Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Парк бурского периода

В столетнюю годовщину «Великого трека», которая широко отмечалась в Южной Африке в 1938 г., недалеко от столицы Трансвааля Претории был заложен краеугольный камень величественного монумента в честь бурских переселенцев – «вортреккеров». Сорокаметровый памятник был торжественно открыт через 11 лет в 1949 г., когда у власти уже находились радикальные бурские националисты, проводившие политику апартеида.

Визуально монумент напоминает
«Памятник битве народов» («Völkerschlachtdenkmal»), открытый в Лейпциге в 1913 г. Он окружён забором с барельефными изображениями воловьих повозок, в которых буры жили во время своих миграций и которые выстраивали в круг во время сражений, образуя укреплённый «лаагер». У входа стоит статуя бурской женщины с детьми. По углам – четыре фигуры вождей, возглавлявших «Великий трек». Внутри, в «Зале Героев», расположен самый большой мраморный фриз в мире, который в 27 барельефах изображает события «Великого трека». Ниже расположен «Зал Кенотафа» с символической могилой всех буров, погибших при переселении. Монумент спроектирован так, что каждый год в полдень 16 декабря в годовщину битвы на Кровавой реке солнечный луч проникает в зал через отверстие на куполе и падает на мемориальную плиту. На самой плите выбита строчка «Ons vir Jou, Suid-Afrika» («Мы за тебя, Южная Африка») из национального гимна «Die Stem van Suid-Afrika».

После демонтажа апартеида в 1994 г. встал вопрос, как теперь позиционировать Памятник вортреккерам, который с момента открытия являлся визуальным символом бурского национализма. К тому же новое чёрное правительство значительно сократило государственные субсидии. Ответом стало превращение монумента в этнографический комплекс, который призван сохранить историю африканеров, как одного из многих народов Южной Африки. Музейные экспозиции теперь в основном посвящены бытовой повседневности переселенцев XIX в. Территорию вокруг памятника превратили в «Парк бурского периода». Здесь размещены множество других монументов, посвящённых истории африканеров, общественные пространства, конференц-залы, этнографические интерактивы для детей и взрослых, беговые маршруты и велодорожки, зоны для пикников и барбекю, магазины и рестораны. Работают архив и библиотека. Есть даже кладбище в виде Мемориального сада, в котором можно выкупить место под урну с прахом.

Для того, чтобы «уравновесить» бурский музейно-этнографический комплекс, южноафриканское правительство в 2004 г. открыло на соседнем холме
Парк свободы, который продвигает уже деколониальный нарратив. В его состав также входят музей, мемориалы и культурно-образовательные общественные пространства, посвящённые борьбе против колониализма и апартеида.

В 2009 г. между двумя комплексами даже возник символический конфликт по поводу мемориальных стен в честь погибших в южноафриканских войнах. В Парке свободы, где рядом с такой стеной горит Вечный огонь, выбиты имена десятков тысяч человек, как чернокожих, так и белых, погибших в региональных конфликтах, обеих мировых войнах и в годы апартеида. Однако здесь принципиально не стали выбивать имена тех солдат южноафриканских вооружённых сил, кто погиб, сражаясь за расистский режим, например, во время Пограничной войны. Напротив, здесь выбиты имена жертв апартеида, а также тех, кто боролся против него с оружием в руках.

Тем не менее в интересах «восстановления исторической справедливости» в числе многочисленных бурских монументов вокруг Памятника вортреккеру была возведена и мемориальная стена с именами тех южноафриканских солдат, кто погиб, защищая режим апартеида.

В 2011 г. между двумя музейными комплексами проложили «Дорогу примирения», которая должна была их соединять, но вскоре её закрыли.

Судя по
статистике, коммерчески-ориентированный Памятник вортреккеру по-прежнему в разы более популярен у туристов, чем сидящий на государственных субсидиях Парк свободы.

Стальной шлем