Последняя пайка
Эту игру удобно провести на природе, когда поджаренные с манящей хрустящей корочкой сосиски уже раздаются предвкушающим лакомство ребятам, вы просите их повременить со вкушением и вообразить себе следующую игровую ситуацию.
Как известно, в блокадном Ленинграде самой маленькой дневной нормой стал хлебный паек в 125 грамм. Этот паек поистине был на вес золота и даже на вес самой жизни, такую большую ценность он собой представлял. Пожертвовать им можно было зачастую ценою собственной жизни. Нередко он разделялся на несколько кусочков и распределялся между несколькими самыми близкими людьми.
Так вот, нужно представить, что вот эта сосиска и есть твоя последняя блокадная пайка. Ты ее разделяешь на три части и отдаешь их троим самим близким тебе людям, самым близким родственникам – отцу, матери, мужу, жене, сыну, дочери, которых нужно выбрать из участников игры.
Итак, каждому нужно выбрать троих самых близких человек из участников игры, придумать им ролевые образы родственников и раздать им кусочки своей сосиски.
Игра очень наглядна. По ходу игры на бумажных тарелочках одних накапливаются горки кусочков сосисок, в то время как тарелки других остаются пустыми.
Но, как вы понимаете, все это можно сделать и символически. Тогда кусочки пайки будут заменять любые подвернувшиеся предметы.
Персонифицированный нравственный выбор в этой игре носит двойной характер: по степени близости и по ролевой идентификации. Такая комбинация создает довольно напряженное поле порой противоречивых ценностных предпочтений. Открывать или не открывать свою самую личную близость? А может открыть, но закамуфлировать под другим ролевым образом? Скажем, «жену» переделать в «сестру»?.. А «мужа» в «брата» или в «отца»?..
Так же ребятам предлагается фиксировать эмоционально-деятельностную канву происходящих событий. Вот два примера мотивации предпочтений:
«Я оставляю свою 1 часть своему брату (младшему) Сергею. Мы просто сдружились.
Я оставляю свою 2 часть Люде – это моя Мама.
Я оставляю свою 3 часть Жене – это моя сестра (старшая)». Таня.
«Я оставляю:
1) Ксюше – мама,
2) Леше – брат,
3) Люде – сестра.
Ксюша – мама, потому что она заботится обо мне. Леша – брат, потому что он добрый и классный. Люда, потому что она относится ко мне как к сестре». Света.
Обратили внимание на появляющиеся нюансы в атрибуции ролей – (старший, младший). Это говорит о достаточно глубокой дифференцированности мотивов нравственных предпочтений.
Осмыслению и эмоциональному отражению подвергаются и полученные (или неполученные) кусочки «паек»:
«Я была немного удивлена сосискам от Мурата, Сергея, Гали. А вообще, приятно, что меня считают мамой и не дали мне умереть с голоду». Женя.
Жене как маме дали кусочки паек пять человек. А вот главный «папа» Кирилл. Его посчитали таковым тоже пять человек:
«От Люды я не ожидал. Я знаю, что для Люды папа – это такой авторитет. Я понял, она меня уважает».
В этот раз только одна девочка не получила ни одного кусочка и по игровому сюжету «умерла» с голода. Вот ее «засветка чувств»:
Я ничего не могу сказать, потому что я одна умерла с голоду. И я это ожидала». Катя.
Ну, раз ожидала, значит, все было адекватно.
Эту игру можно завершить следующим поднимающим настроение последействием – «Тост»( Я поднимаю этот бокал…)».
Все очень просто. Каждому, подняв бокал (с нарзаном) предлагается сказать тост в честь одного из членов коллектива. Пусть каждый выберет этого человека и прежде чем начнется эта игра, мотивирует свой выбор:
«Я поднимаю этот бокал в честь Мурата за его интеллект и отзывчивость». Дима.
«Я поднимаю этот бокал за огонь в жизни Кирилла». Сергей.
«Я поднимаю этот бокал за доброту Ксюши и за то, что она умеет постоять за себя». Катя.
«Я поднимаю этот бокал за жизнерадостность Кирилла и за вдумчивость и рассудительность Леши». Люда.
«Я поднимаю этот бокал за Женю. Она терпит нас и старается помочь нам, и что бы о ней не говорили, она есть и будет нашей второй мамой». Кирилл.
