Хочу познакомить Вас с известным домом Бажанова в Санкт-Петербурге, где хранится уникальный камин Петра Ваулина, созданный по живописному панно Михаила Врубеля. Оказалось, что кроме шедевра Врубеля там много интересного и достойного внимания. В парадных залах много сохранившихся интерьеров со дня постройки дома и еще 4 камина, но не Врубелевские, а выполненные на заводе Ваулина. Я был удивлен, что раньше не обращал внимания на камин Врубеля, который находится в Русском музее, где бывал не раз. Да и в Третьяковской галерее, где находится еще один экземпляр камина, мне он не попадался в глаза.
Вот этот дом снаружи, находится он по адресу улица Марата 72.
Дом был построен в 1907-1909 гг. архитектором Ф. П. Алешиным для торгово-промышленного товарищества Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной как жилой дом. Только для директора распорядителя был сделан парадный вход с анфиладой комнат. Дом вытянут во двор и состоит из 3 корпусов, где в настоящее время обычные жилые помещения, коммунальные квартиры.
В парадных залах дома Бажанова сейчас располагается детская библиотека истории и культуры Санкт-Петербурга, который является филиалом центральной детской библиотеки имени Пушкина.
Сотрудники музея бережно сохраняют наследие и регулярно проводят бесплатные экскурсии. Кстати попасть на экскурсию? Очень просто. В сообществе библиотеки вКонтакте есть расписание, когда проводятся экскурсии.
Дом построен в стиле северный модерн. Фасад облицован красным гангутским гранитом. В облике фасада можно найти фризы с растительным орнаментом, имеется ажурные кованые ворота во двор и кованые балконные решетки.
Бронзовые двери оригинальные и по сей день закрываются на те же ключи, какие были тогда.
При входе традиционная мраморная лестница из белого мрамора со светильниками, который ведет на 2 этаж. На потолке был световой фонарь, но как и во многих других старинных домах он закрыт, но работают светильники.
На стене как будто бы находилось трехарочное окно, но это не окно, а просто имитация, в проеме которой выставлены куклы работы питерских художников. Они отношения к дому не имеют, просто выставлены как украшение.
Осмотр анфилады комнат начинается с холла.
Холл просматривается с лестницы по большому арочному пространству. Здесь сразу же бросается в глаза камин с майоликой синего цвета. Это первый камин, в череде других в доме Бажанова. В верхней части камина лепной фриз, боковые фигуры заканчиваются наверху изображениями головы барашек, в нижней части чеканка, где изображен старинный корабль, похоже викингов.
Далее переходим в приемную. В этой комнате сразу же все взоры устремляются в знаменитый майоликовый камин Врубеля.
Хочется рассмотреть и даже потрогать каждую деталь. Камин просто фантастически красивый. Собран из разноцветных майоликовых плит. Не просто разные краски, а целый сюжет нарисовал Врубель. За основу он взял сцену встречи двух богатырей из новгородской былины Микула Селянинович и Вольга. Михаил Врубель выполнил несколько вариантов камина. Они отличались друг от друга какими - то незначительными элементами. Самый первый вариант был выставлен в Париже на Всемирной выставке в 1909 году, получил там золотую медаль и был там выкуплен и оставлен. Сейчас камин находится во дворце изящных искусств в городе Лилль. А для дома Бажанова на заводе Ваулина был сделан еще один камин. Другие камины находятся в Русском музее, в Третьяковской галерее, в музее прикладного искусства и во дворце царя Михаила Васильевича в Коломенском. Что интересно – камин в доме Бажанова работающем состоянии, но нельзя его эксплуатировать по пожарной безопасности. Слева изображен богатырь Микула, а справа дружинник Вольга в доспехах.
Венчают композицию две фигуры райских птиц Сирин и Алконост с девичьими головами.
А сейчас я покажу все другие камины, которые мне удалось посмотреть в разных музеях страны.
Камин в Русском музее в Санкт-Петербурге
Камин в Третьяковской галерее в Москве
Камин в музее прикладного искусства в Москве
Камин во дворце царя Михаила Васильевича в Коломенском в Москве
Кроме камина в доме Бажанова, все камины не рабочие, только лицевая часть камина установлена. Отличаются камины незначительными цветовыми изменениями расцветок плиток.
В следующей комнате видим очередной камин, он уже из плиток майолики другого цвета. Надтопковая часть камина обрамлена в виде шлема богатырского. Потолок кессонированный с лепниной.
В кабинете большие окна с оригинальной фурнитурой. Хочется сказать, что дверные ручки, элементы окон, шпингалеты и стекла – практически все оригинальные.
Следующая помещение это проходная комната, где мы видим очередной камин, четвертый. Камин отличается от других цветовым решение майоликовых плит с изображениями роз. Здесь нет ничего кроме этого камина и мы переходим в другую комнату.
Это грушевая гостиная.
Стены соответственно из грушевого дерева. 3 двери в гостиной, над каждой размещены символические изображения детства, юности и зрелости в технике гальванопластика. Под потолком по периметру комнаты также лепные фризы с деревьями. Это изображение парка в Крыму, где семья любила отдыхать.
В доме действительно очень много лепных фризов на различные темы. Они похожи на гипсовые картины, и их нужно изучать внимательно, так как однотонные фризы сливаются. В гостиной ниже лепных фризов барельеф с деревянные вставками, а ниже бронзовые бараньи головы. Их здесь 33. Забавно очень.
Обращает внимание, что в кабинетах много изображений бараньих голов, предназначение их я так и не понял. В гостиной прекрасная оригинальная люстра из бронзы и хрусталя, которая является доминантой этой комнаты.
А это Большая столовая.
Наверное, единственная комната, где утеряны очень ценные экспонаты. Здесь на стенах были фризы выполненные самим Рерихом на сюжеты русских былин. Самое длинное панно известное нам как Садко был размером 7 метров. Во время войны они были повреждены и были сняты и переданы в Русский музей, где сейчас находятся в постоянной экспозиции (правда, только 4 панно, остальные находятся в запасниках).
Экскурсовод рассказала, что принято решение нарисовать на этих пустующих стенах копии Богатырского фриза. Очень хочется вернуться сюда еще раз, чтобы увидеть все это.
Но в комнате сохранили камин, последний по счету, который также выполнен в цветовой гамме майоликовых плиток, отличающийся от других каминов. На камине инкрустированы цветы ириса.
Знакомимся с интерьерами последнего помещения в доме с Белым залом.
Белый зал отреставрирован, восстановлен как в оригинале и выглядит как красивый торжественный зал. Здесь подлинные итальянские зеркала. Вход осуществляется из большой столовой. Потолок рельефный, резной с плафонами в виде шишек. Резные белые двери. Все воздушно и светло. Здесь и сегодня проводятся концерты, выставки и конференции.
Ну и напоследок легенда о том, что якобы в одной из помещений скрыта несгораемая комната сейф, который до сих пор не найдена. Возможно это легенда, возможно и нет, ведь много примеров, когда при реставрации в старинных особняках находили какие-то тайники.
Закончилась прекрасная экскурсия по парадным залам дома Бажанова и теперь можно заглянуть во двор дома через ажурные ворота и посмотреть некоторые особенности оформлений дома.
Как я уже написал, в дом Бажанова можно прийти на бесплатную экскурсию, предварительно подав заявку на сайте ВКонтакте.