Найти тему
Первый Новостной

Прибалтийские республики даже сообща не могут построить всего одну железную дорогу в Европу

фото с сайта mavink.com
фото с сайта mavink.com

На протяжении последних 30 лет прибалтийские лимитрофы страстно желали отделиться от России, во всяком случае на словах. На практике же все эти годы там весьма успешно пользовали все то, что связывает их Россией – электросети и железные дороги.

С электроэнергетикой вроде бы понятно:

- прибалты решили выходить из единой энергосистемы БРЭЛЛ, правда, пока до конца не понимают, как это будут делать на практике.

С железными дорогами все гораздо сложнее:

- лимитрофы хотят быть с Европой, но мешает российская железнодорожная колея – 1 520 мм.

Советское железнодорожное наследие в Прибалтике, часть первая (фото с сайта triptonkosti.ru)
Советское железнодорожное наследие в Прибалтике, часть первая (фото с сайта triptonkosti.ru)

Европейская колея уже – 1 435 мм. Вот эти 85 мм прибалты никак не могут преодолеть в течение 30 лет. Даже помощь Евросоюза малоэффективна.

Своих средств и возможностей у Литвы, Латвии и Эстонии не хватает, если же быть совсем точным – их нет от слова совсем.

И тогда в Прибалтике пошли на маленькую хитрость. В Евросоюзе и НАТО они заявили, что нужна дорога из Западной Европы до Таллина для того чтобы оперативно перебрасывать военную технику в случае агрессии России.

Советское железнодорожное наследие в Прибалтике, часть вторая (фото с сайта triptonkosti.ru)
Советское железнодорожное наследие в Прибалтике, часть вторая (фото с сайта triptonkosti.ru)

Генералы посчитали и со своей стороны вынесли свой вердикт:

- дорога Прибалтику не спасет, НАТО попросту не успеет перебросить техники.

Но в Евросоюзе почему-то за идею ухватились и родили проект Rail Baltica:

- скоростная железная двухпутная дорога из Западной Европы через Польшу, Литву, Латвию, Эстонию и аж до Финляндии – последний участок преодолевается по морю на паромах.

Определили сроки – в 2030 году дорога должна заработать на всем ее протяжении.

Ну, а дальше начался спектакль:

- еще толком не начав строиться Rail Baltica подорожала с 3,68 млрд. евро до 8 млрд.

В идеале все должно было выглядеть так, но... (фото с сайта politnavigator.net)
В идеале все должно было выглядеть так, но... (фото с сайта politnavigator.net)

Причем, 85 % расходов на себя берет Евросоюз, оставшиеся 15 % между собой должны разделить Литва, Латвия, Эстония. Но это в теории…

…на практике же даже этих денег у прибалтов нет и сегодня стоит вопрос о снижении их доли до 10 %.

Хотя, в Брюсселе наоборот хотят снизить свою долю до 80 %.

Пока идут эти разговоры, строительство идет во вялотекущем режиме, постоянно дорожает и в проект вносятся новые правки.

Так, теперь в планах не электрифицированная двухпутная «чугунка», а однопутка на дизельной тяге!

А как же климатическая повестка? Ведь дизель – это вредные выбросы и значительный углеродный след? Но когда денег нет, о климате думают в самую последнюю очередь. Греты Тунберг на прибалтов нет, она бы показала как надо природу любить.

Но это еще не все:

  • в Эстонии наконец-то подсчитали экономические выгоды от работы Rail Baltica и пришли к выводу, что дорога нерентабельна!

Что называется: приехали! Сиди, я сам открою! А где же эстонцы были раньше?

А раньше был грузопоток из России и при его наличии Rail Baltica была очень даже выгодным для Эстонии проектом.

...но на самом деле все будет так - впереди тепловоз (фото с сайта bestlj.ru)
...но на самом деле все будет так - впереди тепловоз (фото с сайта bestlj.ru)

Но в Таллине, поддавшись сиюминутным политическим выгодам, отказались от российского транзита и расплата пришла практически мгновенно:

- эстонские железные дороги оказались на грани полного коллапса.

Если существующие дороги практически полностью встали и не работают, зачем нужна еще одна, да еще такая дорогая?

Эстония пока не сказала «нет» проекту Rail Baltica – кто же будет добровольно отказываться от европейских субсидий – но заявила, что к 2030 году свою часть дороги она вряд ли построит, но это не точно – возможно ее вообще не построят.

Высказывайтесь в комментариях! Буду рад их услышать. Готов обсуждать и спорить.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь с друзьями и комментируйте прочитанное – ваше мнение очень ценно.