Найти тему
БИТ

К истории Кубанского Казачьего войска

Мы, как дань свою покорную
От прославленных знамен,
Шлем тебе, Кубань родимая,
До сырой земли поклон...

Это песня-гимн Кубанского Казачьего Войска, Войска, где нашли свое последнее и окончательное пристанище и успокоение славные «лыцари» Войска Запорожского — знаменитой Запорожской Сечи.

Славное Войско Запорожское, образовавшееся (по данным Военного министерства Российской Империи) в конце 15-го — начале 16 веков, имело свою блестящую и полную красоты и благородства историю, о которой, к сожалению, в настоящей заметке говорить невозможно. Можно только упомянуть, что в борьбе России за выход на теплое Черное море и в деле уничтожения татаро-турецкой угрозы с юга оно сыграло огромную роль. А его государственно - национальные традиции, неиссякаемая вера в право своего свободного существования, глубокий, подлинно-народный демократизм, выработанный условиями самого существования, взаимная выручка и способность приспособляться к любым условиям жизни были переданы Черноморскому, а потом и Кубанскому Войску.

4 июня 1775 г. по приказу императрицы Екатерины II Сечь была уничтожена «с истреблением на будущее время и самого названия Запорожских казаков» (слова манифеста императрицы Екатерины). Это случилось сейчас же после окончания русско-турецкой войны 1758-74 гг., в которой запорожцы принимали самое деятельное участие как на суше, так и на море, и особенно отличились при взятии Крыма. Во время войны Императрица слала им благодарственные грамоты, указывая в них, что «милостивое отношение» ее к ним все увеличивается. Их слава была так велика, что вельможи российские по почину графа Панина и князя Прозоровского стали приписываться в казаки. В 1772 г. сам «светлейший» генерал-фельдмаршал Потемкин обратился к Кошевому Кальнишевскому с просьбой принять его в казаки. Просьба была уважена, и он был принят в Кущевский курень, под именем Грицька Нечесы.

В июле 1774 г. война с Турцией закончилась. Россия получила северные берега Черного и Азовского морей, устья Дона, Днепра, Буга и Крым. Завоеванный край получил название Новороссии, а его губернатором был назначен казак Кущевского куреня Грицько Нечоса, но, несмотря на это, отношение к запорожцам со стороны центрального правительства резко ухудшилось.

Ведь само существование вольного казачества было вызовом русскому крепостничеству. Началось заселение края, и вот тут то аппетиты вельмож и прибывающих на земли запорожцев помещиков все больше и больше разгорались. Попытки захвата этих земель кончались печально: имущество помещиков сжигалось, а сами они изгонялись за пределы Войска.

Крепостные, бежавшие к запорожцам, находили у них защиту и покровительство, что, конечно, вызывало неудовольствие и жалобы помещиков. Жаловались и запорожцы. Екатерина их успокаивала, но в конце концов настойчивые советы вельмож уничтожить это свободолюбивое Войско, стоящее на пути централизации, одержали верх и участь его была решена.

В ночь на 4 июня 1775 г. 60-ти тысячный отряд генерала Текели, возвращавшийся в Россию после войны, окружил Сечь, а 20.000 конницы князя Прозоровского прошли на левобережные степи Запорожья.

В Сечи в это время было всего около 8.000 казаков, ничего не подозревавших, и когда на рассвете они увидали себя окруженными, все взялись за оружие. Увещевания Кошевого Кальнишевского не имели успеха, и только вышедший с крестом и хоругвями архимандрит Владимир, заклинавший не проливать братской крови, сломил волю запорожцев. Они не оказали сопротивления, но сдалось лишь 3.000 человек. Остальные же 5.000, избрав Кошевым Ляха, взяв Запорожский Образ Покрова Пресвятой Богородицы и часть регалий, на лодках, ночью, пользуясь днепровскими камышами, уплыли в Турцию, где султан дал им землю и позволил жить по их обычаям.

Сдавшиеся были обезоружены и после присяги Екатерине разошлись куда глаза глядят. Часть старшины была арестована. Кошевой Кальнишевский, войсковой судья Павел Головатый и писарь Глоба были отправлены в Соловецкий монастырь, где и пробыли до самой смерти. Особенно трагична была судьба Кальнишевского: его посадили в «яму» (темный погреб) на хлеб и на воду и только 3 раза в год ему разрешалось выходить в церковь и быть на монастырской трапезе, но без права говорить с посторонними. Он умер 13 октября 1803 г. на 112-ом году жизни.

