Тяжело пережили глухие деревни Вологодчины Войну. Да, до них не дошли немцы, не слышали они, взрывающихся снарядов и бомб, не горели их избы. Но, тем тяжелее, не объяснимее было смотреть, как сгорают от голода их маленькие дети, как черные от горя старухи с тоской глядят на пустые дороги, все ждут и надеются, ведь похоронки могут быть и чьей-то ошибкой.
Клавдия сумела сохранить дочь, но далось ей очень не просто. Долго по ночам ей снилось, как собирают они с Валей травку, "Кукушкины слезки" Перетирают и пекут из серой, безвкусной муки такой же серый, совсем не пропекающийся хлеб, не имеющий ни вкуса ни запаха, но дающий маленькую надежду на жизнь. От недоедания у Клавдии началась цинга, она потеряла почти все зубы, но все же они выжили.
После войны мужиков в деревнях было не много, да и те с ранениями полученными в боях не могли полноценно взять на себя мужскую работу. Вся физическая работа была на женских плечах. В труде и заботах жизнь летит быстро, некогда жалеть себя и оглядываться назад.
Когда в селе появился Анатолий, Клавдии уже было 36 лет. Анатолий был женат. Но в его семье случилось горе. Жена не досмотрела за маленьким сынишкой и тот, упав в чан с кипятком, обварился и умер. Анатолий не смог смириться со смертью сына, не смог простить жену. Уехал в соседнюю деревню, устроился работать трактористом. Сошлись с Клавдией тихо. Просто каждому хотелось человеческого тепла для своих измученных душ. Им было просто хорошо вдвоем, спокойно. Клавдия, вдруг почувствовала крепкое мужское плечо рядом и ей захотелось простого женского счастья.
Но, прожили они вместе не долго, дало знать о себе тяжелое ранение. Анатолий умер, когда Клавдия носила под сердцем четвертого ребенка. Больше мужчин в жизни Клавдии не было, хотя претенденты были. Всю жизнь она очень тепло отзывалась об обоих отцах своих детей, ни разу не сказав про них плохого слова. Не легко ей пришлось. Трудно было растить детей одной, но ни разу не закралась ей мысль, что зря прожила она свою жизнь, ни дня не прожив ее для себя.
Клавдия сама умела только писать свое имя, но всем своим детям дала возможность получить образование, не было среди них никудышных людей. Домик Клавдии всегда был полон детскими голосами, сначала свои дети скучать не давали, а потом и внуки народились. И с каждым понянчилась Клавдия Андреевна. Бывало, что на лето и по шесть внучат гостевало. На всех ей хватало сердца и заботливых рук. До самой смерти хлопотала она по хозяйству, не могла лежать без дела.
Прожила Клавдия Андреевна очень долгую и трудную жизнь. Умерла в 93 года в окружении своих детей. Считала, что прожила очень счастливую жизнь, потому что не пережила ни одного своего ребенка, а это самое главное счастье для женщины-матери. На самом деле, она пережила своего старшего сына лишь на день. Известие о его кончине получили накануне ее смерти, но решили не говорить об этом матери, чтобы она смогла уйти спокойно и встретить его там, чтобы уже никогда не расставаться.
Это история моей бабушки. Клавдии Андреевны. Простой русской женщины, неграмотной и всю жизнь прожившей в селе. Но, я не встречала за всю свою жизнь более чутого, тактичного и мудрого человека. Я преклоняюсь перед ее мужеством и жизненной стойкостью и буду вечно хранить память о ней.