Первый русский художник совершивший арктическую художественную экспедицию, исследователь полярных земель, увлеченный путешественник, создатель целого ряда проектов по развитию северных железных дорог. Ученик Шишкина и Куинджи, А.Борисов открыл для широкой общественности красоту Арктики, став окном в мир, где человек ощущает себя лишь скромным гостем перед величием природы.
В творчестве разных художников периодически появляются мотивы связанные с Русским Севером и Арктикой, но для уроженца Архангельской области — живописца Александра Борисова (1866—1934 гг.) эта суровая, скромная и гордая красота стала главной и единственной темой творчества на протяжении всей его жизни. На своих полотнах «поэт Севера» сумел передать не только захватывающие виды Арктики и красоту сверкающего льда, но и мистическую энергетику этих мест — манящую и пугающую одновременно.
Крестьянское детство — Соловки — приглашение в Петербург
Александр Алексеевич появился на свет 14 ноября 1866 года в небольшой деревушке под названием Глубокий Ручей близ Красноборска в семье обычных крестьян. В возрасте 10 лет, выполняя дела по хозяйству, будущий художник уронил себе на ноги тяжелые дрова, в результате чего оказался обездвиженным на долгие годы. В знак благодарности за его исцеление родители дали обещание отпустить сына на 12 месяцев в монастырскую обитель. Так пятнадцатилетний юноша попал на Соловецкие острова, где помогал монахам вести рыбный промысел и изучал древнее искусство иконописи.
По возвращении домой, Борисов самостоятельно оттачивал свое мастерство в рисовании, копируя иллюстрации из книги «Родное слово». Хотя Саша надеялся вновь посетить Соловки в скором времени, его встреча с островами состоялась лишь через несколько лет. Зато на этот раз он был принят непосредственно в иконописную студию монастыря, где продолжил свое обучение.
В скором времени работы талантливого художника привлекли внимание собирателя живописи генерала Боголюбова и великого князя Владимира Александровича. Они пригласили его в Петербург для дальнейшего обучения. Благодаря этому событию, в 1886 году Борисов стал воспитанником престижной Императорской Академии художеств. Там Александру посчастливилось изучать азы изобразительного искусства и тонкости цветопередачи у мастеров своего дела — И. Шишкина и А. Куинджи.
Первые северные экспедиции
В 1894 году он принял участие в экспедиции вдоль Мурманского побережья в качестве спутника главы Минфина России — Сергея Витте. Во время морского путешествия молодой талантливый живописец занялся созданием эскизов и фотографированием гаваней и бухт Северного моря. Горя желанием реализовать свои творческие замыслы, Борисов питал надежду вернуться в эти места с собственной экспедицией для создания полноценных художественных произведений. Цель его была такой — открыть общественности захватывающий мир дальних окраин русского Севера, написать достоверный образ этого загадочного уголка земли, который до того считался неисследованным для мира искусства.
«…главная задача моя была художественная: мне хотелось написать целую серию картин и показать всему свету ту необычайную красоту загадочного полярного мира. Мне хотелось похитить его молчаливую тайну и поделиться ею с другими. До сих пор созерцали этот таинственный волшебный мир только одни путешественники, которые нередко платили за это жизнью. Они описывали его восторженными словами иногда красиво, иногда увлекательно»… Но разве можно передать пером эту дивную сказку заснувшей, или быть может, навеки умершей природы. Можно плакать, молиться, стоять на коленях перед этим дивным творением Бога, но написать невозможно!..».
Пару лет спустя в 1900 г. Александр Алексеевич осуществил свое стремление, пустившись в экспедицию от Академии наук через дикие просторы Большеземельской тундры к Новой Земле. Экспедиция длилась 14 месяцев, а ее стоимость составила порядка 33 000 рублей, что было беспрецедентно — в истории русского искусства никогда доселе не проводилось столь масштабных экспедиций с художественными целями.
Здесь его впечатлили суровые горные массивы и величественные пейзажи полярных льдов, дрейфующих по водной глади Ледовитого океана. Именно благодаря Борисову безызвестные тогда мысы и ледники Новой Земли получили имена Шишкина, Крамского, Куинджи, Репина, Васнецова, Третьякова и Верещагина.
По возвращении из путешествия, итогом которого стали порядка полторы сотен работ, он представил свои этюды и наброски двум знаменитым русским художникам — Виктору Васнецову и Михаилу Нестерову, демонстрируя уникальные впечатления, полученные во время арктических странствий. Те высоко оценили работы молодого живописца, отметив талантливую передачу «холодного ужаса Севера».
Экспозиция полярных эскизов была успешно организована в стенах Императорской академии художеств, где после показа они были приобретены известным собирателем произведений искусства Павлом Михайловичем Третьяковым. Через несколько месяцев после этого коллекция Третьякова пополнилась еще двумя полотнами Борисова, поразительно передающими живопись севера: «В области вечного льда. Лето» и «Весенняя полярная ночь».
