Как многие люди, пошедшие в школу в 1999 году и закончившие её в 2010, а работать в ней начавшие и того позже, я долгое время верил, что когда-то и где-то в благословенные времена ("до нас") и в особых местах ("там, где нас нет") существовала прекрасная и разрушенная впоследствии массовая школа. Но в общественном пространстве всё чаще звучат противоречащие друг другу, но странным образом отвергающие это предположение, тезисы: из них обоих следует, что школа не стала хуже, только в одном предполагается, что она и сейчас столь же хороша (но это точно неправда), а в другом - что она всегда была столь же плохой.
Ведь действительно, некоторые избранные школы справляются хорошо учить и сегодня. Многие счастливые выпускники этих школ искренне убеждены, что так везде. А многие несчастные выпускники плохих школ сорокалетней давности убеждены, что так же плохо тогда было везде - им, в сравнении с хорошей школой сегодня, может даже показаться, что произошло улучшение. Но как обстоит дело со средним уровнем? Каких школ больше: хороших или плохих - было и есть? Как и почему изменился средний уровень выпускников школы?
Базовый ЕГЭ все выпускники советской школы, которым я его давал, пишут на балл, близкий к максимальному. Значит ли это, что в советской школе хорошо учили, или только характеризует мой круг знакомств? В конце концов, все мои знакомые выпускники современных школ тоже проблем с ЕГЭ не имеют. Могут ли спокойно решить этот вариант те, кто в советской школе учился без особых успехов? У меня нет таких знакомых, чтобы проверить. По личному мнению тех, кому я подсовывал эти варианты - их слабые одноклассники спокойно бы всё в них решили. Но это невозможно проверить.
Из того, что в "старой" школе точно хорошо - это непререкаемый авторитет учителя. Даже если вдруг на этой позиции оказывалась некомпетентная мразь, школьник понимал, что спорить с ней бесполезно, и либо учился сам, либо тихо делал вид, что учится, смирившись с невезением и своим незнанием. Почему я говорю, что это хорошо? Потому что и во взрослой жизни такие ситуации обязательно будут, когда начальник-самодур станет предъявлять глупые требования, а ругаться с ним имеет смысл, только если ты суперпрофессионал и действительно знаешь, как на самом деле надо. А нынешние выпускники, привыкшие разевать рот на учителя по поводу и без, в социуме с самодурами не выживут.
Но мы, казалось бы, про знания. Как авторитет учителя (особенно плохого) на получение знаний влияет? Мне видится, что напрямую. Во-первых, хорошему учителю, который знает предмет и учит ему, никто не помешает своими тупыми выходками, повышая шанс донести знания до большинства учеников. Плохому, во-вторых, никто не портит настроение теми же выходками, снижая шанс, что он отыграется на детях и унижениями привьёт им ненависть к предмету. Тогда неуниженные дети с сохранившимся интересом к предмету могут изучить его сами или же с помощью репетитора.
Так что учительский авторитет, низведённый до состояния обслуги - ключевой момент, из-за которого образовательная система покатилась на дно. И логика, отсутствующая у родителей напрочь, привела к созданию нынешней системы, в которой "училки тупые и никчёмные, ничего не знают и не умеют", но только "в школу мой ребёнок будет ходить, потому что имеет право на образование". Тут, правда, следует заметить, что либо мы признаём всех учителей "никчёмными и тупыми" - и тогда не отдаём своих детей в такие школы, либо уже обеспечиваем "право на образование" своим детям - создавая им максимально комфортную среду для получения знаний и помогая учителям, поддерживая их, исключая те случаи, когда они нарушают закон (спойлер: задавать домашние задания, ругать и ставить двойки за их невыполнение, воспитывать словом и делом - это совсем НЕ нарушение закона). Третьего (по логике) не дано - но именно третье сейчас в школах и процветает.
Поэтому странно ожидать и требовать от "тупых и никчёмных" учителей, чтобы они учили детей, невзирая на неуважение и пренебрежение общества к себе. В предлагаемых условиях уже не выдерживает практически ни один нормальный учитель, остаются только те, кто себя не уважает и согласен с такой вот оценкой своего труда, которую дают его ученики и их родители. Отрицательный отбор в школьные учителя усугубил и без того неприглядную ситуацию, и теперь школе ничто не поможет.
Но при этом сложно отрицать, что школа развивается, эволюционирует. Ведь деградация - тоже эволюция.