Жившая на рубежа XIX–XX веков Елизавета Меркурьевна Бём получила широкое признание еще при жизни даже при том, что никогда не писала больших картин, а работала преимущественно с открытками, иллюстрациями, силуэтными зарисовками. Ее миниатюры — большая часть которых посвящена детям — быстро завоевали известность как в высшем обществе, так и в крестьянской среде.
Художница родилась в Санкт-Петербурге в 1843 году в состоятельной дворянской семье с древними золотоордынскими корнями. Считается, что изначально ее предки носили фамилию Индигир, что означало «индийский петух», а позже были дарованы грамотой Ивана III и переименованы в Эндауровых.
В своих воспоминаниях Бём пишет, что с детства любила рисовать и делала это буквально на всех клочках бумаги, которые попадали к ней в руки. В том числе свои письма подругам и знакомым она всегда дополняла небольшими рисунками, что в дальнейшем способствовало тому, что знающие люди заметили ее одаренность и рекомендовали заняться рисованием серьезно. Семья Елизаветы одобрила ее стремления, так что уже в 14 лет она поступила в Рисовальную школу Общества художников, которую закончила блистательно с золотой медалью.
Вскоре после завершения учебы она вышла замуж за известного скрипача Людвига Бёма, с которым счастливо прожила всю свою жизнь и родила нескольких детей, но семейная жизнь не охладила ее любовь к творчеству. Елизавета писала:
«Установилось мнение, что с замужеством женщина всегда или большей частью кончает свои занятия искусством, всё равно, музыка это или живопись или что другое, не находя для этого достаточно времени. Вспоминаю при этом слова нашего великого писателя Л. Н. Толстого, который говорил, что у кого есть призвание действительное, то для этого найдётся время, как находишь его для того, чтобы пить и есть. И это совершенная истина; чувствую это по опыту. Любя всей душой своё занятие, я и по выходе замуж и после того, как родила ребёнка, всё так же, если ещё не более, занимаюсь любимым делом».
Открытки и иллюстрации
И действительно, невозможно отрицать, что у Елизаветы Меркурьевны было призвание — ее открытки расходились по всей стране многотысячными тиражами и пользовались неизменной всеобщей любовью как в высшем обществе, так и в крестьянской среде. Всего она создала их более 300 — к праздникам, с загадками, с пословицами, с иллюстрацией национальных костюмов…
Кроме того, она создала целый ряд иллюстраций для произведений И. Тургенева, Л. Толстого, А. Крылова, В. Гаршина, Н. Лескова, а также проиллюстрировала русские народные сказки, пословицы и поговорки.
С точки зрения техники Елизавета Меркурьевна предпочитала работать с акварелью и силуэтами (литографиями) — именно на эти два основных направления можно условно разделить все ее творчество. По факту она возродила искусство литографии в России. Если описать процесс литографии в нескольких словах — то это создание контрастного изображения с применением каменной скрижали, на которую художник изначально наносит отзеркаленное изображение масляными мелками. Далее оно покрывается чернилами, а пробеленные участки — напротив — отражают типографскую тушь. В результате получается «штамп» удобный для многократного использования, например, в домашней типографии.
Эта техника позволяла Елизавете Меркурьевне добиваться необычайной точности проработки деталей, которая была бы невозможна при вырезании силуэтов ножницами. Удивительно — казалось бы, силуэт — это лишь контур изображения, с его помощью невозможно отразить выражение глаз, мимику лица, улыбку — но каким-то невероятным образом силуэты Елизаветы Меркурьевны отлично справляются с передачей целой гаммы чувств и эмоций. Будто за этим самым контуром зритель угадывает нечто недоговоренное, сокровенное, может поймать и рассмотреть мгновение во всех детялях — от мельчайших кудрявых завитков на голове ребенка до перышек птички или кружешного платья — и «дофантазировать» его самостоятельно.
Многие известные художники того времени не стесняясь выражали свой искренний восторг от работ Бём. Так, ее учитель Крамской писал:
«И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей».
А Илья Репин, в свою очередь говорил о работах художницы:
«Ее „черненьких“ я люблю больше многих-многих беленьких».
Именно Елизавета Бём стала создательницей первого русского комикса. В 1880-м она издала книгу «Пирог», рассказывающую в картинках историю о том, как дети испекли пирог, а затем уронили его на пол на радость собаке. Значительная часть сюжетов ее творчества посвящена именно детям, но любовь к ним не ограничивалась страницами альбомов — приезжая в родное имение в Ярославской области Елизавета Меркурьевна неизменно привозила с собой гостинцы для крестьянских детей — пряники, ленты, платки и игрушки. Там же, наблюдая за ними, она черпала идеи и вдохновения для своих рисунков.
В определенный период жизни художница заинтересовалась изготовлением стеклянной посуды и нанесением росписей на эмали. Познакомившись с процессами рождения хрустальной посуды на Мальцевских заводах, она принялась за создание форм по образу старинных русских предметов — братин, ковшей, чарок. Ее работы в этом направлении — в частности по росписи фарфора, эмалей, а также рисунки выполненные для нанесения на стекло и хрусталь — неоднократно занимали призовые места на международных выставках.
Интересно, что позднее ее традиционные «бумажные» рисунки также начали переносится на эмали, фарфоровую и деревянную посуду уже ее подражателями. Таким образом, к началу XX века, еще при ее жизни, сложился так называемый «бёмовский стиль», который получил широчайшее распространение в прикладном искусстве.
Азбука Елизаветы Бем 1913-1914 гг.
В последние годы жизни Елизавета работала над набором иллюстраций для детской азбуки, которая, пожалуй, стала самой известной работой художницы — концентрированным выражением всего ее творческого и жизненного опыта, художественных устремлений и идей. Выполненная в традиционном русском стиле, с учётом тысячелетних традиций, поверий, обычаев нашего народа, она и по сей день не потеряла своей актуальности и может быть использована для обучения и воспитания детей в духе русской культуры и наследия.
Елизавету Меркурьевну Бём, ушедшую из жизни в 1914 году, можно по праву назвать известнейшей русской художницей рубежа XIX–XX веков. Она издала 14 альбомов с иллюстрациями, которые затем неоднократно переиздавались, в том числе и за границей, получила широкое признание на художественных выставках в Париже (1870, 1900), Мюнхене (1902), Милане (1906) и других городах. Чуть ли не на с каждой выставки, на которой были представлены ее работы, она привозила «золото» в соответствующей номинации. Ее акварели и силуэты еще при жизни художницы пополнили коллекции Павла Михайловича Третьякова, а также многих других коллекционеров и членов царской семьи.
******************************
Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями
О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?
Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":
Пронзительные картины парализованного советского художника на тему космоса потрясли весь Союз и мир
Художник, прославивший "русский стиль" в России и мире, но оставшийся малоизвестным
***************************
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень помогает его развитию!