Весь доход, полученный от реализации картин, Александр Алексеевич пускал на подготовку к следующим экспедициям и возведение собственной усадьбы недалеко от родного Красноборска.
Быт и трудности арктических экспедиций Борисова
В целом, Борисов принимал участие в нескольких полярных экспедициях, создав более 3000 работ, а также целый ряд научных докладов, посвященных исследованию Арктики. Пожалуй, в этом плане его жизненный путь — на стыке живописи, исследований и путешествий — можно сравнить лишь с Николаем Рерихом.
Во время поездок по Новой Земле в сопровождении ненцев, Александр Борисов прокладывал свой путь вдоль берегового контура архипелага, находя неизведанные ледники и мысы, изучая речные потоки и морские проливы. Команде не раз приходилось пересекать водные пространства на кусках дрейфующего льда, ночевать под открытым небом на склонах, а в качестве еды использовалось необработанное мясо тюленя.
«Я построил парусную яхту «Мечта», специально для плавания среди льдов, на которой в 1899 и 1900 гг. предпринял с зоологом Т. Тимофеевым экспедицию на Новую Землю и Карское море. Во время этого путешествия нам пришлось пережить ужасную драму на плавучих льдах Карского моря, и мы не померли с голода, благодаря лишь тому, что у нас осталось ещё несколько патронов, что дало нам возможность стрелять тюленей, сырое мясо и внутренности которых служили нам пищей…».
(Александр Борисов. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. Санкт-Петербург, 1907).
Тем не менее, Борисов оставался верен своей миссии и ловил каждый благоприятный момент, чтобы фиксировать уникальные виды Крайнего Севера кистью и красками.
Художник жил укладом местного населения — самоедов (ненцев), с удовольствием знакомился с их традициями и обычаями. Он по многу часов работал над своими картинами при экстремально низких температурах. От нестерпимого холода немели пальцы, а краски на морозе быстро густели и с трудом наносились на холсты:
«Работать было очень трудно: приходилось обрезать кисти, делать щетину короткой, растирать краски почти немыслимо. Стужа превращает краски в густое тесто, которого кисть не берет и которое не размазывается по полотну. Со мной бывали случаи, когда во время моих „полярных“ работ, что даже скипидар, единственное средство, которое могло бы сделать краски жидкими, не помогал, потому что сам начинал кристаллизоваться на этом адском холоду. У меня есть этюды, которые я писал на морозе в 28,8 С, 3–4 этюда при 37,5 С. При этом кисть приходилось держать в кулаке, прикрытом рукавом малицы, и изо всех сил прижимать к полотну, нанося на него краски.
Кисть трещит, ломается, коченеющие руки отказываются служить. Но рисуешь, весь охваченный жаждой занести на полотно эти причудливые, мрачные, полные своеобразной красоты картины Крайнего севера», — делился своими воспоминаниями Александр Алексеевич.
Возвращение из полярного похода ознаменовалось созданием Борисовым более чем 250 эскизов и картин. Наброски, сделанные в условиях экспедиции, легли в основу произведений, которые он продолжал дорабатывать уже в Северной столице. В своих размышлениях художник Николай Рерих отметил уникальность подхода Борисова, выразив мысль, что он открыл новый, доселе неизведанный путь, свободный от следов предшествующих мастеров и их материалов.
В 1903 году исключительно для членов императорской семьи была организована личная выставка творений Борисова в стенах Зимнего дворца. Одна из центральных работ экспозиции — полотно «Страна смерти» — привлекло особенное внимание Николая II, который приобрел его для Русского музея. Эта картина так глубоко затронула сердца петербуржцев, что стали появляться ее подделки.
Признание за границей
После получения известности на родине Александр Алексеевич отправился со своими шедеврами в Европу. Он побывал в Праге, Вене, Мюнхене, Париже и Берлине, где познакомился со своей будущей супругой Матроной. Французское правительство наградило Борисова орденом Почетного легиона, а норвежский полярный исследователь Ф. Нансен, побывавший на выставке его картин в Лондоне, вручил ему главный орден Норвегии — Святого Олафа.
В США художника тоже встретили с триумфом. Впервые он выставил свои фотоработы в Белом доме в 1906 году в виде экспозиции слайдов. Эти снимки Александр делал на больших пластинах из стекла, затем анилиновыми красками создавал картину и демонстрировал ее зрителям через эпидиаскоп. Он стал первым русских художником, принятым президентом США, а именно — Теодором Рузвельтом.
Его признание за границей было связано в первую очередь с уникальной способностью передавать на своих полотнах суровость и величие арктических пейзажей, которые были малоизвестны европейским и американским зрителям того времени. Это вызывало живой интерес с их стороны и выделяло Борисова среди других художников.
