Найти тему

Нарушение слоговой структуры слова.

Оглавление

Если в речи ребенка присутствуют добавления лишних звуков или слогов, пропуски, искажения, замещения, то это может указывать на нарушение слоговой структуры слова.

Нарушение слоговой структуры слова - это дефект речевого развития, который характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков).

Например, ребенок говорит «ингулисний» вместо «игрушечный», «гебемот» вместо «бегемот» и т.д., в этом случае структура слова воспроизводится неверно.

В раннем возрасте (от 1,5 до 2 лет) перестановка слогов допускается и не является чем-то серьезным. Но если к 4-5 годам такие нарушения не исчезают, и ребенок продолжает говорить «патка» вместо «палатка», «тамалок» вместо «молоток», и даже более того, появляются и другие сложности в проговаривании слов, то это веский повод обратиться к логопеду.

Что относится к нарушениям:

Нарушение последовательности слогов в слове:

🎈 перестановка слогов в слове – нарушение линейной слоговой программы «капет» - «пакет»);

🎈 перестановка звуков соседних слогов ( «ведмедь» - «медведь»).

Нарушение количества слогов:

🎈 добавление лишней слогообразующей гласной («листава» - «листва», «шутака» - «шутка», «дирижабил» – «дирижабль» );

🎈 опускание слогообразующей гласной ( «пинино» - «пианино»);

🎈 элизия – сокращение слогов ( «ёнок» - «цыплёнок», «на» – «луна», «ашина» - «машина», «пуца» – «пуговица»).

Искажения многосложного слогового состава незнакомого слова

Например: «тивизл» - «телевизор», «мисалупка» - «мясорубка», «мигифон» - «магнитофон», «кактитолка» - «когтеточка» .

Антиципации - уподобление одного слога другому ( «баририна» - «балерина», «вевесипед» - «велосипед», «щищиствует»- «существует»).

Искажение структуры отдельного слога:

🎈 сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («булочка» - «булака»);

🎈 слог со стечением согласных превращающий в слог без стечения согласных («стол» - «тол»);

🎈 вставка согласных в слог («бульон» - «бульонт»)

Контаминации - соединение частей двух слов ( «фругурт» - фруктовый йогурт, «капусеница» - гусеница, капустница; «авака» - ав-ав, собака);

Персеверации – инертное застревание на произнесении какого-либо слога в слове ( «бабанты - «банты», «улилитка - «улитка», «пожелтелеют» - «пожелтеют»).

Если один из перечисленных пунктов наблюдается у ребенка 4 - 5ти лет, то ребёнку необходима помощь логопеда. Без специальных занятий и выполнения определённых упражнений нарушение само собой не пройдет.
-2

Разберем нормы формирования слоговой структуры.

♦ Дети от 0 до 3 лет повторяют простые слоги «ма-ма», «га-га»;

К 3 – 3,5 годам (при условии нормального развития речи), все основные трудности слогообразования оказываются преодоленными.

С данным возрастным периодом связано появление так называемого «языкового чутья», когда ребенок способен оценивать правильность и выявлять дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е. Н. Винарская).

♦ Дети от 3 до 4 лет уже воспроизводят слова из одного, двух и трёх слогов ( «зонт», «жираф», «щеночек»);

♦ Дети от 4 до 5 лет воспроизводят слова с открытыми слогами без стечения согласных букв («пуговица», «раковина»), слова из четырёх-пяти слогов, а также со стечением согласных букв («пластилин», «корреспондент»);

♦ Дети от 5 лет составляют предложения со сложными словами из 3-4 слогов со стечением согласных букв («парикмахер ловко орудует ножницами», «экскурсовод интересно провел экскурсию»).

-3

Этапы работы над слоговой структурой слова:

Выделяются 2 этапа формирования слоговой структуры: подготовительный и коррекционный.

Подготовительный этап включает в себя работу над:

✔ Пространством

Начинаем работу с внутреннего пространства ребенка, точнее говоря, с такого понятия, как соматогнозис (восприятие собственного тела). Затем постепенно приступаем к работе над внешним пространством (далеко/близко, спереди - сзади, над/под, на/в, между).

