Ещё совсем недавно мы были обеспокоены о том, что большинство элементов нашей ядерной триады либо завершили модернизацию, либо прошли почти половину пути. Единственным исключением являлась дальняя авиация, последний элемент триады, в котором ожидались существенные изменения.
В декабре прошлого года на другом конце океана произошло важное событие для аудитории США - был представлен прототип новейшего бомбардировщика В-21 "Райдер" с технологией "Стелс". Концептуально он не отличается от своего предшественника В-2 "Спирит", но учитывая американские планы по его массовому производству, это интересная модель. Однако критики говорят о том, что если США действительно обновят свой стратегический авиационный парк, то наша реакция будет устаревшей. И вот теперь наша дальняя авиация перешла в новую фазу - в этом году мы получим сразу четыре глубоко модернизированных "Белых лебедя", что не происходило уже очень давно. Это примерно четверть от имеющегося парка - весьма заметный результат, но давайте рассмотрим это детальнее.
Первые два бомбардировщика - это новейшие Ту-160М2, которые полноценно разрабатывались около пяти лет назад. За все это время Казанский авиационный завод работал над заменой оборудования, поиском специалистов и восстановлением утраченных технологий, почти с нуля. И тут важно отметить, что удалось выполнить работы гораздо раньше, чем планировалось изначально. Ещё в 2015 году, когда Минобороны огласил это заявление (которое вызвало подозрения у некоторых), в котором были определены сроки начала производства не ранее 2023 года. Однако уже в этом году мы получили два новых Ту-160М2. Это подтвердил и президент нашей страны.
Вторая пара - это глубоко модернизированные "Белые лебеди", взятые из парка уже существующих бомбардировщиков. Здесь всё просто - Ту-160 были доведены до уровня Ту-160М путем модернизации, но не создания с нуля. Другими словами, это абсолютно идентичные машины, отличающиеся только степенью новизны планера. Теперь перейдем к основной цели - вооружению. Известно, что кардинальных изменений ждать не стоит - это по-прежнему два отсека, в каждом из которых находится 6 боеприпасов разных типов. Скорее всего, наиболее распространенными станут Х-101 и её ядерная версия Х-102, так как они обладают двумя важными показателями - большой серией производства и превосходными характеристиками ракеты. В них объединяются технология "Стелс", система прорыва ПВО/ПРО с использованием станции РАБ и средства отвода внимания ракет противника от главной группы целей. В общем, полный арсенал возможностей.
Но все это мы уже видели не раз, а вот о новинках пока ничего неизвестно. Есть, конечно, Х-50, также известная как Х-МД, и, кажется, её даже уже применяли, но на все 100% подтвердить это нельзя. Тем не менее, этот боеприпас представляет огромный интерес. Во-первых, он меньше по размерам, чем Х-101, что означает более ограниченную дальность полета (от 1500 до 3000 км), но, во-вторых, его гораздо сложнее перехватить на радарах противника. Однако самое важное отличие заключается в его стоимости - он может быть использован массово, десятками, а то и сотнями в рамках локальных конфликтов разной интенсивности. Пусть Х-101 будет дорогим удовольствием.
Существует важный аспект, на который обращают внимание многие эксперты: программа модернизации Ту-160М\М2 направлена на широкое использование гиперзвуковых ракет в составе вооружения "Белых лебедей". Особенно хорошо всем известная и невероятно эффективная ракета "Кинжал". Но почему выбрали именно Ту-160? Разве нет других платформ? Например, МиГ-31К, правда, он несёт только одну ракету, а модернизированный "Лебедь" может нести уже 8 - это значительная разница. А что будет, если есть 4 таких "Кинжала"? Тогда запустят уже 32 ракеты. Честно говоря, будут большие сомнения, что получится набрать такое количество истребителей МиГ-31 в гиперзвуковой модификации, но "Лебедей" хотят построить аж 50 штук - то есть это получается 500-600 ракет. Поправьте, если я ошибаюсь.
ЧТО С ТОГО:
Стоит отметить, что нам не нужно такое количество сейчас - мы уже много раз обсуждали проблему гиперзвука, заключающуюся в том, что в ходе конфликта цели под него становятся всё меньше и меньше - все давно сконцентрировалось в мелких группах, а ремонт техники осуществляется на территории стран НАТО. Но в рамках первого удара - это очень серьезная возможность, которую прекрасно понимают за океаном и в Европе. Вообще, тема противостояния концепций Ту-160 и американского "Райдера" очень глубокая и требует отдельного разговора, но если сказать конкретнее, то мы сможем провести удар быстрее, чем противник сможет поднять свою авиацию в воздух.
Подводя итог, отметим, что мы существенно продвинулись в очень важном этапе развития нашей оборонной промышленности, в которую верили немногие. Ещё в 2015 году, когда только начались планы по возобновлению производства, многие специалисты считали эти заявления пустой трепотнёй, ничем не обоснованной. Но теперь, спустя время, мы видим, что этот процесс пошёл и возможность создания десятков новейших Ту-160М2 уже стала действительностью.