Сергей Соломко — певец русской старины, природы, ярких характеров и статной красоты в обрамлении традиционных богато вышитых одежд, мехов и драгоценных камней… Говоря о «русском стиле» в живописи мы неосознанно представляем именно те образы, которые художник запечатлел на своих акварелях.
Соломко Сергей Сергеевич (1867—1928 гг.) — русский художник, иллюстратор, график, акварелист, оставивший неизгладимый след в мире искусства. Его характерный и ни на кого не похожий «русский стиль» настолько отточен и узнаваем, что увидев раз — вы ни с кем его не спутаете.
Выходец из потомственных дворян Черниговской губернии, Сергей Соломко получил великолепное художественное образование: сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а потом в Санкт-Петербургской Императорской Академии Искусств.
Соломко был современником таких великих художников, как Илья Репин и Василий Суриков, а потому его работы находились в определенной степени под их влиянием. Однако, ему удалось разработать свой собственный художественный стиль, который выделял его среди современников.
Парадоксально, но он одновременно являлся и одним из известнейших иллюстраторов дореволюционной России, активно сотрудничавшим с большим количеством журналов и издательств, и при этом — оставался практически полностью вне поля зрения критиков и искусствоведов, которые не воспринимали его серьезно.
Главные темы картин
Центральная тема его творчества — повседневная жизнь русского общества, и особенно допетровской эпохи. Соломко славился мастерством в изображении старорусской жизни с ее былинными мотивами и сказочным духом, разнообразными яркими костюмами на персонажах. Сами костюмы не являются строго реалистичными — автор не копировал их с музейных образцов, а создавал сам, по-новому переосмысливая элементы традиционной одежды.
Художник создал множество произведений, воспевающих сельскую и городскую жизнь, быт русских крестьян, бояр и дворян, важные семейные события и обряды. Его картины стали живописным отражением богатства русской культуры и разнообразия ее аспектов.
Однако, Соломко не ограничивался лишь передачей визуальных аспектов быта. Ему удавалось уловить и передать эмоциональную составляющую сцен, изображенных на его холстах. Персонажи на его картинах словно оживали, и перед зрителем разворачивалась целая история в динамике — с предысторией и вероятными вариантами будущего. Особенно тонко художнику удавалось передать эмоции влюбленных пар, моменты связанные со свиданиями, сватовством и свадьбами.
Многие из работ Соломко содержали сцены с двумя персонажами — то есть в фокусе был не просто портрет, а именно активное взаимодействие между людьми: из взгляды направленные друг на друга, эмоции, мысли, надежды… Художник умело передавал жизненные ситуации, знакомые каждому. Такие произведения, как «В ожидании ответа», «Вопрос», «Серьезный вопрос», «Объяснение в любви», «У забора», «Шутник» и другие, будто прикасались к чувствам и воспоминаниям зрителя, возвращали того в похожие моменты его собственной жизни. При этом облачение героев в допетровские одежды, а также своеобразный романтизм и идеализация, как бы повышало значимость данных моментов, представляя их частью нашей многовековой истории.
Однако, обращался художник и к иным темам и сюжетам — так, он создавал символические аллегории, посвященные историческим событиям времен династии Романовых, рекламные плакаты, а также злободневные акварели на темы близкие его современникам. Примером последнего может служить акварельная открытка под названием «Эко чучело! (Новая мода)», в которой художник выразительно показал сколь разные эмоции может вызывать у разных людей и сословий то, что именуется «модой». Именно эти особенности его искусства идеально соответствовали потребностям общества и были восторженно приняты публикой.
Соломко успешно сотрудничал с художественными журналами и книжными издательствами, иллюстрируя произведения А. С. Пушкина, М. В. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова. Создавал театральные афиши и зарисовки для публикации в театральных журналах. Вместе с Елизаветой Бем он по сути стал первопроходцем жанра журнальной иллюстрации: их работы украшали страницы «Нивы» — журнала для семейного чтения, а позднее многие из них были распространены в виде почтовых открыток, которые пользовались в народе огромной популярностью, так как люди видели в них красивые и понятные истории, что сделало их доступными и близкими каждому.
Отдельная тема творчества: эскизы ювелирных изделий и костюмов, так, Сергей Сергеевич создавал модели для Императорского фарфорового завода и сотрудничал с компанией Фаберже, рисовал эскизы театральных костюмов для Анной Павловой и Матильдой Кшесинской.
А в 1903 году художник создал эскизы костюмов в «неорусском стиле» для знаменитого Русского бала в Зимнем дворце. Этот бал оказался невероятно успешным, а фотографии императорской семьи и выдающихся общественных личностей в костюмах 17-го века были растиражированы в многочисленных альбомах. Впоследствии, именно эти костюмы с императорского бала были изображены на одной из самых известных карточных колод, которую, пожалуй, в своей жизни видел каждый, но большинство не знает кто настоящий автор этой витиеватой красоты.
Интересно, что этими же изображениями вдохновлялись и создатели футуристичных костюмов Падме Амидалы из фильма «Звездные войны. Эпизод 2».
В 1910 г. художник переехал в Париж, где продолжал творческую деятельность в сотрудничестве в российскими галереями и художественными институтами, писал портреты кавалеров ордена Русского экспедиционного корпуса во Франции. Умер в 1928 г.
Критика и признание
Основной чертой творчества Соломко была уникальная атмосфера — романтическая, идиллическая и сказочная. Именно это одновременно очень нравилось широкой публике и в то же время вызывало уничижительную критику со стороны искусствоведов, которые называли подобные работы вульгарными, упадническими, созданными в стремлении «потрафить вкусам толпы». Иные именовали работы Соломко «галантерейным реализмом», призванным развлекать невзыскательную публику — как бы в пику реализму «настоящему», который непременно должен нести некий философский или символический подтекст, а также изображать всю жизнь в ее полноте и противоречии, не приукрашивая неприглядных черт и не замалчивая темных моментов.
И. Э. Грабарь называл Соломко «генералом декадентства, упадничества и мистицизма».
Все эти обвинения звучат довольно высокомерно, отражая сомнительную идею, что истинное искусство всегда элитарно и не может быть интересным и понятным широкой публике (к которой, критики, видимо относили и императорскую семью, заказавшую у Соломко эскизы костюмов для своего эпохального бала?), а воспевание красоты будто бы чем-то уступает в художественном плане нарочитому реализму с показной жестокостью, бедностью либо неприглядностью.
Те же «установки» нередко главенствуют в искусствоведческой среде и по сей день. В результате творческое наследие Соломко осталось малоизученным, а большинство созданных им иллюстраций сохранились лишь в дореволюционных изданиях и старых почтовых открытках, доступных только коллекционерам. Впрочем, время неизбежно расставляет все по своим местам и работы художника все чаще вновь начинают мелькать в общественном пространстве, а интерес к ним растет по мере того как люди о них узнают.
Сергей Соломко не боялся быть оригинальным и воспевать прекрасное, невзирая на оценки критиков, в результате он оставил наследие, которое продолжает вдохновлять и увлекать. Его работы призывают нас остановиться и окунуться в сказочно-былинную старину, атмосферу который он так мастерски передал, а созданные им костюмы и образы не только отражают истинное богатство и разнообразие русской культуры, но и показывают возможный вектор ее развития в будущем — на базе старых образцов, но абсолютно по-новому.
Больше интересных материалов:
Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями
О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?
Иллюстрации из журналов 1873-1880 гг "Мотивы русской архитектуры"
Старинные названия и магические свойства камней и минералов на Руси
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень поможет его продвижению!
****************