Найти в Дзене
Кинопоиск

Итоги-2023: 15 главных событий и трендов из мира видеоигр и технологий

Оглавление

Продолжаем подводить итоги года и рассказываем, что случилось в мире технологий и видеоигр. Рассказываем про самые примечательные скандалы, тенденции и события, благодаря которым мы запомним 2023-й.

Оглавление

Игра года Вопрос года Засилье ремейков и ремастеров Покупка года Бум нейросетей

Провал года Экранизации видеоигр Камбэк года VR-революция и портативные консоли

«Русское» года Массовые сокращения Скандал года «Сфера» Смерть Е3 Хайп года

Игра года

Baldur’s Gate 3

-2

Мало кто сомневался, что студия Larian, выпустившая подряд две отличные партийные RPG — Divinity: Original Sin и ее продолжение, — справится с еще одной игрой в том же жанре. Но и мало кто ожидал, что многочасовая, рассчитанная на чтение RPG с пошаговыми боями будет таким хитом — безусловным, стопроцентным, игрой для миллионов. Это стало ясно только перед самым выходом, когда Larian показала игру во всем ее эпическом масштабе, заодно взбудоражив публику любовной сценой с друидом, принимающим облик медведя.

К счастью, секс с медведем и другими формами жизни — последнее, что интересно обсуждать в связи с Baldur’s Gate 3. В первую очередь это бесконечно увлекательная игра, сотканная из клише, но преодолевающая жанровые инерции, с великолепной боевой системой, изобретательная в мелочах, выверенная и при этом полная жизни и энергии, которой мог бы питаться город Врата Балдура. Главная, несомненно, игра года, что подтверждают и победа на премии The Game Awards, и то редчайшее единодушие, с которым Baldur’s Gate 3 встретили игроки и критики. После столь монументальной окончательной работы даже несколько тревожно за будущие, еще не анонсированные игры студии Larian и в то же время скорее хочется увидеть их все.

  📷
📷

Читайте также

Кто победил на The Game Awards 2023 и чем запомнилась церемония

Вопрос года

Лучший год в истории видеоигр?

   The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom
The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom

2023-й сравнивают с 1999-м, который часто называют «лучшим годом в истории кино» (тогда на экраны вышли «Матрица», первый эпизод «Звездных войн», «Шестое чувство», «Бойцовский клуб» и уйма других культовых фильмов). Причина на поверхности — изобилие видеоигр, которые стали общепризнанными хитами (например, на Metacritic почти 30 тайтлов получили средний балл 90+ — это абсолютный рекорд). Что характерно, в этом году почти не было эксклюзивных блокбастеров Sony и Microsoft. Да, Marvel’s Spider-Man 2 и Starfield (о ней ниже) нашумели, продавались хорошими тиражами, но все же на значимых премиях лидировали мультиплатформенные игры (Alan Wake 2, Baldur’s Gate 3) или же эксклюзивы Nintendo (The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom).

Споры о «лучшем годе в истории видеоигр» продолжаются в медиа (в том числе и в нашем подкасте «Плюс-минус игры»), но это случай, когда у каждого участника дискуссии есть свое мнение, с которым трудно поспорить. Кстати, свое вы можете высказать в комментариях под этим материалом.

Засилье ремейков и ремастеров

Издатели продолжают перевыпускать популярные игры

   Resident Evil 4
Resident Evil 4

Весной 2023-го сложилась странная ситуация: на Metacritic единственной новой оригинальной игрой в десятке самых высокооцененных игр, вышедших с начала года, была Hi-Fi Rush, а остальные места заняли ремастеры и ремейки. К декабрю в топ-10 остались лишь ремастер Metroid Prime и ремейк Resident Evil 4, но даже их наличие в рейтинге вызывает закономерные вопросы.

