13K подписчиков

"Игры нравственного выбора" - что вы будете делать, если вас в самолете захватят террористы?

Выбор
Выбор

Воздушные террористы

Игра с достаточно большим импровизационным потенциалом. Ведущему в условиях непредсказуемого поведения ее участников нужно быть готовым в любой момент к введению новой творческой вводной. А это не всегда проходит адекватно.

Игровая ситуация здесь «типичная». Самолет с пассажирами направляется в какой-нибудь иностранный город. В полете его захватывают террористы…. Однако на этом сходство с реальностью заканчивается. Игровая драма будет разворачиваться в абсолютно виртуальной обстановке, однако это не должно помешать ее напряженности.

Все дело в том, что до поры до времени никто не знает, кем будет в этой игре – членом экипажа лайнера, честным пассажиром, агентом спецслужбы или террористом. Игровые роли последовательно обнаруживаются в ходе игрового взаимодействия с помощью обычных игральных карт.

Тут нужно определиться с количеством играющих, количеством карт и соответствиями по масти. Можно предложить следующий вариант:

- три-четыре человека экипажа (червовая масть, среди них червовый туз – командир экипажа);

- обычные пассажиры (в зависимости от количества играющих – до двадцати человек – бубновая масть);

- агент спецслужбы (бубновый туз);

- террористы (4 – 5 человек – пиковая или крестовая масть).

Все играющие сначала находятся вне игрового поля, которое должно представлять собой салон самолета. Желательно выстроить стулья или лавочки как в самолете – в одну сторону, причем передние места предназначены для членов экипажа.

Теперь раздаются карты всем участникам игры, и каждый узнает свою игровую роль. Сначала места в салоне самолета занимают члены экипажа. Их задача определиться с городом, в который летит самолет и в ходе игры постараться все-таки привести его туда.

Затем кресла занимают пассажиры, среди которых находятся несколько террористов, которые, однако, пока не знают друг друга. Каждый из террористов выбирает себе город, где он направить самолет и посадить там. Это суперцель каждого из террористов. Среди пассажиров находится секретный агент спецслужбы, задача которого, разумеется, посодействовать экипажу самолета.

Таким образом, игровые задачи понятны. Экипаж должен привести самолет в пункт назначения, и игра заканчивается победой экипажа, если ему это удастся сделать. Разумеется, в этом заинтересованы и пассажиры, хотя главная их задача постараться выжить во всей этой заварухе.

Вся соль игры заключается в том, что у каждого из террористов – свой «пункт назначения», и каждый старается привести самолет именно туда. И если кому-то из них удастся это сделать, то это будет его игровая победа. Но ведь в этом нужно будет убедить и других террористов!..

По правилам игры террористы могут «убить» любого из пассажиров и членов экипажа, но только в том случае, если это будет их «коллегиальное» решение. Секретный агент спецслужбы может убить любого из террористов, но только одного. Если он решится на это, выбрав на его взгляд самого опасного из террористов, то с его стороны это будет акт самопожертвования, потому что следующим, разумеется, придется погибнуть ему.

Конечно, у каждого из террористов могут «сдать нервы», и он может взорвать привешенную к нему «взрывчатку». Такой исход игры является патовым, проигрывают все террористы, но игра на этом не заканчивается. Если «взрыв» произошел в салоне самолета, но вместе с террористами гибнут и все пассажиры, новая игровая вводная будет только для членов экипажа. Если у кого-то «сдали нервы» в кабине самолета, то остаются только пассажиры, и дальше игровое взаимодействие начинается с ними. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Итак, на каждый сеанс игры отводится 10 минут. Старт игры и начало отсчета времени происходит с момента объявления экипажем пункта назначения
( «-Уважаемые пассажиры, наш самолет отправляется в …. Желаем вам приятно провести время в полете…»), ибо сразу после этого террористы «проявляются» и захватывают лайнер. Время уже идет, и террористы должны успеть договориться между собой – куда они хотят посадить самолет, и далее – убедить направить туда самолет членов экипажа. Если за отведенное время этого не удалось сделать – и террористы не сумели договориться между собой или с экипажем – погибают все (бомбы взрываются у всех), все участники игры «гибнут», и игра на этом предварительно заканчивается.

Ведущему во время игры нужно следить за соблюдением ее правил и для поддержания ее напряжения постоянно вести обратный отсчет времени (« - Осталось 5 минут…»). Работа по нравственному самоопределению в самом активном виде происходит у террористов, членов экипажа и секретного агента. У террористов и членов экипажа постоянно идет борьба между игровыми мотивами, мотивами престижа и самоутверждения и нравственными побуждениями. Отказаться от «своего города» или стоять на своем вплоть до взрыва бомбы – раз не по-моему, то пусть погибнут все. Похожая ситуация у членов экипажа. Уступить террористам – потерять игровой выигрыш и «уронить лицо», но зато спасти жизнь пассажирам. Не сдаваться – ставить под угрозу их жизни. О возможности самопожертвования секретного агента мы уже говорили.

