Найти тему
Колеса Даром

Чем закончили 2023 год иностранные бренды шин в России

Оглавление

Перед наступающим 2024 годом хотели подвести своеобразные итоги шинного рынка в стране после официального ухода из него ведущих импортных брендов. Напомним автомобилистам, какова ситуация с ними сегодня не только в России, но и за рубежом.

Проще говоря, как изменившаяся геополитика последних 2-х лет повлияла на мировой бизнес в разрезе ведущих шинных производителей.

АМЕРИКАНЦЫ – ПЕРВЫЕ

Как и следовало ожидать от американцев, после начала СВО компания Goodyear была первой, кто прекратил весной 2022 года сотрудничество с Россией, а вместе с ним и поставки своих шин (производившихся в Польше и Словакии для российского рынка) вместе с дочерним брендом Dunlop. Сегодня продукция этих марок в малом количестве и в основном крупных типоразмеров поставляется к нам исключительно с помощью параллельного импорта.

15 ноября 2023 года генеральный директор Goodyear Tire & Rubber Ричард Крамер, руководивший компанией 14 лет, объявил о намерении покинуть свой пост в 2024 году, а сама компания представила план трансформации бизнеса. Высокая инфляция в Европе привела к тому, что Goodyear со следующего года изменит позиционирование бренда Dunlop, переведя его в среднеценовой сегмент.

Дирижабль Goodyear (символ компании), "улетающий за океан"))
Дирижабль Goodyear (символ компании), "улетающий за океан"))

Кроме того, к концу 2025 года Goodyear намерена сократить ежегодные расходы на 1,3 млрд долларов. По этой причине и из-за роста стоимости энергоносителей в Европе американский концерн закроет два своих завода в Германии: к 2025 году в Фульде и к 2027 году в Фюрстенвальде. Ожидается сокращение 1750 рабочих мест, а также объемов производства легковых и грузовых шин в Германии до 40%.

ЯПОНЦЫ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЫЖИДАЛИ

Производитель Bridgestone тоже стал пионером по выходу с российского рынка, заявив об этом ещё в марте 2022 года и приостановив свой завод в Ульяновске. Почему японский концерн пошёл на это одним из первых, непонятно. Впрочем, до последнего времени продавать свои российские активы он не спешил, как и другой известный бренд из Страны восходящего солнца – Yokohama.

20 декабря 2023 года стало известно, что завод Bridgestone всё же приобрела российская Группа S8 Capital, которая в этом же году выкупила марку «Кордиант» и российский завод Continental. Сумма сделки, по некоторым оценкам, была сопоставима с покупкой активов немецкого концерна – до 10 млрд руб. По условиям договора, торговые марки и бренд Bridgestone новому собственнику не передаются.

Сейчас зимний ассортимент премиальной японской марки пока представлен в нашей стране оставшимися запасами российского производства, а по летним шинам налажены поставки параимпортом.

За рубежом Bridgestone также стремится к оптимизации, закрыв шинный завод в таиландском Рангсите (на предприятии работали 1070 человек). Производство перенесено на две других площадки концерна в Таиланде в целях восстановления прибыльности бизнеса.

Российский завод Bridgestone (г. Ульяновск) всё-таки продан, а производственная площадка Yokohama (г. Липецк) пока под вопросом
Российский завод Bridgestone (г. Ульяновск) всё-таки продан, а производственная площадка Yokohama (г. Липецк) пока под вопросом

Насчёт шинного завода Yokohama под Липецком пока известно, что по итогам 2022 года он в убытках, несмотря на то что после остановки производства в марте того года выпуск продукции был полностью возобновлён к концу лета. Вообще, эта японская компания хоть и приостанавливала на время работу завода, но в громких заявлениях об уходе из России не участвовала.

В 2023 году российский завод также производил шины, но по информации различных инсайдеров, его всё же готовят к продаже. Когда – неизвестно. А продукция на нашем рынке представлена как отечественным производством, так и импортными поставками из Японии и стран Юго-Восточной Азии.

ЕВРОПЕЙЦЫ ЧУДЯТ, КРОМЕ ИТАЛЬЯНЦЕВ

Французская Michelin в марте 2022 года приостановила своё производство в подмосковном Давыдово, а через три месяца объявила о сворачивании бизнеса в России. До конца прошлого года компания готова была продать активы локальному ТОП-менеджменту завода, но в итоге сделку купли-продажи закрыли с шинным дистрибьютором и партнёром концерна – ООО «Пауэр Интернэшнл-шины».

Что намеревается делать со своим активом мощностью до 2 млн шин в год, новый собственник не заявлял. Но напомним, что «Пауэр Интернэшнл-шины» помимо оптовой торговли автокомпонентами в октябре 2022 года получили сертификаты соответствия на шины марки Hifly (КНР) для легковых и грузовых автомобилей. Связаны эти события между собой или нет, возможно, будет известно в будущем году.

После остановки завода, французы отмечали, что «возобновление производства технически невозможно, в частности, из-за проблем с поставками в условиях общей неопределенности». Поэтому шины Michelin в России сейчас можно увидеть по большей части иностранного производства, разрешённых к параллельному импорту, хотя у некоторых дилеров ещё можно найти покрышки из складских запасов “made in Russia”. Ассортимент, конечно, не тот, что раньше.

Три завода ведущих европейских брендов в нашей стране перешли в собственность российских компаний
Три завода ведущих европейских брендов в нашей стране перешли в собственность российских компаний

Ну а кроме того, в октябре 2023 года Michelin объявила о сворачивании производства шин в американском штате Оклахома, и намерена завершить этот процесс к концу 2025 года, перенеся производство на другие свои заводы в Северной Америке. В ноябре же стало известно, что французы постепенно закрывают и два шинных завода в Германии, что затронет более 1,5 тысячи сотрудников.