Правильно ли называть игру 2005 года (в случае с RE4), пусть и полностью графически переработанную и геймплейно усовершенствованную, одной из главных игр 2023 года? И так ли нужны ремастеры и ремейки игр, уже достойно состарившихся? С одной стороны, опыт Dead Space и опять же Resident Evil 4 показывает, что даже относительно современные игры можно сделать реалистичнее, привлекательнее и, как следствие, бодрее и убедительнее. С другой — грядущий ремастер The Last of Us Part II, вышедшей в не столь отдаленном 2020-м, все-таки выглядит избыточным. Зато многим классическим играм апгрейд точно не помешает, и в 2023-м было сразу несколько примеров крайне удачно обновленной классики: долгожданный ремейк System Shock (оригинал вышел в 1994-м) получился превосходным, ремастер Metroid Prime 2002-го тоже хорош. И если неизбежный консерватизм крупных издателей, их стремление заново извлечь выгоду из давно вышедших игр позволят столь же тщательно воссоздать другие важные игры прошлого, то это уже неплохо.

  📷
📷

Смотреть также

Ремейки видеоигр: почему их стало так много и что в них хорошего

Покупка года

Microsoft купила одного из самых больших и известных издателей игр — Activision Blizzard

-7

Крупнейшая сделка в истории игровой индустрии наконец состоялась: Microsoft почти за 70 млрд долларов купила Activision Blizzard, издателя таких прибыльных и популярных серий, как Call of Duty, Warcraft и Diablo. Помешать этому пытались и антимонопольные ведомства США, Великобритании и Евросоюза, и Sony, которой немалую выручку и значительную аудиторию приносят продажи Call of Duty на консолях PlayStation.

Заключение сделки заняло 20 месяцев. Microsoft пришлось в суде доказывать, что после поглощения Activision Blizzard она не добавит игры издательства в свои облачные игровые сервисы, не обретет доминирующее положение на рынке и не станет им злоупотреблять. В конце концов компания выиграла разбирательство с Федеральной торговой комиссией США, пришла к соглашению с властями Европейского союза и Великобритании и, присоединив ActiBlizz, заметно усилила свое игровое направление. Пока тектонических изменений в выпуске игр издательства, в подходе к их созданию не произошло (или об этом, по крайней мере, не говорят публично), но все понимают, что последствия этой сделки будут ощущаться еще очень долго.

Бум нейросетей

Они развиваются все быстрее и вызывают все больше опасений

   Сэм Альтман
Сэм Альтман

Для больших языковых моделей и машинного обучения 2023-й был столь же успешным, как и для игр, а может быть, даже более. Одна только OpenAI запустила GPT-4 и GPT-4 Turbo, которые точнее и быстрее работают с текстами, умеют распознавать картинки и содержат информацию о событиях, происходивших вплоть до весны 2023 года; открыла доступ к GPTs — конструктору собственных узкоспециальных чат-ботов на основе СhatGPT; обновила до третьей версии DALL-E — нейросеть, генерирующую изображения по текстовому запросу. Нейросетями активно занимаются и крупнейшие технологические компании в мире: Amazon запустила ассистента Amazon Q, нацеленного на помощь с решением бизнес-задач маркетологов, менеджеров проектов и продаж; компании Илона Маска сделали чат-бота Grok, который позиционируется как более свободный и надежный в сравнении с ChatGPT; а Google представила модель Gemini, которая якобы мощнее GPT-4.

И это не считая новых моделей, которые преобразуют текст в видео или 2D-изображения — в 3D. Но, несмотря на обилие разработок и стремительный прогресс, главной новостью индустрии в 2023 году стало внезапное увольнение Сэма Альтмана, сооснователя и гендиректора OpenAI. Совет директоров компании объявил Альтману о его отставке буквально за несколько минут до того, как сообщил о его увольнении публично 17 ноября. Причиной, судя по всему, стали алармистские настроения нескольких членов правления, опасавшихся, что столь быстрое и глубокое машинное обучение, развитие технологий в OpenAI может угрожать человечеству. Но почти все сотрудники OpenAI публично поддержали Альтмана и грозили уйти вслед за ним, из-за чего компания могла попросту распасться. В результате Альтман победил: уже через пять дней после увольнения он вернулся на пост гендиректора OpenAI, а отстранивший его совет директоров поменяли. Случившееся, как ожидается, должно сделать OpenAI осмотрительнее в разработке нейросетей и их внедрении, но в то же время подтверждает: прогресс не остановить.

