Этот масштабный проект задумывался еще в позапрошлом веке, однако тогда все осталось на уровне разговоров. Вернулись к нему в 1960-м. К концу десятилетия были представлены варианты трассировки судоходного канала, а в 1970-х подготовлена вся необходимая документация — десять томов. Примечательно, что первое время работа велась под грифом «Секретно» (проект был известен под кодовым названием «Аспарухов вал-680»). В общей сложности в предварительных исследованиях принимало участие порядка 3 тыс. специалистов.
Позднее власти уже не скрывали своих намерений, анонсировав проект, ставший без преувеличения национальной идеей. Однако из-за отсутствия финансирования и ряда технических трудностей задумка не была реализована. Позднее ее неоднократно пытались реанимировать. В 2023 году в этом отношении предпринята очередная попытка.
Речь идет о водном маршруте протяженность 192 км, призванном соединить Дунайский порт Русе с портом Варна, расположенным на берегу Черного моря. Наличие этой транспортной артерии позволило бы Болгарии не заходить на территорию соседней Румынии и осуществлять перевалку грузов с речных судов на морские (и наоборот), в собственном порту, а не в Констанце.
Напомним, Дунай с Черным морем соединили через последнюю во второй половине 1980-х, хотя работы на участке стартовали еще в 1948-м. Осуществить столь грандиозные планы Бухаресту тогда рекомендовал Иосиф Сталин, предоставивший и соответствующую помощь. Но в 1950-х стройку приостановили. Возобновилась она лишь в 1976-м. Канал имеет протяженность около 64 км.
Болгарский объект по своим параметрам превосходил бы румынский в три раза. К тому же, проектом предусматривалось строительство двух гидроузлов со шлюзами. От Русе в юго-восточном направлении водный путь предполагалось тянуть через Разград и Шумен, используя русла рек Провадийска, Камчия и Русенски Лом.
В 2010-х болгары вели переговоры с китайцами, выразившими готовность инвестировать в кампанию. Хотя на Балканах единого мнения относительно данной инициативы не было. Одни считали, что канал даст толчок к развитию территорий, позволит упростить грузоперевозки и не зависеть от Румынии. Другие обращали внимание на негативные последствия для экосистемы, что отразилось бы и на соседней стране, где многие также не приветствовали эту идею. Да и зависимость от азиатских инвесторов привлекала далеко не всех.
К тому же, действующий канал Дунай – Черное море, как отмечалось, не оправдал ожиданий. А на него в свое время потратили €2 млрд. По болгарскому судоходному маршруту сложно будет обеспечить необходимый поток грузов. Поэтому затраты на строительство канала вряд ли окупятся. Более того, между городами есть и автомобильная, и железная дороги. Значительно дешевле реконструировать действующую инфраструктуру для увеличения провозной способности, нежели рыть канала с нуля.
Со временем разговоры об этом, как кажется, затихли. Однако в 2023-м два болгарских депутата Европарламента решили реанимировать проект. Транспортный комитет ЕП одобрил инициативу, что дало «зеленый свет» для ее дальнейшего обсуждения.
Позднее проект закрепили в законодательном постановлении. Далее государства-члены Евросоюза должны выразить свое отношение по данному вопросу и в случае положительного решения, в Европарламенте пройдет новое голосование. Его наметили на начало 2024-го.
Осенью министр транспорта и коммуникаций Болгарии Георгий Гвоздейков заявил, что строительство канала не входит в число стратегических приоритетов, определенных профильным ведомством. Однако данный проект, по словам чиновника, все-таки будет вынесен на рассмотрение Совета министров, но позднее.
В то же время отдельные эксперты назвали эту задумку нереальной и убыточной. В частности, бывший председатель Союза архитекторов Варны Димитр Стефанов считает, что проект канала находится скорее в области фантастики и никакие заявленные цели не оправдывают предполагаемые затраты. Поэтому он сомневается в возможности открытия нового судоходного маршрута к 2040 году, как планируют то инициаторы данной задумки.