Про бренд Continental в России многим уже известно: после исчерпания складских запасов в ближайшие годы можно ожидать только импортные поставки шин параллельным путём. После остановки и перезапуска российского завода в 2022 году немцы всё-таки объявили в марте 2023-го о «контролируемом уходе с российского рынка». Уже через 2 месяца производство в Калуге мощностью 4 млн шин/год было продано холдингу S8 Capital.

Новый собственник смог объединить свои активы «Кордианта» и Continental, намереваясь стать одним из лидеров российского производства шин. 1 декабря 2023 года стало известно, что в рамках формирования шинного кластера завод в Калуге будет переименован в Gislaved. Напомним, что этот бывший дочерний бренд немецкого концерна в рамках сделки был передан российской стороне, включая производственные технологии и рецептуры резиновых смесей.

Кроме того, под маркой Gislaved теперь будут выпускаться шины премиального сегмента, пока только копии моделей Continental. А вот продукция марки Matador (второго дочернего бренда немецкой компании), будет выпускаться теперь под новым именем Torero. Об этом подробнее – здесь. Новый шинный бренд уже официально запущен в производство.

Судьба финской марки Nokian Tyres в нашей стране выглядит, с одной стороны, печальнее других, но с другой – не всё так грустно. Продав свой самый крупный шинный завод (не только в России, но и в Европе) в марте этого года российской компании «Татнефть», финны запретили поставки из-за рубежа своей фирменной продукции в нашу страну, а параллельный импорт запрещён уже нашими властями.

Мощности бывшего завода Nokian Tyres во Всеволожске остаются крупнейшими и в России, и в Европе
Мощности бывшего завода Nokian Tyres во Всеволожске остаются крупнейшими и в России, и в Европе

Лишившись таких огромных мощностей (до 17,5 млн шин/год), скандинавский концерн пытается наверстать упущенное. Приступив к строительству новой площадки в Румынии, в переходный период Nokian организовала контрактное производство своих шин в Китае, на мощностях компании Sentury Tire.

Но рабочих объёмов у китайцев оказалось не так много, как это было в нашей стране, по началу возможен выпуск всего 1 млн. шин в год. По этой причине финны договорились о дополнительном производстве на заводах корейской компании Kumho Tire, которая имеет мощности в Южной Корее, КНР, Вьетнаме и США. Стало известно, что Kumho будет выпускать для Nokian Tyres летние шины обновлённого бренда Nordman.

Ну а что касается шин Nokian в нашей стране, то тут всё возложено на плечи новообразованной компании Ikon Tyres, теперь владеющей заводом во Всеволожске. В ближайшие годы здесь будут выпускать аналоги финских моделей. На производстве сохранили все технологии изготовления шин, которые выпускались раньше, и ровно из того же сырья, что и два года назад.

Pirelli остался единственным европейским производителем, не ушедшим из России и имеющим здесь два завода, в Кирове и Воронеже. Воспользовавшись рыночной ситуацией, итальянцы наращивают выпуск шин своей премиальной марки, а также среднеценового бренда Formula, хотя экспорт продукции за границу приостановлен. К тому же этой осенью компания возобновила выпуск зимних шин бюджетной марки Amtel.

Проходные на российских заводах Pirelli в Кирове и Воронеже
Проходные на российских заводах Pirelli в Кирове и Воронеже

Более того, если другие шинные производители закрывают свои заводы в Германии, а немецкая ассоциация резиновой промышленности рисует нерадужную картину будущего производства шин, концерн Pirelli выразил приверженность своей производственной площадке в Брейберге. Итальянцы заявили, что у них нет планов прекращать производство на этом заводе в Германии.

КОРЕЙЦЫ НЕ СПЕШАТ С ВЫВОДАМИ

Корейские шинные бренды, не имеющие в России своих производств, с начала СВО никаких официальных заявлений по поводу дальнейшего присутствия на нашем рынке не делали и не “хлопали дверью”, как некоторые более именитые марки.

Более того, весной 2022 года минторговли Южной Кореи достигло договоренностей с США о том, что санкции в отношении России не будут распространяться на автомобили, смартфоны и другие потребительские товары корейского производства.

Поэтому на российском рынке до сих пор представлен весьма широкий ассортимент шин брендов Hankook (вместе с дочерней маркой Laufenn), а также моделей от Kumho, Nexen и др. Вся продукция корейских шинников поставляется в нашу страну, как и раньше, по налаженным каналам импорта.

Павильон компании Hankook на международной выставке
Павильон компании Hankook на международной выставке

РОССИЙСКИЕ ШИННИКИ “НА КОНЕ”, если выстоят перед китайцами…

На фоне всего происходящего можно сказать, что российским шинным производителям, включая и “новые отечественные” бренды, выдан своеобразный карт-бланш. Ikon Tyres, «Кордиант Калуга» и Kama Tyres, на первый взгляд, к этому более чем готовы. Производство шин в России уже в III квартале 2023 года вышло в плюс – впервые с начала кризиса. Чего ждать от наших брендов в ближайшем будущем, наш материал здесь.

Но, конечно, нужно чётко понимать, что экспансия китайских шинных марок, таких как Triangle, Linglong, Nankang, Evergreen, Kapsen, Sailun и иже с ними, будет со временем только наращиваться. Поэтому конкурировать с ними придётся не только по ценам, но и по качеству производимой продукции. Надеемся, что для этого у отечественных шинников сегодня имеется достаточная база и опыт.

#авто #шины #шинные бренды #обзор #новости #бизнес #внедорожники #транспорт #резина

Подписывайтесь на наш блог и делитесь публикацией😉