Это главный «папа» о главной «маме». А вот и ее впечатления:
«Я поднимаю этот бокал за Сережу, за его общительность и веселый нрав…
Мне понравилось, что за меня подняли тост 4 человека. Спасибо им всем! И я не жалею, что подняла тост за Серегу. Он молодец, и сказал самый лучший тост».
Объединение племени
Теперь давайте обратимся к играм нравственного выбора, где персональный выбор усложнен дополнительными ролевыми смыслами и нравственными нагрузками. Как правило, в эти игры можно играть только в достаточно развитых коллективах, где участники не просто знают друг друга, но и имеют глубокое представление о достоинствах и недостатках каждого члена коллектива.
«Объединение племен» - одна из главных игр по этой тематике. Первоначально коллектив разделяется на четыре части, или «племени», каждое из которых должно выбрать себе вожака. В игровой преамбуле говорится, что в первобытную эпоху в условиях борьбы за существование маленькие племена имели мало шансов выжить в конкурентной борьбе. Объединение мелких племен в одно – это вопрос не только преуспевания, но, зачастую, жизни и смерти. Сейчас и пройдет имитация этого процесса, по итогам которого будет поставлен вопрос о жизнеспособности объединенного племени. То есть нужно не просто объединиться, но и подобрать наиболее подходящих людей на главные племенные должности. Только наиболее точный подбор людей гарантирует жизнеспособность нового племени.
Сначала каждая группа делегирует одного человека в «совет старейшин» - это самые авторитетные и мудрые люди, которые выступят в роли экспертов, с оценкой которых будут сравнены результаты групповой и коллективной работы по объединению племен.
Затем ребятам дается список главных племенных должностей, на которые будут подбираться кандидатуры ребят. Вот эти должности:
- вождь племени;
- главный жрец;
- хранитель огня;
- большая мама («женщина», отвечающая за надзор и воспитание всех маленьких детей);
- страж входа в пещеру;
- главный охотник.
Ведущий кратко комментирует каждую должность, обозначая круг ее обязанностей.
Теперь каждое племя должно посовещаться и составить список кандидатов на все эти шесть должностей объединенного племени, причем, кандидаты должны быть из всех объединяемых племен. Тут нужно подняться над личными интересами, не отстаивать собственных предпочтений, а подобрать людей, которые в наибольшей степени подходят на эти должности, и, следовательно, обеспечат наибольшую выживаемость объединенного племени.
Экспертная группа старейшин занимается тем же – подбирает наилучших кандидатов на должности объединенного племени. Лучше, если они будут это делать где-то в другом месте, чтобы у членов племен не было соблазна узнать их предпочтения.
После того, как каждое племя составило свой список, начинается самый важный этап – собственно объединение племен.
Ведущий собирает все племена в один общий круг и ставит перед ними задачу – в течение двадцати минут провести объединение, то есть, выработать общий список на все должности объединенного племени. Он говорит, что нужно постараться в наибольшей степени совпасть с мнением экспертного состава старейшин. В случае если состав не совпадает более чем наполовину, объединенное племя считается несформированным, а все участники прежних племен погибшими. За полное совпадение по должности и по фамилии назначается два очка, если человек есть в списке совета старейшин, но на другой должности – одно очко. Таким образом, максимальное количество баллов, которое можно набрать – двенадцать. Результат 10 - 12 баллов будет означать полную жизнеспособность племени, 8 – 10 - среднюю жизнеспособность, 6 -8 – критическую, ну, а результат ниже шести баллов будет означать гибель всех участников.
Сообщив все это, ведущий устраняется от дальнейшего руководства племенами. Они сами должны решить, как будут проводить обсуждения, кто его будет вести, что делать в случае возникновения разногласий и т.п.
К этому времени уже могут вернуться старейшины со своим готовым списком и понаблюдать вместе с ведущим за ходом объединения племен. В последействии их комментарии будут очень полезны. Ведущий может только время от времени давать информацию о количестве оставшегося времени.