Провал года

Starfield

-9

2023 год был полон сомнительных игр. Среди них — кооперативный шутер про вампиров Redfall. Всеми любимая студия Arkane, известная по культовым Dishonored и Prey (2017), внезапно выпустила мертворожденную игру с низкими оценками критиков и практически нулевым количеством игроков. Или амбициозный якутский ММО-шутер The Day Before, который был в топе ожидания у многих пользователей Steam, но оказался настолько плохим, что через четыре дня создавшая его студия Fntastic закрылась, пообещав вернуть деньги всем недовольным покупателям.

Но главным пшиком года все же оказалась Starfield. Разработчики из Bethesda, авторы культовой фэнтези-серии The Elder Scrolls и создатели последних частей Fallout, несколько лет занимались амбициозным ролевым экшеном, который должен был положить начало новой франшизе. Получилось противоречиво: если первые оценки критиков были, скорее, положительными, то реакция игроков оказалась негативной. Утомительные загрузки между локациями (и это в 2023-м, когда все разработчики стараются скрыть швы), неудобная навигация (в игре нет карты, так что непонятно, как ориентироваться в больших локациях), безжизненные планеты с однотипными активностями — по совокупности причин Starfield разочаровала очень многих. Сможет ли Bethesda починить игру, как это получилось у CD Projekt с Cyberpunk 2077, узнаем через несколько лет. А пока статус Starfield лучше всего иллюстрирует отказ одного из знаменитых авторов любительских модификаций для Skyrim создавать контент — он попросту назвал игру «скучной». Для главного эксклюзива Microsoft, на который компания делала ставку в 2023-м, это звучит как приговор.

  📷
📷

Читайте также

Самая спорная игра этого года. Первые впечатления от Starfield

Экранизации видеоигр

Полноценная замена супергероике?

   «Одни из нас»
«Одни из нас»

Одним из главных хитов в мировом прокате стали «Братья Супер Марио в кино» (1,3 млрд долларов), впереди них была лишь «Барби» (1,4 миллиарда). Совершенно внезапно выстрелил хоррор «Пять ночей с Фредди», который вышел одновременно и в кинотеатрах, и в цифре, и параллельный релиз не помешал заработать фильму 288 миллионов при бюджете всего в 20. А главным и обсуждаемым сериалом года стали «Одни из нас». Экранизации видеоигр существовали и раньше, но в 2023-м количество наконец-то перешло в качество, и пока супергероика стала постепенно угасать, все начали говорить о новом тренде. Смогут ли видеоигры заменить КВМ? Увидим в ближайшие годы. Совсем недавно были анонсированы новые фильмы по The Legend of the Zelda, God of War и Ghost of Tsushima.

