Да, постельная сцена может быть веселой или грустной. В фильме “Ребро Адама” она грустная. Хотя и вызывает улыбку.
Смешно, когда героиня Инны Чуриковой, несмотря на внезапную бурю страсти, лезет в шкаф за постельным бельем. Смешно, как ловко она приготавливает “ложе любви”, прыгает в это “ложе” и, накрывшись одеялом, ждёт возлюбленного, который все никак не справится со своими брюками.
Но не зря фоном служит минорная, тягучая мелодия Вадима Храпачёва. Ведь на самом деле веселого во всем этом мало.
Эту трагикомическую роль могла бы сыграть только Инна Чурикова. Только она столь мастерски умела совмещать смешное с грустным. Может быть, еще Нонна Мордюкова… Но у нее типаж был другой.
Интеллигентная дама пятидесяти лет знакомится с командировочным инженером, который вот уже две недели ходит в музей, где она работает экскурсоводом. Ходит он смотреть не на экспонаты, а на экскурсовода. То есть имеет вполне серьезные намерения. Дама предупреждает инженера, что у нее парализованная мать и две взрослых дочери от очень разных мужчин. Инженера это не пугает. И тогда она приглашает его к себе.
А что ходить вокруг да около?
Нина Елизаровна говорит Евгению, что “давно себе не принадлежит”. На самом деле она никогда себе не принадлежала. С самого рождения она принадлежит матери, как принадлежат своим матерям или отцам все дети домашних тиранов, не сумевшие еще в отрочестве, как сегодня бы сказали, отстоять свои личные границы.
Мать дважды сделала из Нины мать-одиночку. Но на этом не остановилась. Она продолжает терроризировать свою дочь, даже будучи парализованной.
Трагичность постельной (или полупостельной) сцены в “Ребре Адама” в том, что она показывает беспросветное одиночество очень несвободной женщины. Нуждаясь в любви и понимании, но не получая их, она пытается урвать хотя бы кусочек этой любви в редкие минуты свободы - пока у матери чистое судно. Но и этот жалкий кусочек ей не светит.
Удивительно, что нелепая фраза “Эти трусики в цветочек вам очень к лицу”, брошенная на прощание несостоявшемуся любовнику, получается такой драматичной в исполнении Чуриковой. Прямо какая-то обречённость звучит в этих словах.
А самое сильное в фильме - это речь, которую произносит главная героиня над кроватью парализованной матери (“Ты всегда жила так, как тебе хотелось, и меня заставила жить так, как тебе хотелось!”).
***
На счету Чуриковой десятки впечатляющих экранных монологов. Один из них - в фильме “В круге первом”. Примечательно, что в этой сцене задействованы неплохие актрисы, но Инна Чурикова так играет, что на ее фоне ее партнерши (которым на самом деле нужно просто молча кивать) выглядят артистками из самодеятельности.