Но все же главный нравственный выбор осуществляется после «взрыва бомбы». Здесь важно импровизаторское мастерство ведущего. Напомню, что если какой-то террорист взорвал бомбу еще на этапе согласования места посадки между самими террористами, то остаются в живых только члены экипажа, а если во время принуждения экипажа – только пассажиры. Однако, если время истекло, а игра завершилась ничем – время ушло на бесплодные прения, то инициативу должен взять в руки сам ведущий. Он говорит, что запрограммированные бомбы взорвались у всех террористов, и при этом гибнут они, все члены экипажа и все ближайшие к ним на момент взрыва пассажиры. Тут уж надо самому решить, сколько человек оставить в живых, но так, чтобы это выглядело довольно естественно по игровой ситуации.

Итак, во всех вариантах развития игры, ведущий должен привести ее к следующей ситуации: неуправляемый разгерметизированный самолет после взрыва падает на землю с оставшимися на борту живыми людьми, и жить им остается считанные минуты.

Неожиданно ведущий объявляет, что на борту есть несколько парашютов, часть из обреченных пассажиров может спастись, и кто будут эти люди, нужно решить за оставшееся до падения время. Тут важна пропорция: парашютов должно быть где-то в два раза меньше, чем оставшихся на борту людей. При 4-х оставшихся членов экипажа – два, при десяти пассажирах – пять, и т.д. Наступает последний самый драматический этап игры. Ведущий объявляет старт истекающего времени (3 минуты, 5 минут – чем больше участников, тем больше нужно им предоставить времени) и наблюдает за дискуссиями на «борту», напоминая о каждой истекающей минуте. Спасенные пассажиры должны покинуть обреченный лайнер до истечения контрольного времени. Если на борту так и не смогли определиться – погибают все.

Вот такая игра!.. В одну из смен мы успели поиграть в нее два раза, и каждый раз ее ход оказался совершенно непредсказуем.

В первом туре террористы «убили» несколько пассажиров, но сумели договориться между собой. Загвоздка возникла в кабине экипажа, где капитан лайнера Катя так и не согласилась переориентировать самолет на требуемый террористами Урюпинск. И один взорвал «бомбу», что означало гибель всех террористов и экипажа корабля.

Итак, самолет оказался в «свободном падении» и обескураженным пассажирам я в качестве первой вводной предложил написать предсмертные записки. Вот часть из них. По ним можно судить о переживаемых «на борту» чувствах:

«Нет парашютов. Мне очень смешно. Наверное, это шок. Я боюсь… и прощай жизнь. Поганые террористы. Все, все, все, все, все, все, все, все, все умрут!!!». Денис.

«Люди! Мы скоро погибнем; осталось жить несколько минут. Надеюсь, вы осуществите все мои планы, позаботитесь о моей семье и близких мне людях. Поставите мне красивый памятник. Я не хочу умирать!!! Надеюсь, нас спасут!» Дима.

«Террористы – лохи, они нас всех замочили и себя в том числе. Вот вижу, мы летим прямо в стадион футбольный. Похоже, мы над Мюнхеном. (Туда по версии пилотов летел самолет.) А-а-а-а-а!..

Если вы прочитаете это письмо, то меня уже нет в живых. Прочитайте вышесказанное и поймете, почему моя рука лежит в ста метрах от головы». Леша.

«Я не смог сделать ничего такого, за что мог бы считать себя личностью или считать, что я принес кому-то добро. Умирать странно и очень страшно. Мне хотелось столько всего сделать, но, видимо, ни хрена не получится. После меня ничего не останется, кроме неоконченных дел и кучки людей, которые лицемерно притворятся, что я им не безразличен. Я умираю. Хочется жить». Вадим.

На последнюю записку обратите особое внимание. Ее автор Вадим станет главным героем во втором туре игры, да и в первом тоже, несмотря на пассивную, казалось бы, роль пассажира.

Далее по плану оставшемуся в живых десятку пассажиров было объявлено о наличии 4-х парашютов, и они успели до истечения времени договориться о тех, кто спасется. Со стороны, конечно, за этим драматичным обсуждением было очень интересно наблюдать. Большинство из ребят в такой ситуации были просто морально подавлены, и ситуацию в руки взял все тот же Вадим, под нажимом которого и была определена заветная четверка из него самого и трех близких ему человек.

