Найти тему
Нагатино LIVE

Введен штраф за отказ в рассмотрении требований потребителя

Многим потребителям товаров и услуг знакома история, когда при подаче претензии продавцу или организации, оказывающей услуги, та «отмораживается» и, либо игнорирует потребителя, не отправляя ему ответ совсем, либо отвечает не по существу.

Новая норма введена с 30 декабря 2023 г., вот ее текст:

КоАП РФ Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей.
4.1. Необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке таких требований -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Спроецируем эту ситуацию на сферу ЖКХ, которая интересует большинство читателей этого блога.

Очевидно, что субъектом, оказывающим услуги в сфере ЖКХ является управляющая компания, или ТСЖ (но не Совет дома, который никаких услуг не оказывает).

Об этом говорит и Верховный суд РФ. В частности в п 11 "Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018):

Граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей.
К правоотношениям, возникшим между сторонами, следует применять положения Закона о защите прав потребителей, которые помимо взыскания денежных средств в счет возмещения ущерба предусматривают возложение на ответчика обязанности по выплате компенсации морального вреда и штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя.

Тут важно отметить, что ВС РФ отнес к лицам, имеющим право на применение норм законодательства о защите прав потребителя в сфере ЖКХ именно собственников.

Смоделируем ситуацию, в соответствии с новыми положениями ч. 4.1. ст. 14.8 КоАП – собственник, получив счет за услуги ЖКХ, находит там несоответствие реальным тарифам, объему, с которого ведется расчет и конечной сумме. Напомню, что реальный случай того, как один из «Жилищников» г. Москвы необоснованно требовал более 150 тыс руб за один из месяцев за обычную квартиру имел место. И, на запрос собственника, писал отписки – мол, должны денег, и все тут.

Теперь такой необоснованный ответ без расчетов и доказательств может быть расценен как правонарушение, подпадающее под ч. 4.1. ст. 14.8 КоАП. Правда, деньги от штрафа пойдут не в пользу собственника, а в доход государства.