию Владимировну Миронову. Последняя до самой смерти опекала своего сына, вмешивалась в его личную жизнь и во многом сыграла решающую роль в развитии его карьеры. Как же складывались их отношения, и какие факты с ними связаны.
"Первые 2 месяца сына я не любила"
Андрей Миронов появился на свет за несколько месяцев до начала Великой Отечественной. Роды протекали крайне тяжело, Андрюша "упирался" как мог и выходить никак не хотел. Выдергивать его приходилось буквально щипцами. Трое суток врачи и Миронова боролись за рождение будущего актера.
И после тяжелейших страданий он все-таки родился - сморщенный, маленький, похожий на какого-то "китайца". И это слова самой Мироновой, которая впоследствии откровенно говорила, что долгое время своего ребенка, принесшего ей столько страданий, она любить совсем не могла. Мария Владимировна в письме своему мужу писала:
"Как же тяжело мне было его рожать. Я думала, что я умру прямо там. Три дня, эти три дня я не забуду никогда. Боль, которая разрывает тебя на части. Сейчас я похожа на калеку, и еще долгое время буду просто никакой, едва ли кого-то такая жена сможет устроить. Когда мне приносят нашего китайца, я смотреть на него не могу, я даже ловила себе на мысли, что ненавижу его. Сколько боли он мне принес.. Любить я его не могу. Тоскливо мне очень, Сашенька. Тебе хотя бы поговорить есть с кем, а тут ни живой души".
Временное непринятие собственного ребенка, доставшегося столь тяжело, вскоре сменится самой глубокой, искренней, чистой и безусловной любовью. Андрей станет для матери главным человеком в жизни, а мать главным человеком - для него. И это не преувеличение.
"Я боюсь только Бога и своей матери"
Эту фразу Андрей Миронов говорил в своей жизни не раз, разумеется, и своим женам. В его иерархии ценностей они очевидно находились в лучшем случае на третьем месте - после матери и работы на сцене.
***
Об истинном отношении Миронова к своим женам говорили его вечные измены и не самое эмпатичное, уважительное общение с ними. К слову, в беседах с женами актер регулярно говорил про свои чувства к бывшим и прошлые романы. Лариса Голубкина вспоминала:
Андрюша мне постоянно рассказывал про свои прошлые романы. Ходил по квартире и так эмоционально восклицал: "А ты понимаешь, вот она...". А мне было это крайне неприятно. В какой-то момент я не выдержала, дала ему лист с ручкой и сказала ему: "Андрюш, у тебя есть прекрасная возможность все это изложить в своих мемуарах"
***
Да и какая женщина "с улицы" была способна что-либо противопоставить весомое той духовной связи, которая формировалась между матерью и сыном все эти годы. После смерти актера, Мария Миронова передала сохранившуюся между ними переписку. Из писем четко видно, что занять более менее значимое место в сердце Миронова какой-либо женщине, кроме матери, было почти невозможно. Актер делится с ней всеми своими переживаниями, они ссорятся по переписке, мирятся, признаются друг другу в любви. Просто оцените уровень теплоты и близости в переписке:
"Милая моя мамочка, здравствуй. Только что получил твое письмо, и очень огорчился из-за того, что ты на меня рассердилась. Я искренне прошу тебя меня простить. Ты каждый раз говоришь, мне что друзьями мы быть не можем, но нет ни одного человека на свете ближе, чем ты. В тот вечер у меня было крайне плохое настроение, и я был очень уставшим. Я еще раз прошу простить меня и не думать обо мне плохо"
"Злой рок отношений"
Столь глубокие отношения с матерью не могли не отражаться на отношениях актера с другими женщинами. Тень Марии Мироновой как бы нависала над ними, не давая личного пространства и возможности сыну самостоятельно проявляться в семье - как бы сказали психологи, актер находился в условиях гиперопеки со стороны матери. Неудивительно, что первая серьезная любовь Миронова Наталья Фатеева дала ему вполне однозначную характеристику: "Маменькин сынок". И во многом она была права.
Мать обеспечила сыну-студенту отдельную жилплощадь в коммуналке, куда тот впоследствии и приводил Фатееву. Она же, узнав о желании сына жениться на разведенной актрисе с ребенком, которая к тому же была старше его, выступила категорически против их союза. В итоге брак так и не состоялся, а Миронов еще долго страдал, утопая в слезах и депрессии.
Женщинам, которым все же посчастливилось стать женами Миронова, приходилось ой как не сладко. Мало того, что Мария Владимировна беспардонно вмешивалась в их отношения, раздавая советы направо и налево, так еще и ее присутствие чувствовалось в самом Миронове. Первая жена Екатерина Градова вспоминала:
В браке с Андрюшей мне приходилось учиться всему заново. Нужно делать все так, как делала его мама - стирать, готовить, убираться. Не то, чтобы мне это докучало. Я просто хотела соответствовать образу идеальной жены своего мужа.
Но как бы все они не старались, Миронов отношения, увы, не ценил. Мог переспать на съемках с другой женщиной, а потом приехать домой, склонить голову и сказать: "Я себе мерзок, я тебе изменил".
***
Миронов переписывался с матерью вплоть до самой своей смерти. Так же тепло, как и юные годы. Находясь на отдыхе в Сочи он писал:
Милая моя мамочка. Я весь в лечении. Сделал кардиограмму, померил давление - все в порядке. Отдыхаю. Купаюсь утром и вечером. Пишу бете на пляже, прости за неровный почерк. Сейчас из воды вылезает Канделаки (оперный певец). Зрелище страшное. Твой Андрей.
В заключение. Мария Владимировна в 82-ом похоронила мужа, а через пять лет сына. Какие душевные страдания терзали ее душу - представить просто невозможно. Но в конце 80-х ее жизнь рухнула. В одиночестве она прожила до 1997 года. Сохранившиеся письма сына стали для нее отдушиной, как спектакли в труппе Табакова и ежедневные поездки на Ваганьковское кладбище.