✔ Дыханием

Развиваем диафрагмальное дыхание (дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц).

Внимание ребенка акцентируется на том, что при диафрагмальном дыхании живот округляется, а грудь остается неподвижной. Если имеется назальный оттенок, проводится работа по различению ротового и носового дыхания.

Также важной составляющей является работа над речевым дыханием. Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его правильная организация имеет самое важное значение для постановки речевого дыхания и голоса. Работаем над выработкой длительной воздушной струи, а также тренируем умение правильно расходовать запас воздуха во время речи.

✔ Просодикой

Просодическая сторона речи − важная составляющая гармоничного речевого развития. Сформированность таких компонентов как тембр, темп, логическое ударение, ритм, мелодика, интенсивность, дикция - является главной задачей коррекционной работы просодической стороны речи.

✔ Динамическим праксисом

Динамический праксис означает воспроизведение (по образцу или по памяти) моторных программ, состоящих из элементов, обладающих различными координатными, топологическими, порядковыми характеристиками.

Развиваем у ребенка умение воспроизводить заданную последовательность движений, работаем над переключением. Таким образом мы подключаем различные моторные программы.

✔ Фонематикой

Работаем над развитием звукового анализа слов (от простых форм к сложным), над фонематическим восприятием ( учим разделять фонемы, имеющие сходные характеристики), развиваем слуховое внимание.

🔊 Про фонематический слух подробнее написала здесь - https://dzen.ru/a/ZVEhI8-8JR0rRBjv

Во время коррекционного этапа проводится работа на речевом материале. Он сочетает в себе следующие уровни ( гласные, слоги, слова, словосочетания, короткие предложения, чистоговорки, стихи и тексты).

-4

Занятия с ребенком дома.

Полезные упражнения.

1. Подбросить шарик, одновременно проговаривая слово по слогам (ма- ши - на, лу-кош-ко, лу - чис -тый , мо - ло - ко, ло - пат - ка, за-на-вес -ка);

2. Пересчитать количество слогов в слове с помощью хлопков: мин - зур -ка ( 3 хлопка) , зон - тик ( 2 хлопка) и тд.

3. Определить, какое слово «лишнее»: назвать на картинке то слово, в котором другое количество слогов (например, кукла, рыбка, ласточка, зонтик);

4. Отстучать количество слогов с помощью музыкальных инструментов (ксилофон, трещетки и тд);

5. Соотнести количество слогов с цифрой на карточке (метро - 2 слога, молоток - 3 слога, мухоловка - 4 слога) ;

6. Произнести слог столько раз, сколько точек на картинке (слова на выбор: лакомство, детвора, бусинка, крот, ботинки, ремесленник, дудочка).

Выполняйте эти упражнения как можно чаще со своим ребенком, и результат не заставит себя ждать.

О коррекции нарушений ССС

Очень важно вовремя заметить, что ребёнок начал переставлять местами слоги и другие явления, о которых велась речь выше, так как работа по коррекции может отнять много времени и сил.

Большой пласт работы предстоит проделать логопеду на занятиях с ребенком, однако не стоит полагать, что только только это поможет ему в преодолении речевого нарушения. Немаловажное значение имеют домашние занятия, где родители через игру закрепляют навыки и умения.

Чем опасно нарушение слоговой структуры слова?

Первостепенным является то, что речь ребенка с нарушением слоговой структуры слова малопонятна окружающим, этот факт расстраивает ребенка и заставляет испытывать тяжёлые эмоции (нервозность, раздражение, гнев).

Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, а также на усвоение звукового анализа, письма и чтения. Чем позже будет начата коррекционная работа, тем сложнее будет добиться видимого результата.

Ставьте 👍, если статья была полезной.

Всем правильной и красивой речи 🤍

#логопед #логопедия #коррекционныезанятия #нарушенияречи #нарушенияслоговойструктурыслова #дети #ритм #ошибкиречиудетей #говоримправильно