Камбэк года

Cyberpunk 2077

-12

Амбициозная экшен-RPG студии CD Projekt вышла в 2020 году и вызвала массовое недовольство игроков. Владельцы PlayStation 4 и Xbox One жаловались на низкое качество консольных версий, против компании подавали иски, а Sony даже убрала игру из своего цифрового магазина 18 декабря 2020-го и вернула ее в продажу только в июне 2021-го. CD Projekt извинилась и почти сразу начала масштабную работу над ошибками, которая растянулась на долгие три года. Игру регулярно правили патчами, а с выходом обновления 2.0 в конце сентября Cyberpunk 2077 наконец-то засияла всеми красками. Все наконец-то стало работать как нужно, появилась активная полиция, была переработана система навыков, сократилось количество недоработок. Почти одновременно с бесплатным обновлением вышло масштабное (уже платное) дополнение Phantom Liberty, выполненное в жанре шпионского триллера и презентующее новый игровой район Найт-Сити с большим побочным квестом, который также открывал альтернативные концовки для основной игры. Как шутили многие игроки, наконец-то состоялся полноценный релиз Cyberpunk 2077. Phantom Liberty продалось тиражом более 4 миллионов (на конец ноября 2023-го), а вместе с ним подрос интерес и к основной игре. Так что CD Projekt стоит похвалить за кропотливую работу над ошибками. Компании удалось вернуть себе доброе имя и сделать так, что за ее следующими проектами (новый «Ведьмак», сиквел Cyberpunk) снова следят без излишнего скепсиса.

VR-революция и портативные консоли

Что происходит с игровым железом

   Apple Vision Pro
Apple Vision Pro

Главным шлемом виртуальной реальности мог стать PlayStation VR 2. Но что-то пошло не так. Индустрия все еще идет на спад (подробнее об этом мы писали в отдельном материале), а PS VR2, вышедший в феврале этого года, не вызвал большого ажиотажа. За первые недели Sony продала лишь 600 тысяч экземпляров, и уже летом гарнитура стала доступна во многих магазинах техники со скидкой. Впрочем, хоронить устройство пока еще рано — надо дождаться, чтобы для этой платформы вышло достаточное количество хитовых игр. Куда больше шума благодаря мемам наделал Quest 3, новый шлем Meta*, который позволял играть в VR-игры и совмещать просмотр фильмов, скроллинг соцсетей и работу и домашние обязанности; примерно это же нам обещает грядущий Apple Vision Pro. Но есть небольшая загвоздка: шлем Apple будет стоить баснословные 3499 долларов (Quest 3, для сравнения, в минимальной комплектации обойдется вам в 499 долларов), а выйдет только в начале 2024-го (по слухам, в марте). Станет ли дорогой, сложный в настройке и эксклюзивный прибор хитом продаж? Есть большие сомнения. Короче говоря, мы все еще не живем в фильме «Первому игроку приготовиться». Хотя там действие происходило в 2045-м, так что время еще есть.

  📷
📷

Читайте также

Выходит PlayStation VR 2. Сможет ли Sony оживить индустрию виртуальной реальности?

Тем временем начал расти рынок портативных консолей. Steam Deck, вышедшая в 2022 году, положила начало революции портативок, которые равняются не на Nintendo Switch, а скорее, поглядывают в сторону переносного компактного ПК. В 2023 году гаджет Valve стали догонять Asus ROG Ally, которая предлагала куда большую производительность, Lenovo Legion GO и другие устройства, позволявшие запускать ПК-игры. Казалось, что Steam Deck с ее тусклым экраном осталась позади конкурентов, но осенью 2023 году Valve неожиданно выпустила новую его версию с OLED-экраном и несколькими минорными обновлениям, которые повышали производительность по сравнению с первой версией. Вероятно, в 2024-м мы увидим новый виток борьбы мощных портативок, и, по слухам, к ним может присоединиться Nintendo с условной Switch 2. Все-таки ее прошлая консоль вышла в 2017-м, и дико устаревшее железо явно пора менять, чтобы не остаться совсем в хвосте прогресса.

«Русское» года

Atomic Heart

   Atomic Heart
Atomic Heart

Сразу объясним кавычки: игру сделала студия Mundfish, которая позиционирует себя как кипрская. Но все-таки центральный офис ранее находился в Москве, к тому же у Atomic Heart вполне себе неприкрытая постсоветская ДНК, а герои говорят, думают и шутят по-русски. Шутер про альтернативный СССР 1950-х с боевыми роботами и чудесами инженерии стал большим хитом на территории России и был хорошо принят за рубежом. На Metacritic у него был средний балл 75/100 (отличный показатель для дебюта!), он также вышел на подписочном сервисе Microsoft Game Pass, а международный издатель Focus Entertainment продажами остался доволен (хотя и не раскрыл конкретные цифры).

