Честно сказать, этот пост я долго откладывала. Уж очень тяжело при прослушивании песен "Я хочу быть с тобой" и "Дыхание". Хотя, конечно, у "Наутилуса" есть и другие произведения, не на любовную тематику, от которых становится грустно.
Я долго обещала этот пост своим друзьям. Они до сих пор ждут от меня и книгу, и рецензию на многие фильмы. Решила порадовать их хоть чем-то. К тому же, сегодня вышел финал сериала, о котором, мне кажется, не заговорил только младенец – это "Слово пацана". Режиссёр решил добавить "Я хочу быть с тобой" в качестве саундтрека, и для меня, конечно, это были самые грустные эпизоды (не считая, конечно, судьбы главного героя, который на протяжении всего сюжета напоминал мне Данилу Багрова).
В одном из интервью участники группы "Наутилус Помпилиус" говорили, что "Я хочу быть с тобой" стала первым настоящим хитом группы. А в одном журнале о кино я узнала, что эта песня была написана на кухне моего любимого режиссёра, Алексея Балабанова.
Обратимся к тексту.
Я пытался уйти от любви,
Я брал острую бритву и правил себя.
Я укрылся в подвале, я резал,
Кожаные ремни, стянувшие слабую грудь.
Лирический герой, несмотря на сильную привязанность, пытается избавиться от этого чувства. Однако это не обычное расставание, ведь его любимый человек мёртв:
Пьяный врач мне сказал — тебя больше нет,
Пожарный выдал мне справку, что дом твой сгорел.
Отсюда попытка самоубийства, абсолютное нежелание жить. Это чувство буквально сводит с ума:
Я хочу быть с тобой,
И я буду с тобой.
В комнате с белым потолком,
С правом на надежду.
В комнате с видом на огни,
С верою в любовь.
Подобное состояние рушит взаимоотношения с окружением лирического героя:
Я смотрел в эти лица и не мог им простить
Того, что у них нет тебя, и они могут жить.
Лирический герой сам находится на грани жизни и смерти. Дальше нет никакого счастья, так как любовь мертва. Поэтому для меня это отнюдь не радостная и романтическая песня, а трагедия.
Подобные мотивы я обнаружила в лирике Маяковского. В первую очередь, в стихотворении "Лиличка!".
Во-первых, лирический герой обезумел от любви. Только отличие в том, что здесь, как минимум, все живы. Здесь лирический герой отвергнут любимой. Можно сказать, что это сочетается с самим поэтом (впрочем, страх одиночества, увы, сбылся: Маяковский так и не был счастлив в любви).
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Удивительны сравнения лирического героя с животными, которые ярко демонстрируют его душевное состояние:
Если быка трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
...
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Любовный сопоставлена с непосильной ношей, тяжёлым трудом. Почему же нужно сохранять эти отношения, если они не приносят какой-либо радости? Ответ прост: страх одиночества, помноженный на сильную привязанность. Есть ли такое в песне? Нет. Герой наоборот стремится к той самой любви, потому что именно тогда был счастлив.
Меня печалят следующие строчки, которые, к сожалению, стали пророческими для самого Маяковского:
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
14 апреля 1930 года Владимир Маяковский умер, пустив пулю в сердце.
Подобное безумие можно обнаружить и в поэме Маяковского "Облако в штанах":
Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!
Однако в этом произведении герой отрицает любовь. Он сравнивает чувство с пожаром, которое нельзя потушить:
Скажите пожарным:
на сердце горящее лезут в ласках.
Я сам.
Глаза наслезнённые бочками выкачу.
Дайте о ребра опереться.
Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!
Рухнули.
Не выскочишь из сердца!
Однако первая часть произведения заканчивается тем самым криком-отрицанием:
Крик последний, —
ты хоть
о том, что горю, в столетия выстони!
Безусловно, в песне нет отрицания любви. Лирический герой выступает против людей, которые смогли жить дальше, несмотря на чью-то смерть. Он сетует на судьбу, лишившую его любви и надежд на счастье в будущем.
Однако нет такого героя в русской литературе, который попал бы в больницу из-за любви. Главный герой "Мастера и Маргариты" бежал не от этого чувства, пусть для меня этот поступок – предательство. Мастер сам уходит в психиатрическую лечебницу, потому что не может справиться с критикой романа о Понтии Пилате. Если и сравнивать какого-то персонажа из произведения Булгакова с лирическим героем песни, то это Маргарита. Она задумывается о самоубийстве, потому что с уходом любимого человека жизнь потеряла всякий смысл. Это наиболее близкий персонаж к герою "Я хочу быть с тобой":
Она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста
Любовь – тяжелое испытание, которое не все могут преодолеть. В "Я хочу быть с тобой" продемонстрирован наиболее ужасный исход событий. И, к сожалению, песня стала пророческой и для главных героев сериала "Слово пацана".