Не только «певец Арктики»
По возвращении в Россию Борисов занялся обустройством своей усадьбы под Красноборском и продолжал много писать — уже не только Арктику, но и Соловки, Печору, северодвинские пейзажи.
Кроме этого он издал немало путевых очерков, в которых описывал богатства северных краев, исследовал экономические перспективы северных регионов и пути развития инфраструктуры:
- «У самоедов. От Пинеги до Карского моря» (1907),
- «В стране холода и смерти» (1909),
- «Великий Северо-Восточный путь. Великий речной путь из Сибири в Европу» (1910),
- «Обь-Мурманская железная дорога» (1915).
Особый интерес у него вызывало развитие сети железных дорог и он неоднократно продвигал идею создания Северного железнодорожного пути и соединения ряда сибирских рек каналами. В 1915—1916 гг. стал одним из разработчиков Обь-Мурманской железной дороги. Этот проект был одобрен и поддержан и царским правительством и пришедшим ему на смену Совнаркомом, однако, реализация затянулось на десятки лет из-за событий внутри страны.
Советский период
После Октябрьской революции Александр Борисов остался без мастерской и в 1931 году уехал к жене в Германию, но, не желая мириться с режимом Гитлера, предпочел возвратиться обратно на родину.
Зал живописца в Третьяковской галерее закрыли и он практически не писал новых картин. Впрочем, Александр продолжал проявлять себя в сфере проектирования железных дорог и на других фронтах. В частности активно принимал участие в разработке проекта ж/д Обь-Котлас-Сорока.
По его инициативе был открыт действующий и поныне северный курорт «Солониха» (на базе местного соляного источника) неподалеку от родного Красноборска. Художник стал первым его управляющим и руководил им вплоть до своей кончины в 1934 году.
Имя его как художника вернулось в общественное пространство в 90-е, а в 2001-ом усадьба Борисова получила статус музея.
Особенности изобразительного стиля и техники работы Александра Борисова
Изобразительный стиль живописца стремлением к максимальной достоверности, но при этом сохранял индивидуальный почерк автора. Это сделало Александра Алексеевича одним из наиболее запоминающихся и уникальных художников своей эпохи, чей вклад в искусство полярной живописи трудно переоценить. Борисов старался наиболее точно воспроизводить виденные им пейзажи и акцентировал внимание на детальной проработке элементов — будь то ледяные скалы, океанические пучины или арктические небеса.
Еще одной особенностью стиля Борисова было использование сдержанной, пастельной гаммы, позволяющей создавать мягкие, но вместе с тем насыщенные переплетения цветовых тонов. Холодные оттенки синего, серого и белого доминировали в его картинах, подчеркивая холод и суровость арктических пейзажей. Александр Алексеевич мастерски владел техниками работы со светом и тенью, что помогало ему передавать объем, глубину пространства и воздушную перспективу. Это придавало его работам ощущение реальности и динамизма.
Несмотря на кажущуюся статичность ледяных пейзажей, Борисов часто захватывал моменты движения — ломающиеся айсберги, бушующее море, изгибы снежных заносов, что добавляло его произведениям эмоциональности. Он не просто «копировал» природу, а через изображаемые сцены передавал свои чувства и переживания, что делало его работы глубоко личными и экспрессивными.
Современное значение работ художника
Художественное наследие Александра Борисова остается визуальной квинтэссенцией восхищения крайним Севером и своеобразным призывом к его изучению. «Поэт Севера» стремился показать красоту и мощь арктических просторов, их величественность и одновременно неприступность, и это ему мастерски удалось. Его работы поражают реализмом и умением передавать настроение полярных пейзажей и динамику арктической природы.
Кроме того — это важный источник для понимания культуры, истории и экологии Арктики. Работы Борисова могут использоваться в образовательных целях для популяризации знаний об Арктике. Картины предоставляют визуальный доступ к региону, который остается отдаленным и недоступным для многих людей. Они служат уникальными пособиями для преподавания географии, экологии и культуры в школах и университетах.
Живописные полотна Борисова выступают в роли культурного моста, соединяющего прошлое с настоящим, они продолжают экспонироваться в музеях и частных коллекциях, неся в себе вдохновляющую красоту арктической дикой природы.
При написании статьи была использована литература:
1. А. А. Борисов «В стране холода и смерти», 1909 г.
2. Н. П. Борисов «Художник вечных льдов», 1983 г.
3. Н. В. Горчакова ««Дом-усадьба художника А. А. Борисова», 2018 г.
4. И. В. Назимова «Жизнь и творчество А. А. Борисова», 1959 г.
Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":
Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями
О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?
Первая русская женщина-иллюстратор и ее знаменитые открытки в"русском стиле"
Пронзительные картины парализованного советского художника на тему космоса потрясли весь Союз и мир
Художник, прославивший "русский стиль" в России и мире, но оставшийся малоизвестным
***************************
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень помогает его развитию!