Разумеется, по итогам игры я предложил всем участникам проявить свои чувства на бумаге. Что же там было?

Сначала – капитан лайнера, из-за упорства которого, собственно, и сдали нервы у террористов:

«Я была капитаном. Террористы меня не смогли убедить, чтобы лететь в Урюпинск. И мы погибли из-за того, что террористы взорвали бомбу». Катя.

Катя скрывает свои чувства за внешней повествовательностью. За этим, видимо, скрывается недостаточная уверенность в оправданности своего упорства. У второго пилота эмоциональная палитра уже более проявлена:

«Я была пилотом вместе с Катей. Но у какого-то террориста отказали нервы, и он сбросил бомбу. Кабина, т.е. мы и террористы погибли. У меня чувство радости и в то же время обиды на террористов. Но может быть, так и должно было случиться». Катя.

Еще до взрыва на борту были убиты несколько пассажиров. Вот чувства одной из них:

«Меня убили самой первой. Мне было обидно. Просто подошел первый террорист и сказал: « - Мы тебя первой убьем». И все. Убил». Маша.

Маша, извини! Ты была убита еще до того, как я стал настаивать на соблюдении правила «коллегиальности» при убийстве.

А какие чувства у погибших террористов?

«Я умер потому, что пилот был упертым и не мог согласиться с требованиями. А второй молчал». Кирилл.

«Круто, круто, круто, но сдали нервы. И мы сдохли из-за пилотов». Сергей.

Ну, в общем, чувствуется, конечно, досада за неудавшийся захват.

Ну, и, наконец, пассажиры:

«Я жив благодаря Вадиму!!! Вадим – веселый лох. Ничего, что он называет меня наркоманом, но я жив, и это круто. Спасибо Вадиму!!!». Денис.

«Это были не террористы, а какой-то сброд голодных собак; кстати, я так и думал, что террористы замочат сами себя». Рома.

Это - оставшиеся в живых. А что у «погибших»?

«Меня оставили без парашюта. Спаслись Вадим, Женя, Рома и Денис. Так получилось, что парашюты распределял Вадим. Так как я вчера оставил Свету и скинул с горы Вадима (речь идет об игре «Альпинисты»), то он меня и не спас». Дима.

Так, у Димы рационализация по поводу мести призвана ослабить чувство горечи. И этот защитный психологический механизм, видимо, исполняет свою роль.

«Я умерла, потому что выбирал Вадим. Классно. Я не хотела умирать, но что поделаешь». Настя.

У Насти – сумбур чувств. Но чувствуется итоговое умиротворение. А вот в следующей засветке уже умиротворение полное:

«Я не выжила, т.к. было всего 4 парашюта, но за нас еще посудятся и поставят нам памятники. Я рада, что выжили Женя, Вадим, Денис и Рома. Все отлично». Таня.

Во второй раз игра развивалась совсем по другому сценарию. Непредсказуемый ее ход был обеспечен тем, что на этот раз в террористы попал Вадим.

Почти сразу же после захвата самолета по его предложению были уничтожены все пассажиры, чтобы предотвратить опасности со стороны тайного агента. Опять же Вадиму не составило труда убедить остальных террористов направиться в нужное ему место, на что этот экипаж корабля почти безропотно согласился. Ну, вот и все, игровая задача выполнена…

Чтобы не оставлять террористов в радостном упоении пришлось вмешиваться с новыми вводными. Говорю о том, что из-за ошибки разволновавшихся пилотов произошел перерасход горючего, и самолет, не долетев до намеченного пункта, начинает падать. Но опять же есть несколько парашютов…

Разумеется, сразу в расход пошли ненужные пилоты, а вот дальше Вадим проявляет благородство, по соглашению со вторым террористом-мальчиком Димой, уступая парашюты террористкам-девочкам…

Обратили внимание, коллеги, какие большие возможности у ведущего этой игры в выстраивании различных вводных, которые создают новые возможности для проявления нравственного выбора. Кстати, игра на этом не закончилась, но прежде чем мы поговорим о ее продолжении, давайте снова обратимся к «засветкам чувств» ее участников:

«Мне очень понравилось развитие 2-й ситуации! Я опять осталась в живых, но мне жалко оставшихся в самолете. Мне кажется, в реале пилоты бы не предали пассажиров». Женя.

«Я была второй раз заложником. А это мне понравилось больше. Несмотря на то, что Вадим нас тупо перестрелял». Маша.