Сечь была разорена. Земли Запорожские вошли в состав Новороссийской и Азовской губерний. 200.000 десятин из числа, принадлежавших Сечи, были отданы генерал-прокурору князю Вяземскому, а 150.000 десятин получил Грицько Потемкин. Часть земель была отдана колонистам - немцам, по 55 десятин на душу. Казалось, пришел конец, все погибло. Славному Войску Запорожскому и его «лыцарям» ветры степные пропели вечную память. На место Тараса Бульбы уселись Бобчинские и Добчинские, Земляники и Сквозняк-Духоновские.

Но приближался 1787 г. Новая война з Турцией. Военные силы России были еще далеко от предполагаемого театра военных действий и отсутствие закаленной в боях, знакомой с обстановкой и противником, казачьей силы почувствовалось очень остро. Потемкин поручил секунд-майору Сидору Белому и Антону Головатому «собрать охотников, и конных и пеших, для лодок... из служивших в бывшей Сечи Запорожской»

Спустя два месяца Потемкин сообщал, что «капитан Захарий Чепига предъявил желание собрать волонтеров». Чепига явился всего с полусотней казаков, но Потемкин вручил ему полковничий пернач и приказал формировать полк. Белый, Головатый и Чепига всеми силами настойчиво добивались восстановления Запорожского казачества.

В конце 1797 г. пешие запорожцы по приказу Суворова сосредоточились в Василькове, где и заложили свой Кош, ввели сечевые порядки, устроили курени и на Раде избрали Кошевым С. Белого.

31 января 1788 г. Потемкин извещал «Атамана и полковника Белого, старшин и все войско» о «Высочайшем благоволении» и о пожаловании Войску земель для поселения в «Керченском куте или на Тамани». Еще 23 января указом императрицы Екатерины «господин полковник Сидор Белой наречен Войсковым Атаманом».

Весть о восстановлении Войска скоро дошла и за Дунай и оттуда одиночками и группами стали прибывать казаки, но главные массы ушедших оставались в Турции и в начавшейся войне воевала на стороне турок.

Со стороны России на театр военных действий выступило около 13-ти тысяч казаков. Казачей пехотой командовал Атаман С. Белый, а конницей — 3. Чепига. Их участие имело самый активный характер. 7-го июня они на своих лодках нападают на турецкую эскадру и одновременно тянут за собой на канатах большие, не могущие идти против ветра, тяжелые русские судна. 26 июня, под Знаковым, они снова атакуют трехпалубные турецкие корабли. Турки разбиты, но смертельно ранен Кошевой С. Белый, умерший на следующий день. На его место казаки выбирают Захария Чепиту.

7 ноября казачья флотилия захватывает остров Березань. Через месяц Суворовым штурмом взят Очаков, в декабре Суворов берет Измаил. Во главе центральной штурмовой колонны был Кошевой Чепига со своими казаками, за что был награжден орденом Святого Георгия 3 ст.

За проявленную казаками в эту войну доблесть в 1788 г. им было пожаловано название Войска «Верных казаков Черноморких».

Во время войны вопрос о поселении на Тамани отпал, и запорожцы начали заселять указанные им Потемкиным земли между Днестром и Бугом, образовав здесь до 25 селений и хуторов.

Перед самым окончанием войны 5 октября 1701 г. умер Потемкин. Казаки знали, что со смертью его они теряли могущественного и чуть ли не единственного их защитника, что земли, заселенные ими по указу Потемкина, едва ли были ихними, т. к. царской грамоты на их владение у них не было, а раз это так, то с окончанием войны можно было опасаться нового 1775 г. и раздела Сечи. Вспомнили о подаренной Потемкиным и обещанной Екатериной земле на Тамани. Для разведки туда был послан есаул Мокий Гулик с командой казаков, которые прекрасно справились с поставленной задачей. «Ведомость каково положении Таманския и Кубанския земли, с показанием какие где города, крепости и другие места, также рек и соляных озер», представленная Гуликом Черноморскому Кошу, является шедевром во всех отношениях. Подробное описание края, по словам профессора Ф. А. Щербины, было составлено «по приемам существовавшей в Западной Европе во 2-ой половине 17 века описательной школы статистиков, за 16 лет раньше, чем было напечатано в России первое научное сочинение по статистике».

