Найти в Дзене
МОСГОРТУР

Руководитель смены в лагере: кто это и как получить работу

Оглавление

Главное об одной из самых значимых профессий в сфере детского отдыха

Проверить, разрулить, договориться — работа руководителя смены многозадачна. От него зависит, как дети отдохнут в лагере и будут ли спокойны родители. О специфике профессии рассказывает Ирина Пиввуева. С МОСГОРТУРом Ирина Владимировна трудится три года: за плечами более 20 выездов, несколько тысяч детей и десяток регионов России.

Чем занимается руководитель смены

Каждое лето и новогодние каникулы я провожу в детских лагерях. До начала смены проверяю готовность ДОЛ к заезду ребят: всем должно быть безопасно и комфортно. Во время смены координирую работу административно-педагогического персонала и веду документацию. Отвечаю за жизнь и здоровье детей — их может быть около трехсот.

В лагере «Радуга», Московская область / фото из личного архива Ирины Пиввуевой
В лагере «Радуга», Московская область / фото из личного архива Ирины Пиввуевой

Что еще входит в обязанности:

  • Слежу, чтобы ребята были сыты и накормлены вовремя и по меню: выборочно взвешиваю детские порции и проверяю, чтобы пироги выдавали горячими, а мороженое — не растаявшим.
  • Контролирую, чтобы дети не остались без медпомощи. В случае необходимости, отвожу ребенка к врачам-специалистам: стоматологу, лору, хирургу и другим.
  • Общаюсь с работниками детского лагеря и родителями по всем вопросам, в том числе когда возникают конфликты.
  • Ежедневно провожу собрания: планерку с вожатыми, во время которой мы анализируем прошедший день и планируем будущий, а также «летучку» с административной тройкой. Разъясняю коллегам, как действовать при страховых случаях и в экстренных ситуациях.
  • Работаю в электронной системе документооборота и делаю фотоотчеты.

Мои главные помощники — руководитель программы (педагог-организатор) и старший вожатый, в которыми мы работаем в плотной связке.

Один день из жизни в детском лагере

Утро руководителя смены начинается раньше всех. Я «жаворонок», поэтому мне в радость обходить территорию до общего подъема в 8:00. Принимаю детей по спискам от ночных дежурных, затем вожатые ведут отряды на зарядку и завтрак, начинаются мероприятия.

С вожатыми МОСГОРТУРа в ООК «Байтик», Казань / фото из личного архива Ирины Пиввуевой
С вожатыми МОСГОРТУРа в ООК «Байтик», Казань / фото из личного архива Ирины Пиввуевой

Важно, чтобы дети получили полный комплекс заявленных услуг в соответствии с расписанием. Например, если в 11 утра положен бассейн или купание на море, то дети должны плавать, а не репетировать спектакль. Все замены должны быть обоснованы и согласованы.

Еще один режимный момент — «Тихий час». Я организую работу дежурных в коридоре, чтобы они контролировали тишину, и дети не выходили гулять без присмотра. Контролирую качество обеда, полдника, ужина.

После отбоя в 22:00 мы собираемся на планерку с вожатыми. Строим планы на следующий день и обсуждаем проблемы, с которыми столкнулись. Хвалим коллег: у вожатых серьезная нагрузка, они много всего успевают.

Иногда кажется, что мой рабочий день длится круглосуточно. Даже ночью я на связи: вдруг кто-то из ребят заболеет и потребуется помощь. Обычно держу телефон у подушки.

У руководителя смены есть один выходной в неделю. Кто-то выезжает в город или на экскурсии, кто-то остается в лагере, отсыпается и отдыхает.

На сменах в ДСОК «Жемчужина России» (Анапа) и ОЦ «Высоковский бор» (Ярославская область) / фото из личного архива Ирины Пиввуевой
На сменах в ДСОК «Жемчужина России» (Анапа) и ОЦ «Высоковский бор» (Ярославская область) / фото из личного архива Ирины Пиввуевой
На сменах в ДСОК «Жемчужина России» (Анапа) и ОЦ «Высоковский бор» (Ярославская область) / фото из личного архива Ирины Пиввуевой
На сменах в ДСОК «Жемчужина России» (Анапа) и ОЦ «Высоковский бор» (Ярославская область) / фото из личного архива Ирины Пиввуевой

Кому подойдет работа руководителем смены

Лидерам. Нужно уметь вести за собой команду, быть многозадачным, стрессоустойчивым и уметь грамотно отстаивать свою точку зрения.