Игра разошлась на мемы и фан-арты благодаря роботам Близняшкам. В печать вышел роман-приквел «Atomic Heart. Предыстория Предприятия 3826» (кстати, его можно прочитать и в Букмейте — кроме стандартной версии, есть двоичное издание для роботов и аудиокнига). Разработчики выпустили первое дополнение и запланировали еще три, а также пообещали, что сделают сиквел. Среди подтверждений хитовости — дикая популярность саундтрека игры на Яндекс Музыке и других платформах (композиции несколько недель висели в различных топах), попадание в топ-10 самых обсуждаемых игр по версии Google и даже пятое место по запросам на PornHub в категории видеоигр. В общем, Atomic Heart оказалась удачным стартом новой франшизы и самым громким русскоязычным событием года среди видеоигр.

Массовые сокращения в игровой индустрии

Результат пандемии и экономической рецессии

-16

Будучи отличным годом для игр, 2023-й парадоксальным образом стал безрадостным для игровой индустрии. По ней прошла волна сокращений: работу потеряли от 6,5 тысячи до 7 тысяч человек, увольнять сотрудников пришлось даже гигантам вроде Epic Games, которая лишилась 830 человек (около 16% всего штата). Печальнее всего дела у холдинга Embracer Group, который приобрел десятки студий и игровых франшиз в надежде, по-видимому, на инвестиции в 2 млрд долларов, но денег в итоге не получил. Теперь компании приходится расформировывать целые студии и отменять запланированные проекты, и судьба сотен разработчиков и десятков культовых серий игр, включая Tomb Raider и Deus Ex, под вопросом.

Причины сокращений понятны и логичны: переизбыток сотрудников из-за активного найма во время пандемии, замедлившийся экономический рост, возросшие затраты на производство, общее ухудшение экономического климата почти во всем мире. Тысячи (а с учетом технологических компаний вроде Microsoft и Amazon — десятки тысяч) людей остаются в сложное время без работы.

Скандал года

Изменение экономической политики Unity

   Джон Ричителло
Джон Ричителло

Попытка обновить бизнес-модель и от убытков перейти наконец к прибыли обернулась для Unity новыми потерями. Компания, если совсем коротко, решила взимать комиссию с разработчиков, которые делают игры на ее движке, в зависимости от количества установок игр и собиралась учитывать и повторные установки, и установки на разные устройства. Поскольку из-за этого комиссионные выплаты могли достигнуть огромных сумм, разработчики — особенно независимые, многие из которых работают с инструментами Unity и могли бы попросту разориться из-за новых условий — массово раскритиковали Unity и начали отказываться от использования ее движка.

Критика была непрекращающейся и столь яростной, что Unity уже через 10 дней после изменения экономической модели скорректировала ее вновь, частично отменив, частично облегчив действие комиссии. Вскоре компанию покинул ее гендиректор и председатель совета директоров Джон Ричителло (прежде работавший в EA и там тоже запомнившийся спорными решениями и идеями), а скандал утих. Но финансовые проблемы Unity никуда не делись, к ним добавились репутационные, и как компания намерена их решать, по-прежнему неясно.

«Сфера»

Новые возможности для рекламы и развлечений

-18

Потратив около 2,5 млрд долларов и четыре года на строительство, компания Madison Square Garden Entertainment в Лас-Вегасе все-таки открыла развлекательную площадку «Сфера». Простую концептуально — это огромное сферическое здание с LED-экранами внутри и снаружи — и в то же время причудливую, поражающую воображение своими масштабами. Это крупнейшее сферическое здание в мире, высотой 111 метров и шириной 157 метров. «Сфера» вмещает 18 000 человек, а площадь ее наружного экрана составляет 57 000 квадратных метров. Внутри она оснащена экранами высочайшего разрешения (16K) и 167 000 динамиков, что делает ее едва ли не самой эффектной площадкой и для рекламы, и для концертов и показов.

