Сейчас в России зарегистрировано 10 операторов информационных систем (ОИС) по выпуску цифровых финансовых активов (ЦФА). Среди них площадки Сбербанка, Альфа-банка, Промсвязьбанка и «Еврофинанс Моснарбанка». Платформы первых двух организаций находятся в тройке лидеров по объему выпусков ЦФА. Опрошенные «Ведомостями» эксперты уверены, что банки и дальше будут играть важную роль в развитии этого инструмента.
Финансовые организации сейчас решают вопросы обеспечения сквозных бизнес-процессов, рассказывает директор департамента «Финансовые рынки» компании «Диасофт» Кирилл Золотых: необходимо, чтобы сделки с ЦФА нашли отражение в текущих системах учета, отчетности и налогообложения. Для эмитентов и операторов ЦФА IT-решения разработаны с нуля, так как это, по сути, новый класс систем, объясняет эксперт.
В случае банков нужно адаптировать к новым реалиям уже имеющиеся системы, расширять и дорабатывать их функционал для операций с новым видом активов, продолжает Золотых. Он считает, что это непростые задачи, и сейчас они решаются индивидуально для каждой организации. С учетом перспективности и активного развития рынка, он также предполагает, что в течение ближайшего года будут разработаны оптимальные методы полноценной автоматизации процессов, связанных с операциями с ЦФА. Они упростят внедрение ЦФА в банковские процессы и ускорят развитие рынка, резюмировал эксперт.
Технологию ЦФА Золотых считает очень перспективной, так как она отвечает актуальным потребностям в быстром, контролируемом, экономичном и безопасном движении активов, как внутри страны, так и за ее пределами. ЦФА значительно упрощают процесс создания и выпуска финансовых инструментов, исключают посредников, повышают безопасность и прозрачность операций на финансовом рынке, добавил эксперт.
Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков значительной роли банков в развитии рынка ЦФА не видит. Это новый специфический продукт, а наиболее подготовленные с технической точки зрения участники рынка, в том числе и банки, предложили свои платформы, объяснил он свою позицию. Эксперт сравнил ситуацию с брокерами, которые являются «дочками» банков. Но, когда законодательство разрешит с помощью ЦФА вести расчеты, тогда этот инструмент станет полноценной банковской частью, резюмировал Войлуков.
Роль банков на рынке ЦФА
Практически все платформы по выпуску и обращению ЦФА созданы при участии крупнейших банков страны, указывает директор центра цифровых финансовых активов Промсвязьбанка (ПСБ) Максим Хрусталев. По его словам, банки стали одними из первых эмитентов, кто активно тестировал возможности нового инструмента. На российском рынке уже успешно проведены выпуски ЦФА как аналоги депозитов, кредитов или облигаций, а также ЦФА, привязанные к стоимости золота, обеспеченные физическими активами, с единовременными и промежуточными выплатами. При этом банки выступали в роли инвесторов и эмитентов, напомнил Хрусталев.
МКБ – активный участник рынка ЦФА, он одним из первых на рынке начал проводить сделки с ЦФА и развивать это направление, говорит директор департамента международного и структурного финансирования МКБ Наталья Бахова. Банк реализовал четыре выпуска на общую сумму 1,4 млрд руб., во всех выпусках банк выступал инвестором. По словам Баховой, роль банка в выпусках ЦФА важна. Организация предоставляет клиентам полноценную экспертизу: помогает в структурировании сделки, подготовке основных документов, например, решения о выпуске.
Альфа-банк находится в реестре операторов информационных платформ с февраля 2023 г. Продукты ЦФА выставлены в розничный цифровой канал, где его может увидеть любой розничный инвестор и поучаствовать в нем, говорит директор по инновациям Альфа-банка Денис Додон. Для корпоративных клиентов и институциональных инвесторов реализована web-версия платформы, где они также могут участвовать, подавать заявки, подписывать их усиленной квалифицированной подписью. У банка уже есть большой опыт работы в роли эмитента ЦФА, говорит Додон, причем как на своей платформе, так и на партнерской. Организация также участвовала в роли инвестора, добавляет он, так что с точки зрения работы с ЦФА различного формата топ-менеджер считает банк полностью готовым.