Например, ребенка забрали в больницу в Анапе, врач не пускает к нему, а родители в Москве переживают — как выстроить диалог и договориться о посещении? Или врач прописал таблетки, а мама требует, чтобы ребенка лечили ромашкой. Нужно находить компромисс, снимать стресс.

Домохозяйкам с управленческим опытом. Это сезонная работа на лето: смены обычно длятся 21 день, можно трудиться с июня по август. При желании можно брать более короткие выезды во время зимних, осенних и весенних каникул.

В лагере отдыхаешь от домашней рутины: ешь в столовой, участвуешь в разных мероприятиях, путешествуешь. Например, я побывала с МОСГОРТУРом в Подмосковье, Татарстане, Ярославской области, Краснодарском крае и в других регионах России.

Перфекционистам. Во всем должен быть порядок, начиная от документов и заканчивая четким тайм-менеджментом. Требуется высокий уровень самоорганизации. Если вы любите, чтобы всё было разложено по полочкам, это ваш вариант занятости.

С отдыхающими ДСОЛ «Лазуревый берег», Геленджик / фото из личного архива Ирины Пиввуевой
С отдыхающими ДСОЛ «Лазуревый берег», Геленджик / фото из личного архива Ирины Пиввуевой

Я не рекомендую эту работу меланхоликам: им может быть некомфортно и трудно.

Как стать руководителем смены

Для работы нужно высшее образование, плюс опыт руководящей работы в таких сферах, как образование, культура, спорт и молодежная политика. Мне пригодился опыт работы в муниципальном управлении: мой трудовой стаж — 15 лет в администрации Кольского района Мурманской области.

Чтобы стать руководителем смены, нужно пройти дополнительное обучение в МОСГОРТУРе. Курс состоит из очных лекций и занятий, проходит в Москве и длится около двух месяцев. По новым правилам, иногородние кандидаты могут учиться онлайн, с обязательным выездом на трехдневный интенсив.

Будущих руководителей смен знакомят со стандартами организации детского отдыха и порядком действий при наступлении страховых случаев. Учат вести документооборот, начиная от первого распоряжения смены и заканчивая табелем учета рабочего времени. Проговаривают конкретные обязанности на каждый день в лагере: что организовываем и контролируем, какие документы составляем, как заполняем отчеты.

На курсах МОСГОРТУРа дают практическую информацию, которая помогает чувствовать себя на смене, как рыба в воде, и обеспечить качественную работу персонала, интересный и безопасный отдых детей. Выдается сертификат о прохождении образовательной программы.

На X Московском слете вожатых с диплом победителя в номинации «Лучшая административная команда ЛОК-2023» / фото из личного архива Ирины Пиввуевой
На X Московском слете вожатых с диплом победителя в номинации «Лучшая административная команда ЛОК-2023» / фото из личного архива Ирины Пиввуевой
На X Московском слете вожатых с диплом победителя в номинации «Лучшая административная команда ЛОК-2023» / фото из личного архива Ирины Пиввуевой
На X Московском слете вожатых с диплом победителя в номинации «Лучшая административная команда ЛОК-2023» / фото из личного архива Ирины Пиввуевой

Нюансы профессии

1. Обычно руководитель смены знает каждого ребенка в лицо и по имени-фамилии. Например, у меня были случаи, когда мама просила найти ребенка и дать ему телефон в руки, потому что сама не могла дозвониться — так непоседа увлекся активностями в лагере.

2. Руководитель смены проживает в отдельной комнате, но в тех же условиях, что и дети: такие же кровати, столы, шкафы. Работодатель обеспечивает бесплатное питание и проезд в лагерь и обратно, а также выдает рабочую сим-карту для связи с родителями.

3. Эта работа прокачивает важные софтскиллс: технику ведения переговоров, умение ставить задачи и добиваться их выполнения, корректно решать конфликты. Может стать хорошей отправной точкой для карьерного роста.

4. МОСГОРТУР приглашает руководителей смен и других сотрудников оздоровительных лагерей на инструктивные выезды. Там проходят корпоративные тренинги, коммуникативные игры и митапы — неформальные встречи.

5. Детский лагерь — это работа на позитиве и эмоциональном подъеме. Все улыбаются и помогают друг другу. Эта работа заряжает и вдохновляет на год вперед!