Перед наступающим 2024 годом хотели подвести своеобразные итоги шинного рынка в стране после официального ухода из него ведущих импортных брендов. Напомним автомобилистам, какова ситуация с ними сегодня не только в России, но и за рубежом.
Проще говоря, как изменившаяся геополитика последних 2-х лет повлияла на мировой бизнес в разрезе ведущих шинных производителей.
АМЕРИКАНЦЫ – ПЕРВЫЕ
Как и следовало ожидать от американцев, после начала СВО компания Goodyear была первой, кто прекратил весной 2022 года сотрудничество с Россией, а вместе с ним и поставки своих шин (производившихся в Польше и Словакии для российского рынка) вместе с дочерним брендом Dunlop. Сегодня продукция этих марок в малом количестве и в основном крупных типоразмеров поставляется к нам исключительно с помощью параллельного импорта.
15 ноября 2023 года генеральный директор Goodyear Tire & Rubber Ричард Крамер, руководивший компанией 14 лет, объявил о намерении покинуть свой пост в 2024 году, а сама компания представила план трансформации бизнеса. Высокая инфляция в Европе привела к тому, что Goodyear со следующего года изменит позиционирование бренда Dunlop, переведя его в среднеценовой сегмент.
Кроме того, к концу 2025 года Goodyear намерена сократить ежегодные расходы на 1,3 млрд долларов. По этой причине и из-за роста стоимости энергоносителей в Европе американский концерн закроет два своих завода в Германии: к 2025 году в Фульде и к 2027 году в Фюрстенвальде. Ожидается сокращение 1750 рабочих мест, а также объемов производства легковых и грузовых шин в Германии до 40%.
ЯПОНЦЫ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЫЖИДАЛИ
Производитель Bridgestone тоже стал пионером по выходу с российского рынка, заявив об этом ещё в марте 2022 года и приостановив свой завод в Ульяновске. Почему японский концерн пошёл на это одним из первых, непонятно. Впрочем, до последнего времени продавать свои российские активы он не спешил, как и другой известный бренд из Страны восходящего солнца – Yokohama.
20 декабря 2023 года стало известно, что завод Bridgestone всё же приобрела российская Группа S8 Capital, которая в этом же году выкупила марку «Кордиант» и российский завод Continental. Сумма сделки, по некоторым оценкам, была сопоставима с покупкой активов немецкого концерна – до 10 млрд руб. По условиям договора, торговые марки и бренд Bridgestone новому собственнику не передаются.
Сейчас зимний ассортимент премиальной японской марки пока представлен в нашей стране оставшимися запасами российского производства, а по летним шинам налажены поставки параимпортом.
За рубежом Bridgestone также стремится к оптимизации, закрыв шинный завод в таиландском Рангсите (на предприятии работали 1070 человек). Производство перенесено на две других площадки концерна в Таиланде в целях восстановления прибыльности бизнеса.
Насчёт шинного завода Yokohama под Липецком пока известно, что по итогам 2022 года он в убытках, несмотря на то что после остановки производства в марте того года выпуск продукции был полностью возобновлён к концу лета. Вообще, эта японская компания хоть и приостанавливала на время работу завода, но в громких заявлениях об уходе из России не участвовала.
В 2023 году российский завод также производил шины, но по информации различных инсайдеров, его всё же готовят к продаже. Когда – неизвестно. А продукция на нашем рынке представлена как отечественным производством, так и импортными поставками из Японии и стран Юго-Восточной Азии.
ЕВРОПЕЙЦЫ ЧУДЯТ, КРОМЕ ИТАЛЬЯНЦЕВ
Французская Michelin в марте 2022 года приостановила своё производство в подмосковном Давыдово, а через три месяца объявила о сворачивании бизнеса в России. До конца прошлого года компания готова была продать активы локальному ТОП-менеджменту завода, но в итоге сделку купли-продажи закрыли с шинным дистрибьютором и партнёром концерна – ООО «Пауэр Интернэшнл-шины».
Что намеревается делать со своим активом мощностью до 2 млн шин в год, новый собственник не заявлял. Но напомним, что «Пауэр Интернэшнл-шины» помимо оптовой торговли автокомпонентами в октябре 2022 года получили сертификаты соответствия на шины марки Hifly (КНР) для легковых и грузовых автомобилей. Связаны эти события между собой или нет, возможно, будет известно в будущем году.
После остановки завода, французы отмечали, что «возобновление производства технически невозможно, в частности, из-за проблем с поставками в условиях общей неопределенности». Поэтому шины Michelin в России сейчас можно увидеть по большей части иностранного производства, разрешённых к параллельному импорту, хотя у некоторых дилеров ещё можно найти покрышки из складских запасов “made in Russia”. Ассортимент, конечно, не тот, что раньше.
Ну а кроме того, в октябре 2023 года Michelin объявила о сворачивании производства шин в американском штате Оклахома, и намерена завершить этот процесс к концу 2025 года, перенеся производство на другие свои заводы в Северной Америке. В ноябре же стало известно, что французы постепенно закрывают и два шинных завода в Германии, что затронет более 1,5 тысячи сотрудников.