У банка довольно много ЦФА, которые он выпускает сам как в формате денежного требования, так и в формате структурных продуктов, говорит Додон. Поэтому сейчас организация планируем выпускать гарантии за эмитентов, быть инвестором, то есть фокусироваться на более активной интеграцию со смежными системами, рассказывает эксперт, а также оптимизировать процессы по работе с налогами, т.к. банк выступает в роли налогового агента.
Банк «Санкт-Петербург» (БСПБ) внимательно следит за развитием рынка ЦФА и в 2023 г. заключил соглашения с рядом операторов информационных систем, рассказал представитель банка. По его словам, БСПБ планирует выйти на рынок в первую очередь в качестве инвестора в ЦФА на право денежного требования, которые являются аналогом облигаций. Банк также изучает возможность применения смарт-контрактов в сделках с производными финансовыми инструментами (ПФИ) и во внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Что банкам не хватает на рынке ЦФА
Для того, чтобы банкам было удобнее выйти на рынок ЦФА нужно развивать интеграции операторов информационных систем и, как следствие, вторичного рынка обращения, считает представитель банка БСПБ. То есть нужно сразу озадачиться вопросом поддержания ликвидности данного рынка. По его словам, также нужно определить дальнейшее развитие регулирования новой отрасли, например, проработать вопросы налогового и правового арбитража, резюмировал он.
Банк занимается полноценным внедрением ЦФА в банковские процессы, и сейчас делает выпуски с клиентами максимально оперативно, говорит Бахова из МКБ: при повторном выпуск ЦФА сделка реализовывается за 1 день. Эксперт считает, что для развития инструмента нужно, чтобы больше компаний начали привлекать и размещать активы через ЦФА. Тогда, при росте участников, которые доверяют этому продукту, начнет формироваться вторичный рынок, на котором ЦФА можно быстро продавать и обменивать, объясняет она. Для дальнейшего развития ЦФА требуется и помощь государства, добавила Бахова – корректировки в налогообложение, внесение ряда уточнений по расчетам, чтобы можно было реализовывать покупку и продажу дебиторской задолженности через ЦФА.
Альфа-банк во многом идет от клиентов и от рынка, уверяет Додон, поэтому он заинтересован и дальше развивать этот инструмент. Также, по его словам, есть фокус на развитие новых продуктов, которых нет на традиционном рынке. Банк открыт к различного рода партнерствам, говорит топ-менеджер: как для целей дистрибуции, так и для целей создания совместных продуктов и инвестиций, когда сделка делается под комбинированного инвестора с возможностью вторичного рынка.
Для полноценного внедрения такого инструмента, как ЦФА, в процессы банка прежде всего необходимо иметь понятную бухгалтерскую модель, говорит представитель «Тинькофф». Ее также необходимо протестировать и опробовать участниками рынка, соглашается представитель БСПБ. Бухгалтерские счета для ЦФА появятся только в 2024 г. После этого необходимо внедрить бухгалтерскую модель в учетные системы банка и доработать на стороне программное обеспечение, считает представитель «Тинькофф». Нет никаких сложностей с тем, чтобы провести разовую сделку с ЦФА, но для масштабирования операций требуются доработки, объяснил он.
«Тинькофф» в настоящее время изучает возможность на рынке ЦФА – на этапе R&D (исследований и разработки). Любая разработка – это затраты, которые должны быть оправданы, говорит представитель банка. На данный момент, когда на рынке выпускаются преимущественно «долговые» ЦФА, у которых есть конкурентоспособные аналоги в виде облигаций, затраты выглядят не всегда обоснованно, считает он. Если бы на рынке появилось больше продуктов с уникальной механикой, не имеющей аналога в традиционных инструментах, рассуждает представитель, с удобным пользовательским интерфейсом и конкурентоспособной доходностью, то массовое внедрение ЦФА было бы быстрее.