Председатель Сельсовета доже не удивился, увидев у себя в кабинете Викентия Агафоновича и Софию Владимировну. Полчаса и эти двое официально муж и жена. Вышли из Сельсовета, оба какие-то смущенные, растерянные. У обоих на языке один вопрос: «Что теперь?»
Викентий Агафонович явился в контору с раннего утра торжественный, в костюме и галстуке. Техслужащая, Татьяна, которой удобнее было убираться утром, чем вечером, ожидая, когда разойдется начальство, домывала полы в коридоре. Увидев председателя в необычной одежде, она всплеснула руками
- Агафоныч! Да ты, настоящий жених! Чего так вырядился в будний день? Именинник что ли?
- Здравствуй, Татьяна! Можно сказать, и так. Жених я сегодня, Татьяна. Поведу Софию Владимировну в Сельсовет, расписываться будем, если только она в последний момент не откажет мне.
- Вот это ты, Агафоныч, молодец! Давно пора, не молоденькие в парке под ручку гулять. Я хотела тебе намекнуть, что надо бы уж как-то определяться, да постеснялась. Кто я такая, чтобы тебе указывать?
- Вот и намекнула бы, а то я оказался полным идиотом. Можно подумать, что впереди две жизни, можно не торопиться. А часики тикают, жизнь идет.
- Верно, в наши годы время уже не идет, а бежит. Счастливо тебе, Агафоныч! София, она, очень хорошая женщина, правда, мало с кем общается, тут уж ничего не поделаешь, характер такой. Оно может и к лучшему. Все, я убралась, двери-то не закрывай, пусть полы подсохнут, а то натопчут своими сапожищами.
Викентий Агафонович прошел в кабинет, сел за свой стол. Хороший работник, Татьяна. Чистота у нее и порядок. Стеклянный графин сияет, словно хрустальный. Вода в нем всегда свежая, на подоконниках цветы радуют пышным цветом. Правда, замечательная женщина.
Достав свой блокнот с записями, внимательно прочитал его. В работе председателя колхоза нет неважных моментов, нужно везде успеть, все предусмотреть. Как бы не забыть, десяти часам вызывает к себе второй секретарь райкома.
До этого времени нужно провести планерку, сходить с Софией в Сельсовет, расписаться. На дальние поля до обеда, он уже не успеет. В этом весь Викентий. У него на одном уровне жениться и проверить колхозное поле. Понятно, на каком месте будет для него находиться жена.
Вторым в контору явился Петр. Зоя настояла, чтобы он надел кремовую рубашку и коричневые брюки. Все-таки, надо выглядеть достойно, в Райком же поедет.
Зайдя в кабинет председателя колхоза, Петр был немало удивлен.
- Викентий Агафонович! У нас какая-то дата? Праздник что ли какой?
- Здорово, Петр! Разве тебе Зоя ничего не сказала?
- Что она должна была сказать?
- Вчера она, вернее, я, короче, я с ней вчера разговаривал, и мы с ней решили, пора нам с Софией расписаться.
- Зойка настояла? Говорил же, не лезь в дела старших, вот неймется человеку.
- Нет, Петр, в самом деле, просто она мне объяснила ситуацию. Так что, сейчас быстренько проведу пятиминутку и поведу Софию в Сельсовет.
- А-а-а! Ты, конечно, поговорил с ней? Нет? Наверно, она пойдет расписываться в Сельсовет в синем рабочем халате. Теща моя на твои пятиминутки так и ходит. Зоя, конечно, у меня та еще выдумщица, а ты? Взрослый человек, разве дела так делаются? Надо было все обсудить, договориться.
- Мы только и делаем, что обсуждаем и договариваемся. Права Зоя, а не ты. Нечего обсуждать, некогда нам ждать. Это у вас впереди целая жизнь, а мы уже первую половину прожили, катимся к закату. Причина тоже мне, халат. Съездим, переоденемся. А ты, чего вырядился в светлую рубашку?
- Слава вчера звонил, приглашает в Райком. Зоя не пустила в рабочем, говорит, неприлично в Райком являться в таком виде.
- Интересная получается история. Меня тоже вызвал к десяти часам. В чем-то, брат, мы с тобой провинились. Кажется, все показатели хорошие, что по полеводству, что по животноводству.
- Я думал, что Владислав Владимирович будет меня агитировать вступить в партию. Если и тебя вызывает, значит дело не в этом.
- А ты, Петр Васильевич, на самом деле, почему не в рядах партии? Надо вступать, ты вполне достоин быть членом Коммунистической партии. Я первый тебе рекомендацию дам.
- Спасибо, Викентий Агафонович! Я человек простой, задачи и цели партии мне не понятны. Образование у меня средненькое, я больше по части машин, тракторов и прочей техники.
Договорить мужчины не успели, пришел агроном, зав фермой, бригадиры, в том числе и София бригадир-овощевод. Викентий засмотрелся на нее, даже рабочий синий халат сидит на ней не как, на всех, не портит ее нисколько.
София улыбнулась, перехватив его взгляд. Какой он сегодня красавец! Тоже в Райком вызвали? Вдруг ей голову стукнуло! Может он идет на повышение и его забирают из колхоза? Неужели им придется расстаться? Викентий уедет один? Он так и не настоял на женитьбе. Значит, не очень хотел.
