Самая необычная мелодрама советского кино – картина Иосифа Хейфица «Единственная» 1975 года. Она пленила сердца зрителей не только блестящим актерским составом и проникновенной игрой, но и психологизмом, трагизмом самой обычной ситуации: изменой со всеми вытекающими из нее последствиями.
«Дурной» сценарий
К таким вещам внимание в 70-е привлекать было не принято, ведь советские люди были обязаны трудиться и процветать в своих ячейках общества, поэтому фильм был воспринят неоднозначно. Пропустили его только из почитания заслуг режиссера: к тому времени он уже был лауреатом сталинской премии.
Хейфица сюжет заинтересовал необычайно. В основу лег рассказ Павла Нилина «Дурь», который был популярен в то время. Была даже версия в исполнении Сергея Юрского на грампластинке.
Суть истории в том, что недалекий и не очень образованный шофер женится на симпатичной официантке. Все бы хорошо, рождается дочь, но молодую мать не сильно устраивает ее скучная роль. Ей хочется чего-то непонятного, муж дать этого не может. Череда кавалеров и попытки прикоснуться к высокому и светлому приводят к разводу. Несчастными становятся сразу несколько человек.
Какая Таня лучше
Шофера Колю нашли сразу. Валерий Золотухин подошел как нельзя лучше.
Роль Танюши должна была сыграть молодая, красивая, романтичная девушка. С одной стороны, простоватая, с другой – с претензиями на высоту чувств и тонкость натуры. Сразу режиссер видел в этой роли Наталью Богунову, уже известную по «Большой перемене». Но когда встретил Елену Проклову, понял, что Таня должна быть только такой.
Впоследствии актриса признавалась, что это ее лучшая и самая любимая роль, тем более, что сыграна она сразу по окончании учебы во МХАТе.
Проклова снималась в кино с 12 лет и была уже достаточно знаменита. Но сердцеедка Танюша – ее первая "взрослая" работа.
Деревенский разлучник
Соблазнителем Тани режиссер изначально видел Алексея Баталова.
Но потом Владимир Высоцкий перетянул симпатии создателя фильма. Несмотря на невероятную занятость, актер заинтересовался ролью. Его подкупила неоднозначность образа: искуситель, творческая натура и одновременно неудачник в потертом пиджаке и рваном носке.
Тайна, которую носит в себе ловелас районного масштаба, привлекла не только Высоцкого. Зрители увидели своего любимца совсем с другой стороны.
На тот момент его востребованность была фантастической.
Но между ролями в театре, концертами и встречами Владимир Семенович все же находил время для съемок.
Однажды, когда самолет в Запорожье отменили из-за непогоды, актер умудрился уговорить летчиков военного борта. На съемки он явился вовремя.
«Накаркали»
В жизни Золотухин и Высоцкий были друзьями. Черная кошка пробежала между ними после работы в картине «Единственная». Борьба за сердце красавицы в фильме будто перешла в реальность.
Актеры разошлись из-за соперничества, но не из-за женщины, а из-за ролей на театральных подмостках. Оба боролись за зрительскую любовь.