Продолжаем наш цикл о малоизвестных и забытых фильмах классиков отечественного кинематографа. Сегодня расскажем о забытой притче-триллере Эльдара Рязанова "Предсказание".
К концу 1980-х в творчестве мэтра отечественного кино Эльдара Рязанова наступил кардинальный поворот. Время фильмов о жизни советского «среднего класса» и масштабных исторических постановок ушло в прошлое. Наступил период гласности, нового мЫшления и повсеместного смакования остросоциальных проблем. В стране происходили тектонические изменения, на которые Рязанов горячо откликнулся.
В 1988 году он выпускает непривычно жесткую драму «Дорогая Елена Сергеевна«. История хрупкой учительницы, в одиночку противостоящей толпе наглых выпускников, потрясла и разгневала советского зрителя. Через три года увидела свет фантасмагорическая трагикомедия «Небеса обетованные«. Ее герои, в буквальном смысле выброшенные из новой жизни, доживают свой век на свалке. И даже это пристанище у них пытаются отобрать. Картины получились знаковыми для своего времени, хотя в ретроспективе критики их оценивают неоднозначно.
Но что делать дальше? Долгое время Эльдар Рязанов не знал ответа на этот вопрос. Перемены, которые он так приветствовал, закончились разрушением страны и социальным коллапсом. К тому же, в начале 1990-х режиссера настиг творческий кризис, усугубившийся тяжелой болезнью супруги. Но выход все же был найден.
В 1991 году издательство «Жизнь и компьютер» опубликовало повесть Рязанова «Предсказание». Главный герой произведения — немолодой писатель Олег Горюнов, потерявший со смертью жены смысл существования. Его книги успешно продаются, билеты на творческие вечера разлетаются моментально, но изнутри Горюнова сжирает пустота. И вот на одном из вокзалов цыганка сообщает писателю, что через сутки его убьют. Поначалу пророчество лишь развеселило Олега Горюнова, но вскоре ему станет не до смеха. Переживет ли литератор самые важные 24 часа в своей судьбе? Поймет ли нечто такое, чего не смог понять за все предыдущие годы жизни?
Осенью 1992-го Рязанов приступает к экранизации своей повести. В стране уже ощущалась повсеместная нехватка денег, посему мастер предложил французским продюсерам Жану-Луи Леви и Александру Мнушкину участие в проекте. Те ответили согласием — и вскоре производство было запущено.
На главную роль Рязанов пригласил своего давнего знакомого Олега Басилашвили. Ряд второстепенных ролей получили Алексей Жарков, Роман Карцев и Александр Пашутин, также в прошлом неоднократно сотрудничавшие с Эльдаром Александровичем. А вот образ писателя Горюнова в молодости было предложено воплотить Андрею Соколову. Ни до, ни после «Предсказания» этот актер в фильмах Рязанова не появлялся.
Между тем, продюсеры картины настаивали на том, чтобы некоторые роли в ней исполнили французские актеры. Так, жене Жана-Луи Леви — актрисе и писательнице Каролин Сиоль — доверили сыграть супругу писателя Горюнова. А на роль последней Любви главного героя кастинг прошла 26-летняя Ирен Жакоб. Интересно, что молодая артистка после съемок в драме Кшиштофа Кеслевского «Двойная жизнь Вероники» и последующего чествования на Каннском кинофестивале сама пребывала в мощном экзистенциальном кризисе. Из которого ей помогли выбраться ранние фильмы Эльдара Рязанова.
Съемочный период проходил очень напряженно. Постоянно ощущалась нехватка самого необходимого на площадке. Эльдар Рязанов был очень недоволен безответственным отношением технического персонала к своим обязанностям. Несколько раз халатность приводила к срыву и переносу съемок.
«У нас картину снимаю не я, не оператор, не артисты. У нас снимают картину «шофера» <…> Нужно иметь просто свой автопарк, свою бензоколонку с бензином… Вот так, чтобы это было. Тогда, может быть, и можно… Но смешно, что я говорю про это. У меня не остается времени на то, чтобы я подумал, как снять. Чтобы это было лучше, выразительнее. Нет. Я только собачусь…», — горько признавал Рязанов на съемочной площадке.
Несмотря на проблемы и всевозможные тяготы, фильм все же был закончен и вышел на экраны в ноябре 1993 года. Критиками «Предсказание» было встречено прохладно. Показанная на экране любовная связь пожилого писателя с юной банковской служащей многим показалась слишком пошлой. А некоторые другие эпизоды — надуманными. С последним постулатом отчасти согласимся и мы.
Максимально несуразное впечатление производит и «сатирический» фрагмент с участием Романа Карцева. Популярный в СССР комик сыграл литературного критика, который предлагает Олегу Горюнову сжечь себя на Красной площади и привлечь таким образом внимание правительства к тяжелому положению страны. Известно, что подобный случай имел место в жизни летчика Марка Галлая, рассказавшего о нем Рязанову. Но более убедительным от этого эпизод не становится.
Тем не менее, при всех огрехах и промахах, единственный опыт Эльдара Рязанова в авторском кино нельзя назвать полностью провальным. Режиссеру удалось воссоздать в картине уникальную «туманную» атмосферу и не отойти от нее даже в самых неудачных моментах. Настоящим украшением «Предсказания» стали сцены-воспоминания Горюнова о поездке в Париж с женой. И, конечно, нельзя не упомянуть шедевральную музыку композитора Андрея Петрова, как нельзя лучше дополняющую происходящее на экране.
К сожалению, в последующих своих фильмах Эльдар Рязанов не стал продолжать стилистические и жанровые эксперименты, а попытался вернуть былую форму. Увы, с каждым разом это получалось у него все хуже и хуже…
А вы смотрели фильм Эльдара Рязанова "Предсказание"? Поделитесь своим мнением о картине в комментариях!