София просидела всю планерку, как на иголках, едва сдерживая слезы разочарования, безжалостно теребя букет из ромашек, сорванных по пути в контору. Пока не услышала
- Товарищи, сегодня долго задерживать вас не стану, все вы без моих указаний свою работу знаете. Хочу вам сказать, сегодня у нас с Софией Владимировной важный день. Мы решили расписаться и жить одной семьей. Сейчас мы пойдем в Сельсовет. На свадьбу не приглашаю, мы решили отметить это дело своей семьей.
Молчание. И пошли радостные возгласы, поздравления. Коллектив не согласился на брак без празднования. Геннадий Семенович, старший из бригадиров так и сказал.
- Мы должны отдать лучшего бригадира колхоза безо всякого выкупа? Нет уж, Агафоныч, что хочешь делай, а коллектив уважь. Тебе придется проставиться. Не хочешь дома или в столовой справлять свадьбу, зови на природу, так еще лучше будет.
София стояла в сторонке, засунув руки в карманы халата, пока Викентий Агафонович не догадался подойти и встать рядом с ней
- Что скажешь, София, ты не против отметить наш с тобой праздник в коллективе?
- Викентий, мы с тобой договаривались просто тихо расписаться. Но раз ты уже объявил во всеуслышание, что мы пойдем в Сельсовет, значит придется выставить угощение.
- Правильно, придется. Когда? На какой день приглашать? Может в субботу, вечером?
- Хорошо, приглашай на шашлыки.
- Все слышали? Собираемся в субботу, после работы в конце аллеи серебристых тополей. Приглашены все, с женами и мужьями.
София, нам пора. Поедем домой, переоденешься.
- Зачем, могу и так. Это же не такое важное событие, чтобы стоило наряжаться, собираться. Не стоило с вечера предупреждать, все правильно.
- София, милая, ты бы снова стала сомневаться, а сейчас нам некуда деваться, я уже объявил, что мы расписываемся. Не будем начинать семейную жизнь со ссоры. Хорошо? Если я обидел тебя, прости!
Не обиделась София. Ей самой уже надоело ходить в невестах и слышать колкости в свой адрес. Но и сказать прямо, что согласна жить в любых условиях, лишь бы с ним, ей было неудобно. Эти слова должен сказать мужчина. А высказалась она так, для приличия, чтобы жених не особо не зазнавался.
Председатель Сельсовета доже не удивился, увидев у себя в кабинете Викентия Агафоновича и Софию Владимировну. Полчаса и эти двое официально муж и жена. Вышли из Сельсовета, оба какие-то смущенные, растерянные. У обоих на языке один вопрос: «Что теперь?»
Долго раздумывать не пришлось. У Сельсовета появился Петр.
- Что стоим? Кого ждем? Забыл тестюшка, нас с тобой, между прочим, в Райкоме партии ждут
- Я и правда забыл! София, поехали с нами, я только домой на минутку забегу. Поехали, погуляем по городу, по магазинам сходим.
- Ладно! Прогуливать, так уж целый день.
София осталась ждать мужчин в парке, они направились в Райком. Владислав Владимирович уже поджидал их
- Здравствуйте, товарищи, проходите ближе, садитесь.
Петр почесал затылок. Официально-то как. Видать, разговор предстоит серьезный. Отрапортовал
- Здравствуйте, товарищ, второй секретарь!
Слава покачал головой
- Петр, не ерничай! Я вас пригласил по делу. Петр, помнится, я тебя обещал устроить на работу в колхоз, на севере области. Так вот, есть такое место. Колхоз небольшой, всего две деревни. Не отстающий колхоз, коллектив, судя по всему, хороший. Там нужен председатель колхоза. Старый председатель очень болен. Просит его освободить с занимаемой должности, но обещает во всем помогать новому председателю колхоза.
- Правда? А я при чем?
- Я тебя другу рекомендовал. Уверен, ты справишься. Зная твое положение, думаю, ты подумаешь и примешь это предложение. Второй раз такой возможности может не выпасть.
Вас, Викентий Агафонович, я позвал, чтобы попросить поднатаскать Петра. В Вашем распоряжении месяц. Нового механика мы в колхоз уже подобрали. Он ждет только согласия Петра.
Все, я только для этого вас приглашал. Свободны. Да, Петь, как теща, Зоя, дети?
- Все замечательно, брат! Все идет как надо. Сегодня тещу замуж выдал
- Хорошо, хорошо! Замуж, это всегда хорошо! Чего ты сказал? Ты, как всегда шутишь? София вышла замуж? За кого?
- Да вот, жених рядом стоит. Прошу любить и жаловать, наш с тобой новый, родственник Викентий Агафонович.
- Я и не знаю, что сказать. Поздравляю, конечно, но это немного неожиданно, хотя я что-то такое слыхал, но думал, так, сплетни.
- Нет, брат, правда это. Приезжайте с Ритой в субботу, народ соберется, шашлыки будут.
- Спасибо за приглашение, но не обещаю. Рите уже тяжело ходить, мы все больше дома стараемся быть.
- Ну, все, Владислав Владимирович! Спасибо, что заботишься обо мне. Только скажи твоему механику, пусть подождет еще годик. Пока я не собираюсь уезжать из села.
Продолжение Глава 147