Наблюдение со стороны дает ценнейший материал в представлении «поля авторитетности» коллектива. Кандидатуры подвергаются вполне «безжалостному» обсуждению. Речь идет о жизни или смерти племени, поэтому здесь не до сантиментов. Недостатки каждого кандидата обсуждаются максимально открыто, но, и в этом главная педагогическая изюминка игры, это редко приводит к обидам и прочим неадекватностям. Экстремальная игровая оболочка игры значительно гасит личную восприимчивость к жесткой критике. И, тем не менее, ведущий внимательно наблюдает за реакциями всех участников, особенно тех, чьи кандидатуры отвергают по тем или иным причинам. Бывает так, что в пылу игры все проходит достаточно гладко и безболезненно, но впоследствии что-то может всплыть отложившейся в подсознании обидой. Лучше даже, если ведущий будет фиксировать все острые моменты в блокнот, чтобы ничего не упустить при обсуждении итогов игры в последействии.
Но вот племенам, наконец, удалось объединиться и выработать общий список представителей племенных должностей. Иногда, правда, бывает, что, потеряв много времени на первоначальную организацию, из-за цейтнота времени последние кандидаты проходят уже почти без обсуждения, а зря. Потому что именно по ним, как показывает практика, возникают наибольшие разночтения во мнении старейшин и объединяемого племени. Но это все материал для обсуждения в последействии.
Кульминационный момент игры – сравнение списка старейшин и списка племени с подсчетом количества набранных баллов. Их количество определяет степень жизнеспособность объединенного племени, о чем и объявляет ведущий.
После этого начинается последействие. Обсудить нужно многое. Во-первых, сравнить списки отдельных племен с общим списком и списком старейшин. Кто оказался наиболее близок к мнению экспертного совета. Если общий результат оказался хуже, то почему не отстаивали свое мнение. Соответственно нужно выяснить, кто навязал свое неправильное мнение остальным, и почему их послушали.
Далее нужно выяснить, адекватной ли была процедура обсуждения. Правильно ли был выбран ведущий, и вообще кто и почему им стал? Все ли мнения выслушивались? Как вели себя представители отдельных племен в случае непрохождения их кандидатов? Не устраивали ли обструкцию и дезорганизовывали дальнейшую работу?
Ну и, наконец, обязательно нужно дать высказаться всем тем, кто испытывает негативные чувства. Тут нужно начать с мгновенной засветки: «Поднимите руки все те, кто по итогам игры испытывает отрицательные чувства», а затем предложить им высказаться. Пусть все выплеснется по горячим следам. Проводя последействие, ведущий ориентируется на свои записи, возвращая участников к тем или иным моментам обсуждения.
Показателем успешного проведения и, главное, завершения игры является умиротворенная усталость большинства ее участников. Самое время обратиться к их впечатлениям.
«Мне не понравилось, что Вадим протолкнул свою точку зрения, и из-за этого все племя погибло. Если бы послушали меня, то племя бы выжило». Юра.
Да, это тот случай, когда свою точку зрения лучше было бы отстаивать поактивнее. А теперь неприятные фрустрирующие чувства неизбежны.
«Я думала, что будет хуже. Ну, ничего. Мне стало обидно, что меня вычеркнули. В принципе, меня и жрецы не выбрали. Так что не умру». Лена.
Последняя фраза говорит, что Лена справилась с обидой и кажется, вполне адекватно.
«Я рада, что была в команде с Настей, но разочаровалась в Жене. Она показала свою отрицательную сторону, и это не передать словами». Света.
Очень показательное с нравственной точки зрения признание. Игра действительно предельно нравственно «обнажающая». Нет времени на мимикрию своих недостатков, и каждый чаще всего выглядит тем, кто он есть на самом деле. И открытия здесь не всегда бывают приятными.
«У меня возникли ликующие чувства, так как при споре мы победили над Юрой». Люда.
Вот как! Да, можно порадоваться, если цена этой победы – выживание племени.
«Мне приятно и удивительно в одно время. Приятно, так как меня угадали, и мы получили 3 очка. А удивительно то, что я одна могу удержать Максима». Настя.
Последняя ремарка поучительна. Из всех перипетий игры на Настю больше всего произвело впечатление то, что в ходе обсуждения кандидатур кто-то сказал, что только она сможет удержать Максима, избранного вождем племени, от разных авантюр. И таких «косвенных» нюансов в игре может быть множество.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь