Это великолепное здание построено в 1899 - 1905 годах. У него сложная судьба. Задумал строительство гостиницы "Метрополь" Савва Иванович Мамонтов - удивительный человек, который был успешен во всём, за что ни брался. Он мечтал, чтобы Лев Кекушев построил здание в стиле модерн с залами для маскарадов и балов, зимним садом, катком, ресторанами, выставочным залом и театром.
Но в сентябре 1899 Мамонтова арестовали по обвинению в растрате. Сфабрикованное уголовное дело полностью разорило его и перечеркнуло все мечты. Суд его оправдал, но всё имущество (кроме Абрамцева) было распродано за долги.
В 1901 в недостроенном здании случился пожар. После этого в проект были внесены значительные правки. В итоге сегодня мы видим упрощённое, построенное более экономно здание, в котором соединились два выдающихся архитектурных проекта: Льва Кекушева и Вильяма Валькота.
Над оформлением гостиницы работали Виктор Васнецов, Константин Коровин, а фасад украшают майоликовые панно Михаила Врубеля:
Фасад "Метрополя" можно рассматривать бесконечно: его лепные украшения и кованные решётки, остеклённые эркеры и готические башенки, майоликовые панно и керамические вазы. Разглядывать роскошный скульптурный фриз "Времена года" над балконами по всему периметру здания.
Следить, как майоликовый фриз работы художника Сергея Чехонина тянется по всему фасаду, а замысловатые буквы складываются в мудрые слова Ницше:
Опять старая истина: стоит выстроить дом, как замечаешь, что научился кое-чему, что непременно следовало знать, прежде чем начинать постройку.
Но прочитать этот текст сложно: уж больно мудрёный шрифт выбрал художник. Да и сохранился он лишь частично.
Здание было оснащено по последнему слову техники: электрическими лифтами, телефонами и первым в Москве кинотеатром. А ещё - водопровод, канализация, вентиляция, центральное отопление, холодильники!
Очень полюбили "Метрополь" московские купцы, которые закатывали здесь грандиозные пиры. Вот как описал художник Сергей Виноградов один из праздников, устроенных Н.П. Рябушинским:
Посредине, в длину огромного стола шла широкая густая гряда ландышей. Знаю, что ландышей было 40 тысяч штук, и знаю, что в садоводстве Ноева было уплачено 4 тысячи золотых рублей за гряду. Январь ведь был и каждый ландыш стоил гривенник.
На закусочном столе в ледяных глыбах с вмонтированными в них лампочками стояли вёдра с икрой, подавались разукрашенные аршинные стерляди, фазаны и прочие изыски, лилось шампанское...
А вот вид на "Метрополь" сверху, со смотровой площадки Центрального Детского магазина - видно, что он огромный, занимает целый квартал:
И про завтраки
"Гулять так гулять!" - решили мы, и перед спектаклем "Щелкунчик" решили сытно позавтракать как раз напротив Большого театра - в отеле "Метрополь". "Щелкунчик" начинался в 12:00, завтраки в "Метрополе" - с 7:00 до 11:00. Идеально.
Завтраки проходят в великолепном огромном зале. Это московская традиция хорошего начала дня, которой уже более ста лет, - сообщает нам реклама отеля. Нас встречает, как и положено, парадная лестница:
Две римские волчицы из зелёного уральского змеевика-серпентина охраняют "Метрополь" с момента его открытия.
Но давайте уже войдём в зал!
Колоссальный внутренний объём зала впечатляет: высота потолков 12 м, фактически это высота 4-этажного дома.
Причём в этот знаменитый зал надо приходить именно на завтрак, то есть утром, когда светло - чтобы можно было от души налюбоваться расписным стеклянным куполом "Сотворение мира". Это потрясающая работа инженера Владимира Шухова:
Купол, состоящий из 2 400 цветных стёкол, выполнен по эскизам Сергея Чехонина и Татьяны Луговской. По замыслу создателей, необходимо, чтобы сквозь купол проникал солнечный свет. Над ним возвышается второй купол, который мы видим с улицы:
К расписному куполу прилагаются: меню в лучших традициях 5-звёздных отелей, великолепные интерьеры 1910 года, журчащий фонтан, безукоризненный сервис, нежная музыка арфы...
И ещё: этот зал помнит голос Фёдора Шаляпина!
Первоначально, в 1905 он был оформлен в стиле модерн, но уже в 1910 переделан по проекту архитектора Адольфа Эрихсона в неоклассическом стиле:
Ну, и раз уж мы сюда зашли, стоит прогуляться по отелю, красиво украшенному к Новому году:
Сохранилось историческое оформление лифта:
Помимо парадной лестницы, много других красивых лестниц и переходов:
Боярский зал выполнен в псевдорусской стилистике.
По еду
Если честно, то ничего особенного. Просто очень хороший шведский стол, с богатым и достойным ассортиментом продуктов для завтрака:
- йогурты;
- мюсли;
- ветчина, колбасы, сосиски;
- сыры;
- рыбная нарезка;
- красная икра;
- яйца разных степеней готовности;
- бекон;
- запеченные овощи;
- блины;
- сырники;
- свежие фрукты;
- свежевыжатые соки;
- смузи;
- каши;
- выпечка;
- свежие багеты, ржаные хлебцы;
Ну и, разумеется, чай, кофе и игристое (розовое или белое на выбор).
__________________
Отель получился настоящим шедевром. Это один из главных памятников московского модерна. Жаль только, что всё внимание забирает на себя находящийся напротив Большой театр, и мы пробегаем мимо этого музея под открытым небом, в создании которого участвовало поразительное количество великих художников.
Один из его создателей, архитектор Вильям Францевич Валькот, был в Италии, когда узнал, что в России у него родилась дочь. Он прислал телеграмму с просьбой назвать дочь Pole в честь "Метрополя" (Metropole). Полли Валькот-Стюарт вместе с родителями переехала из России в Лондон в 1906. Когда она выросла, то часто приезжала в СССР, была членом Общества "Великобритания - СССР".
Адрес: Театральный проезд, д. 2.