Найти в Дзене

Подготовка к школе. Развиваем фонематический слух у дошкольников.

Оглавление

Фонематический слух - тонкий слух, обладающий способностью узнавать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слова на слух (Н. И. Жинкин).

Другими словами, это способность различать близкие слова на слух.

Что такое слух ?

Слух - это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде.

Различают неречевые и речевые звуки.

-2

Для анализа услышанной речи необходимо уметь дифференцировать, различать фонемы, то есть пользоваться фонематическим слухом.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного.

Очень часто происходит так, что ребенок заменяет в слове всего один звук, а получается совсем другое слово («сар» вместо «шар»,«шанки» вместо «санки»).

Как следствие, ребенок начинает переживать, злится, обижается на себя и окружающих, что конечно, не самым лучшим образом отражается на эмоциональном состоянии.

💡 В дошкольный период ребенку необходимо научиться различать фонемы без визуализации букв, определять звуковой состав слова.

Если же данные умения не сформированы должным образом, ребенок просто не слышит свои артикуляционные ошибки.

Какими они могут быть:

1. Ошибки дифференциации парных по звонкости – глухости фонем («клаткой» вместо «гладкой»);

2. Не употребляет предлоги или путает схожие пары (в-во, над-на, например: «на носе», «в глазе»);

3. Пропускает слоги в словах(«лукица» вместо «луковица», «кенру» вместо «кенгуру»);

4. Совершает грамматические ошибки в речи («трудолюбимый», «бородастый», «ехай», «ейный», «облаки», «ихи», «ложит» и др.)

5. Неверно употребляет созвучные слова («друг - вдруг», «лама - рама», «молод-молот», «глаз - глас»);

6. Замены, смешения и искажения звуков при произношении слов (например: «рожки-ложки», «птица-пицца»);

7. Нарушение дифференциации ударных и безударных слогов (например: «лисёнок-лисОнок»).

К сожалению, мы видим большое многообразие ошибок. Впоследствии, у детей с неразвитым фонематическим восприятием могут появиться следующие проблемы в обучении: дислексия, дисграфия, ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, а также, низкая скорость чтения и письма.

Именно поэтому, необходимо как можно раньше начать развивать фонематический слух ребенка. В этом помогут игры.

Исследования отечественных психологов А.Н.Леонтьева и Д.Б.Эльконина показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
«Игра - не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» Д.В.Менджерицкая
«Игра - не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» Д.В.Менджерицкая

Какие игры помогут развить фонетический слух дошкольника?

✔ 1. Игра «Угадай, на каком музыкальном инструменте я играю?»

В ходе игры взрослый за ширмой или другим широким предметом играет на музыкальных инструментах (колокольчик, бубенцы, колотушка, трещотка, маракас), а ребенок угадывает их и называет.

✨ Развивается слуховое восприятие

✨ Ребенок учится узнавать музыкальные инструменты по звучанию, называть их.

✔ 2. Игра «Волшебная палочка»

В ходе игры взрослый стучит так называемой «волшебной палочкой» по предметам (ведерко, стол, стакан с водой и тд). Ребёнок запоминает звучание, затем закрывает глаза ладошками и угадывает звук.

✨ Формируется умение различать звуки по их характерному звучанию.

✔ 3. Игра - упражнение «Звуки улицы»

В ходе игры взрослый предлагает ребенку послушать звуки, доносящиеся с улицы и назвать их (это может быть мотор автомобиля, пение птиц и тд.)

✨ Таким образом развивается внимание, звуковое восприятие.

✔ 4. Игра «Гном и Великан»

Взрослый выкладывает перед ребенком изображения Гнома и Великана. И говорит о том, что у Гнома всё маленькое: ручки, носик; голос высокий и тихий. А у Великана всё большое: и ручища, и глазища; голос грубый, низкий и громкий.

Затем взрослый показывает картинки, и называет их голосом Великана или Гнома. Ребёнок должен положить предмет перед соответствующим персонажем.

✨ Ребенок развивает тембр голоса, фонематическое восприятие; он учится произносить слова с различными акустическими свойствами.

✔ 5. Игра – упражнение «Звучащее солнышко»

В ходе игры взрослый произносит гласные звуки протяжно (А-А-А) или коротко (А). Если звук долгий, то ребёнок рисует солнышку длинный лучик, если звук короткий, рисуется короткий лучик.

✨ Ребенок учится различению звучания гласных звуков по долготе, а также учится отражать это в виде определенной схемы.

✔ 6. Игра «Договорилки»

Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в первой строчке. Ребёнок должен выбрать одно слово из предложенных, тем самым создавая рифму в стихе.

▸Ой, ребята, верь, не верь –

От меня сбежала… (тетрадь, грелка, дверь, корзина )

▸Говорила мышка мышке:

- До чего люблю я (варенье, книжки, рыбку, печенье)

✨ Игра формирует умение выделять из нескольких слов одно, сходное по звучанию с заданным, развивает фонематическое восприятие;

✔ 7. Игра «Потеряшка»

Взрослый произносит пару слов, а ребёнок определяет, чем отличаются слова и находит звук, который изменился (ком – дом, ватка – ветка, дым– дом, сук – жук и т.д.)

✨ Ребенок учится слышать и выделять тот звук, который изменяет слово, развивает внимание и фонематический слух.

✔ 8. Игра «День рождения звука»

Взрослый радостным голосом говорит ребенку о том, что у звука __ День рождения и придут друзья, чтобы поздравить его с этим важным днем.

Задание состоит в том, чтобы придумать слова (друзей), в которых есть этот звук.

✨ Ребенок учится выделять нужный звук из слова, развивает мышление, внимание, фонематическое восприятие.

-4

Секреты развития фонематического слуха.

Советы для родителей.

1. Развивайте не только фонематический слух, но и другие виды слуха: логический, мелодический, ритмический, физиологический.

2. Будьте для своего ребенка образцом правильного произношения: будьте внимательными к своей речи, не коверкайте слова, не используйте слова-паразиты.

3. Развивайте музыкальные и речевые способности ребенка, тренируйте его память и восприятие.

4. Играйте со своими детьми в полезные развивающие игры (некоторые из них я описала выше).

5. Развивайте фонематический слух в связи с другими видами деятельности: рисованием, лепкой, чтением и письмом и т.д.

Ставьте 👍, если было полезно.

Всем правильной и красивой речи 🤍

#логопед #советылогопеда #ошибкиречиудетей #фонематическийслух #игрыдлядетей #играемвместе