Про бренд Continental в России многим уже известно: после исчерпания складских запасов в ближайшие годы можно ожидать только импортные поставки шин параллельным путём. После остановки и перезапуска российского завода в 2022 году немцы всё-таки объявили в марте 2023-го о «контролируемом уходе с российского рынка». Уже через 2 месяца производство в Калуге мощностью 4 млн шин/год было продано холдингу S8 Capital.
Новый собственник смог объединить свои активы «Кордианта» и Continental, намереваясь стать одним из лидеров российского производства шин. 1 декабря 2023 года стало известно, что в рамках формирования шинного кластера завод в Калуге будет переименован в Gislaved. Напомним, что этот бывший дочерний бренд немецкого концерна в рамках сделки был передан российской стороне, включая производственные технологии и рецептуры резиновых смесей.
Кроме того, под маркой Gislaved теперь будут выпускаться шины премиального сегмента, пока только копии моделей Continental. А вот продукция марки Matador (второго дочернего бренда немецкой компании), будет выпускаться теперь под новым именем Torero. Об этом подробнее – здесь. Новый шинный бренд уже официально запущен в производство.
Судьба финской марки Nokian Tyres в нашей стране выглядит, с одной стороны, печальнее других, но с другой – не всё так грустно. Продав свой самый крупный шинный завод (не только в России, но и в Европе) в марте этого года российской компании «Татнефть», финны запретили поставки из-за рубежа своей фирменной продукции в нашу страну, а параллельный импорт запрещён уже нашими властями.
Лишившись таких огромных мощностей (до 17,5 млн шин/год), скандинавский концерн пытается наверстать упущенное. Приступив к строительству новой площадки в Румынии, в переходный период Nokian организовала контрактное производство своих шин в Китае, на мощностях компании Sentury Tire.
Но рабочих объёмов у китайцев оказалось не так много, как это было в нашей стране, по началу возможен выпуск всего 1 млн. шин в год. По этой причине финны договорились о дополнительном производстве на заводах корейской компании Kumho Tire, которая имеет мощности в Южной Корее, КНР, Вьетнаме и США. Стало известно, что Kumho будет выпускать для Nokian Tyres летние шины обновлённого бренда Nordman.
Ну а что касается шин Nokian в нашей стране, то тут всё возложено на плечи новообразованной компании Ikon Tyres, теперь владеющей заводом во Всеволожске. В ближайшие годы здесь будут выпускать аналоги финских моделей. На производстве сохранили все технологии изготовления шин, которые выпускались раньше, и ровно из того же сырья, что и два года назад.
Pirelli остался единственным европейским производителем, не ушедшим из России и имеющим здесь два завода, в Кирове и Воронеже. Воспользовавшись рыночной ситуацией, итальянцы наращивают выпуск шин своей премиальной марки, а также среднеценового бренда Formula, хотя экспорт продукции за границу приостановлен. К тому же этой осенью компания возобновила выпуск зимних шин бюджетной марки Amtel.
Более того, если другие шинные производители закрывают свои заводы в Германии, а немецкая ассоциация резиновой промышленности рисует нерадужную картину будущего производства шин, концерн Pirelli выразил приверженность своей производственной площадке в Брейберге. Итальянцы заявили, что у них нет планов прекращать производство на этом заводе в Германии.
КОРЕЙЦЫ НЕ СПЕШАТ С ВЫВОДАМИ
Корейские шинные бренды, не имеющие в России своих производств, с начала СВО никаких официальных заявлений по поводу дальнейшего присутствия на нашем рынке не делали и не “хлопали дверью”, как некоторые более именитые марки.
Более того, весной 2022 года минторговли Южной Кореи достигло договоренностей с США о том, что санкции в отношении России не будут распространяться на автомобили, смартфоны и другие потребительские товары корейского производства.
Поэтому на российском рынке до сих пор представлен весьма широкий ассортимент шин брендов Hankook (вместе с дочерней маркой Laufenn), а также моделей от Kumho, Nexen и др. Вся продукция корейских шинников поставляется в нашу страну, как и раньше, по налаженным каналам импорта.
РОССИЙСКИЕ ШИННИКИ “НА КОНЕ”, если выстоят перед китайцами…
На фоне всего происходящего можно сказать, что российским шинным производителям, включая и “новые отечественные” бренды, выдан своеобразный карт-бланш. Ikon Tyres, «Кордиант Калуга» и Kama Tyres, на первый взгляд, к этому более чем готовы. Производство шин в России уже в III квартале 2023 года вышло в плюс – впервые с начала кризиса. Чего ждать от наших брендов в ближайшем будущем, наш материал здесь.
Но, конечно, нужно чётко понимать, что экспансия китайских шинных марок, таких как Triangle, Linglong, Nankang, Evergreen, Kapsen, Sailun и иже с ними, будет со временем только наращиваться. Поэтому конкурировать с ними придётся не только по ценам, но и по качеству производимой продукции. Надеемся, что для этого у отечественных шинников сегодня имеется достаточная база и опыт.
#авто #шины #шинные бренды #обзор #новости #бизнес #внедорожники #транспорт #резина