Но вернемся к игре. На борту падающего самолета остались два террориста - Вадим и Дима. Объявляю, что разыскался еще один не замеченный ранее в суматохе парашют, и один из них может спастись. Сначала я хотел понаблюдать, как они поведут себя в такой ситуации, будут ли они «биться за жизнь», но неожиданно в голову приходит идея подключить все «мертвые души» - привлечь к новому варианту нравственного выбора всех уже выбывших из игры участников.

Уже вне всякой связи с игровыми условиями объявляю, что каждому нужно сделать выбор и проголосовать за того, кого хочется оставить в живых. А самим террористам предложил сказать убедительное «предсмертное» слово.

Вадим сказал очень проникновенную речь о том, что в его игровом поведении не было никакой кровожадности, что все было обусловлено игровой ситуацией и его желанием оживить игру. Дима, может быть, в своем слове был менее убедителен, то тоже сказал достаточно проникновенно и с чувством.

Прежде чем началась процедура голосования, предложил каждому письменно мотивировать свой выбор. Важно было понять, какими мотивами, в том числе и нравственными, будут руководствоваться ребята, оставляя «в живых» одного из участников игры:

«Я оставляю Вадима, потому что его не выберет никто». Женя.

«Я оставляю Вадима. Потому что он сказал речь убедительную. И если бы остался Дима, было бы все также». Галя.

«Я оставляю в живых Вадима, потому что он смог организовать, точнее, собрать всех террористов в одну группировку с одной точкой зрения». Рома.

«Вадим не умрет, потому что он делал все, чтоб игра была интересной, а Дима пытался из-за личных счетов убить меня…». Кирилл.

«Я оставляю Вадима, потому что он меня убедил своей речью. Мне очень понравилось, как он сказал. Все было убедительно». Вика.

Это голоса за Вадима. А это те, кто склонился поддержать Диму:

«Я оставляю Димона, потому что он меня не убил». Паша.

«Я оставляю Диму, потому что Дима достоин остаться живым. А Вадим достал своими комментариями». Катя.

«Я хочу, чтобы спрыгнул с парашютом Дима, потому что Вадим уже выживал в прошлом туре». Леша.

«Я оставляю Диму, потому что он хороший». Настя.

Последний мотив чисто нравственный – как в сказке, но и как в сказке логически не обоснованный. О том, что некоторым было очень трудно совершить свой выбор, говорит еще пара признаний:

«Я вообще не знаю, кого оставлять и не знаю, кого убивать, как объяснить, тоже не знаю. Пусть это будет Вадим…. Не знаю».Таня.

«Я оставляю Вадима, т.к. он умный, более опытный, ему больше удастся в жизни. Димка тоже перспективный, но все-таки – Вад. Мне очень трудно было сделать этот выбор, оба человека мне дороги». Женя.

Процедуру голосования я постарался сделать наиболее наглядной и напряженной – в режиме «on line». Перед Вадимом и Димой было поставлено по пустому стулу, а всем ребятам розданы тут же нарезанные кусочки бумаги. По очереди каждый подходил и клал на тот или иной стул свой символический голос.

Удивительно то, что вплоть до последнего человека не было ясно, кто победит. Перед каждым были выложены равные дорожки из кусочков бумаги. И лишь последний голосующий склонил «чашу весов» в сторону Вадима. Результат даже для меня оказался неожиданным. И поучительным – как личное обаяние, организаторские способности и словесная убедительность могут перевесить нравственные мотивы.

Впрочем, от нравственной оценки не удалось уйти ни Вадиму, ни Диме:

«Я против того, чтобы Вадим участвовал в играх. Все думают, что если они к нему будут подлизываться, то станут человеком лагеря (это наша высшая награда по итогам смены)». Катя.

«Меня уже второй раз разочаровывает Дима своим поведением. Он готов убивать, готов жертвовать другими людьми». Таня.

Это выдержки из итоговой «засветки чувств», в которой я предложил ребятам обобщить свои чувства по итогам обеих игр. Палитра достаточно разнообразная, что почти всегда свидетельствует о том, что игра проникла глубже поверхностных эмоциональных слоев и затронула глубинные пласты души:

«Интересно, и хорошо, что не вправду. Очень страшно». Женя.

«Мне не очень понравилось. Могло быть и лучше. Потому что другие играли не справедливо». Маша.

«Прикольно. Я дважды остался жив. Второй тур был более реалистичен. Террористы были как террористы». Рома.

«Мне кажется, что все были не серьезны и вели себя как в игре». Леша.

«Весело. Но глупо: мы каждый день умираем». Дима.

«Чувство мое: разочарование в игре. Два раза я умерла». Катя.

«Я погибла из-за поведения других 2 раза. Чувства радости, потому что игра очень интересная. Мне не обидно, что меня убили». Катя.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь