Найти в Дзене
Царьград

Фильм "Лок" - как за 81 минуту разрушить жизнь и спасти (возможно) душу

ФОТО: ARMANDO GALLO/GLOBALLOOKPRESS
ФОТО: ARMANDO GALLO/GLOBALLOOKPRESS

Фильм Стивена Найта "Лок" (2013) - это не только история о том, как за 81 минуту разрушить жизнь и спасти (возможно) душу. Это ещё и пример нерелигиозного кино с христианским смыслом.

Как всегда, в конце декабря и, как всегда, неожиданно приближается Новый год - один из тех немногих праздников, которые ещё сохраняют семейные традиции. И эти дни - хороший повод не только для весёлой суеты, но и для того, чтобы задуматься о ценности семьи.

Поможет нам в этом британская драма "Лок", которая весьма лаконичными, но удивительно выразительными киносредствами рассказывает историю крушения одной семьи, попутно поднимая вопрос о возможности покаяния в нехристианском мире.

СТАРТОВАЯ ЗАСТАВКА ФИЛЬМА "ЛОК" (2013, РЕЖИССЁР СТИВЕН НАЙТ)
СТАРТОВАЯ ЗАСТАВКА ФИЛЬМА "ЛОК" (2013, РЕЖИССЁР СТИВЕН НАЙТ)

Может показаться, что понятия "Европа", "семейные ценности" и "христианство" в наши дни просто несовместимы. Состояние современной европейской цивилизации ставит под сомнение саму возможность проникновения христианских смыслов в тамошнее искусство. Но не стоит спешить с выводами - христианские корни Европы настолько мощны и глубоки, что отдельные евангельские ростки пробиваются даже на нынешнем богоборческом пепелище.

Фильм британского режиссёра Стивена Найта "Лок" (2013) повествует о строительном прорабе Айвене Локе из английского Бирмингема. Вечером Айвен выезжает с работы, но отправляется вовсе не домой, где жена и двое сыновей ждут главу семейства, чтобы посмотреть матч любимой футбольной команды.

АЙВЕНУ ЛОКУ ЗВОНЯТ ИЗ ДОМА - С ЭТОГО НАЧИНАЕТСЯ СЮЖЕТ КАРТИНЫ. КАДР ИЗ ФИЛЬМА "ЛОК" (2013, РЕЖИССЁР СТИВЕН НАЙТ)
АЙВЕНУ ЛОКУ ЗВОНЯТ ИЗ ДОМА - С ЭТОГО НАЧИНАЕТСЯ СЮЖЕТ КАРТИНЫ. КАДР ИЗ ФИЛЬМА "ЛОК" (2013, РЕЖИССЁР СТИВЕН НАЙТ)

Лок едет в Лондон, потому что ему только что позвонила женщина, с которой он несколько месяцев назад провёл одну-единственную ночь. А сейчас её везут в больницу на сложные преждевременные роды. Полтора часа мы наблюдаем в кадре единственного человека, который едет в машине и, общаясь по телефону с женой, сыновьями, коллегами и рожающей женщиной, разрушает собственную жизнь.

Драматургически "Лок" - это совмещение образов разрушения здания (главный герой - строитель) и крушения жизни человека. Трещина в фундаменте жизни Лока появилась ещё семь месяцев назад, в злополучную ночь. С тех пор эта трещина незаметно ширилась и расползалась. И понадобился лишь внешний толчок, после которого всё рассыпается буквально на глазах.

ОБРУШАЮЩЕЕСЯ ЗДАНИЕ. СКРИНШОТ: СЕРГЕЙ КУЗНИЦЫН/СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ "ВКОНТАКТЕ"
ОБРУШАЮЩЕЕСЯ ЗДАНИЕ. СКРИНШОТ: СЕРГЕЙ КУЗНИЦЫН/СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ "ВКОНТАКТЕ"

Слово "грех" ни разу не звучит в фильме. Кажется, в современном словаре западного человека это понятие вовсе не используется. Но "Лок" - это история именно о грехопадении, об одной-единственной ошибке, которая меняет всё, лишает человека его рая, семьи.

Фильм призывает задуматься о том, что каждый наш поступок может иметь необратимые последствия для нас и для тех, кто нам дорог. Для затуманенного вседозволенностью и безответственностью сознания современного человека это настоящее откровение. Мысль о том, что жизнь невозможно поставить на паузу и "переиграть" на хороший сценарий, нестерпима для жертв обывательской цивилизации, воспитанных на принципах "расслабься", "живи в своё удовольствие", "ты достоин большего".

ТОМ ХАРДИ В РОЛИ АЙВЕНА ЛОКА. КАДР ИЗ ФИЛЬМА "ЛОК" (2013, РЕЖИССЁР СТИВЕН НАЙТ)
ТОМ ХАРДИ В РОЛИ АЙВЕНА ЛОКА. КАДР ИЗ ФИЛЬМА "ЛОК" (2013, РЕЖИССЁР СТИВЕН НАЙТ)

Образ Айвена Лока - это портрет человека, сохраняющего совесть в бессовестном мире и пытающегося преодолеть последствия своего грехопадения. Он бы, конечно, хотел, чтобы о его падении не узнали жена и дети, чтобы всё осталось как прежде. Но Лок, выросший без отца, бросившего семью, стремится искупить этот сидящий в нём первородный грех, поэтому он едет к женщине, которую едва знает и не любит. Эта женщина сейчас на пороге жизни и смерти из-за его поступка, а в мир вот-вот родится его ребёнок.

В стремлении поступить правильно в ситуации, когда "хорошего решения" просто нет и катастрофа неизбежна, главный герой выбирает путь, который христианское сознание опознаёт как покаяние. Лок признаётся семье в совершённом, а сам едет туда, где он должен помочь беззащитным, за которых теперь несёт ответственность.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА "ЛОК" (2013, РЕЖИССЁР СТИВЕН НАЙТ)
КАДР ИЗ ФИЛЬМА "ЛОК" (2013, РЕЖИССЁР СТИВЕН НАЙТ)

Финал истории неизвестен, хотя понятно, что благостный хэппи-энд невозможен. Айвен признал свой грех и принял на себя ответственность за него - единственно возможный христианский поступок в заданных сценаристом условиях. И поэтому "Лок" - пусть нерелигиозный фильм, но с христианским смыслом.

_____________________________

Подпишитесь на наш канал, поставьте лайк и напишите комментарий, это поможет донести информацию до большего количества людей.