В то же время в Петербург, к царице, была отправлена с прошением депутация во главе с Войсковым Судьей Антоном Головатым. В прошении, после ссылок на службу Войска, Кош просил выдать «всемилостивую грамоту» на «вечно спокойное потомственное владение» землей «на Тамани с окрестностями оной».

Головатый проявил большие дипломатические способности и, несмотря на тогдашнюю медлительность ведения дел, в три месяца добился результата: 1 июня 1792 года были подписаны Екатериной выданные Черноморскому Войску жалованные грамоты. Их было две. Первая — на владение землей по Кубани «со всякого рода угодьями, на водах же рыбными ловлями...», на «право внутренней торговли и продажи вина, на право устройства земскаго управления» и т. д. Эта грамота, подтвержденная позже и другими императорами, является основной грамотой на право владения землей Кубанского Казачьего Войска. Но самоуправления Войску дано не было, и оно подчинялось Таврическому губернатору.

Вторая грамота была об удовлетворении частных просьб, розыске задержанных помещиками казаков, о возвращении им их имущества и т. д. По ней же отпускалось 30 000 руб. на «снабжение неимущих», и устанавливалось ежегодное пособие в 20 000 руб. для оплаты жалования старшинам и казакам, несущим «пограничную стражу от народов закубанских».

В августе 1792 г. началось переселение черноморцев на Кубань, которое продолжалось почти два года.

Первыми приплыли из Аккермана в Тамань, огибая Крым, 3847 казаков на 51 лодке под командой полковника Саввы Белого.

Вслед за флотилией пришел через Керчь полковник Кордовский с двумя пешими полками и частью семейств, расположившийся около Темрюка.

2-го сентября через бывшие земли запорожцев на Днепре, через Дон, огибая Азовское море с севера, выступил Кошевой 3. Чепига с конницей, пехотой, обозом, церковью и войсковыми регалиями. Почти два месяца тянулся этот поход. Наступила распутица. Пришлось зазимовать на Ейской Косе в Ханской крепости, где были запасы продовольствия, а около — хорошая рыбная ловля и пастбища для скота. Весной следующего года Чепига пришел наконец на Кубань и расположился при впадении Карасуна в реку Кубань. Здесь была построена крепость, в ее центре — церковь, а вокруг — курени для «товариства». Это был Екатеринодар.

На Днестре ещё оставалось с войсковым судьей А. Головатым немало казаков, главным образом семейных, и семьи уже ушедших на Кубань. Было также и несколько селений, не желавших переселяться — впоследствии все они попали в крепостную зависимость к приехавшим сюда помещикам.

15 марта 1793 г. Головатый отправил первую партию переселенцев с секунд-майором Шульгой, а 15 июля выступил и сам с оставшимися казаками. Через Крым, он прибыл на Тамань 15 августа.

На Днестре А. Головатый оставил есаула Черненко на случай, если найдутся ещё желающие переселяться. Черненко собрал 700 человек, но т.к. это была беднота, не имеющая никаких средств, то по распоряжению Суворова они были отправлены сначала в Одессу, где должны были отрабатывать в порту свой переезд, и уже потом были перевезены на Кубань.

Всего переселилось около 20 000 человек, из них 12 600 мужчин.

Первые годы пребывания Черноморцев на Кубани были очень тяжелыми.

С 1783 г. Кубань была пограничной рекой между Россией (правый берег) и черкесскими племенами, находившимися под протекторатом Турции (левый берег и Закубанье).

В 1778 г. Суворовым был построен по Кубани ряд укреплений от ее устья до укрепления Царицынского (позже ст. Кавказская), которые занимались армейскими гарнизонами. Других поселений не было. Земля была хорошего качества, но над ней нужно было еще много поработать. Были и хорошие пастбища, но также много водилось и всяких хищников, от которых нужно было охранять табуны и стада, как и от черкесов. Непроходимые же плавни Кубани отличались очень нездоровым климатом и обилием комаров.

С. Малышко, Париж, 1960 (сохранен стиль автора)

Продолжение следует

======================

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520–2839) является сетевым средством массовой информации и публикует статьи по актуальным проблемам гуманитарных и естественных наук

======================