Проблема доступности в архитектуре влияет на качество жизни миллионов людей во всём мире. Архитекторам необходимо создавать пространства, доступные для наиболее уязвимой части населения, например, для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. При проектировании как жилых, так и общественных зданий, доступность является фундаментальным элементом, который необходимо учитывать в каждом архитектурном проекте. В этой статье мы поговорим о важности создания адаптируемой архитектуры, которой могут с комфортом пользоваться все типы людей.
Свободному передвижению людей или доступу к тем или иным зданиям и городским пространствам препятствуют различные архитектурные барьеры. Благодаря доступной архитектуре эти барьеры устраняются, что является одной из важнейших задач конфигурации городских пространств.
Здания, спроектированные с учетом принципа универсальной доступности, удобны для всех пользователей, а не только для людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Например, создание пандусов или лестниц с перилами важно не только для людей, испытывающих трудности в передвижении, но и облегчает повседневную жизнь многих людей.
Доступность в архитектуре особенно важна людям с физическими или сенсорными нарушениями, пожилым людям, беременным женщинам, людям с маленькими детьми или с колясками.
Важно отметить, что доступность в архитектуре предполагает не только устранение физических барьеров, но и создание понятной, безопасной и удобной для всех искусственной среды.
Доступность в архитектуре можно разделить на две основные категории: физическую и когнитивную доступность. Физическая доступность подразумевает устранение физических барьеров, препятствующих доступу в помещение, таких как лестницы, уклоны и узкие двери. Когнитивная доступность, с другой стороны, подразумевает создание искусственной среды, понятной и удобной для использования всеми людьми, в том числе с когнитивными или интеллектуальными нарушениями.
Пример физического барьера: когда у входа в здание есть лестница и нет пандуса для людей, передвигающихся на инвалидных колясках.
В качестве примера когнитивного барьера можно привести поручень, установленный на неправильной высоте, и не позволяющий слабовидящему человеку сориентироваться и безопасно передвигаться.
Один из ярких примеров доступной архитектуры - Государственная школа в Воторантиме, Сан-Паулу, Бразилия. Спроектированное бразильским архитектором Альваро Пунтони, здание расположено на оси, перпендикулярной улице к ландшафту, и состоит из двух блоков, соединенных пандусом. Также в школе проводился ремонт помещения для обслуживания учащихся с ограниченными возможностями по зрению. Пандусы и поручни школы обеспечивают безопасность передвижения студентов.
Ещё одним прекрасным примером доступности в архитектуре является офисное здание PwC в Лондоне. Оно было спроектировано так, чтобы быть доступным для людей с ограниченными возможностями: с пандусами, лифтами с широкими дверями и голосовыми помощниками для незрячих и слабовидящих людей. Здесь также есть адаптированные туалеты и зоны отдыха.
Также стоит выделить Сиэтлский университет в Вашингтоне, США: в этом здании есть пандусы, лифты и туалеты, доступные для людей с ограниченными возможностями, а также помещения общего пользования с нескользящими полами.
Таким образом, между доступностью и архитектурой, несомненно, существует тесная связь. Как общественные, так и частные здания должны иметь адекватные условия для людей, которые будут их посещать. Эти здания должны иметь хорошее освещение, ориентацию различных зон и доступ, облегчающий как вход, так и выход из помещения.