Другое дело, что «Сфере» необходимо много (очень, очень много) электроэнергии, и ее экономическая эффективность пока под вопросом. Вскоре после открытия здания его владельцы в квартальном отчете сообщили об убытках почти в 100 млн долларов, но уже в декабре заявили, что одни только выступления группы U2 и показы фильма «Открытки с Земли» Даррена Аронофски в «Сфере» принесли 75 млн долларов. А ведь была еще и впечатляющая наружная реклама Xbox, Marvel’s Spider-Man 2, Call of Duty: Modern Warfare III, «Капитана Марвел 2» и других игр и фильмов. Даже если жизнь «Сферы» окажется короткой (что вряд ли), она точно будет яркой.

  📷
📷

Читайте также

Видели кадры с концерта U2 в Sphere в Лас-Вегасе? Возможно, это будущее развлечений!

Смерть Е3

Конец прекрасной эпохи

   E3
E3

Закат главной игровой выставки в мире начался давно: в 2019 году, когда Sony впервые отказалась от участия в E3, многие опасались, что такой ход будет для мероприятия роковым. И в 2019-м, как отмечали давние участники, E3 действительно привлекла куда меньше посетителей, чем ранее. А в 2020-м выставка подверглась новым ударам: над ней отказался работать ее ведущий Джефф Кили, который заодно сразу сделал альтернативу E3 — цифровой фестиваль Summer Game Fest. Ubisoft вслед за Sony организовала отдельную презентацию, а саму E3 из-за пандемии не смогли провести ни вживую, ни онлайн. И в 2021 году, когда выставку все-таки провели в онлайн-формате, момент уже был упущен, издатели и собственники платформ осознали, что для анонсов и взаимодействия с игроками им не нужен посредник, не требуются дорогие стенды в конференц-центре в Лос-Анджелесе, а достаточно видеотрансляций.

Но у E3 при всех ее многочисленных недостатках была и неотразимая атмосфера. Несколько дней в начале лета были для миллионов игроков временем единения, возможностью не биться в комментариях, а вместе приветствовать новые игры; напоминанием о том, чего добились видеоигры как индустрия и как вид искусства. Праздник — самое точное слово, которым можно было описать E3, но теперь этот праздник закончился и не повторится больше никогда.

Хайп года

Анонс Grand Theft Auto VI

-21

Спустя десятилетие слухов, утечек и сливов Rockstar наконец-то официально анонсировала новую часть своей сатирическо-криминальной франшизы. Сначала взлетел первый твит 1 декабря с картинкой-анонсом трейлера (198 миллионов просмотров!), став самым популярным постом про видеоигры в Х (Twitter) за всю историю. Первый трейлер 5 декабря собрал 148 миллионов просмотров, за несколько дней обогнав GTA V (та собрала 105 миллионов просмотров за 10 лет!). А релиз GTA VI в 2025-м на PlayStation 5 и Xbox Series (версия для ПК пока анонсирована) должен стать самым прибыльным событием в истории аудиовизуальных развлечений. Предыдущая пятая часть вышла в 2013-м, с тех пор ее выручка составила 8 млрд долларов (с этой цифрой не могут потягаться ни «Аватар», ни «Мстители: Финал»).

Читайте также

Что мы знаем про Grand Theft Auto VI: дата выхода, главные герои, первый трейлер

Автор: Александр Омолоев, Марат Шабаев

Фото: Xing Yun / Costfoto / Future Publishing via Getty Images, Justin Sullivan / Getty Images, Justin Sullivan / Getty Images, Zoonar / Legion-Media, Steve Jennings / Getty Images for TechCrunch, Tayfun Coskun / Anadolu Agency via Getty Images, David McNew / Getty Images

Организация Meta признана в России экстремистской.