Найти тему
@uspeh_rebenka

Как когнитивные искажения толкают подростка в сеть? Что делать родителям?

Уважаемые родители! Мы продолжаем блок под общим названием "Горнило взросления". Сегодня тема дисфункциональных установок, которые по мере получения негативного опыта, закрепляются в сознании и формируют поведение. Учитесь слушать своих детей и улавливать подобные мысли, обсуждайте и старайтесь влиять на представление о себе. Так вы увидите реальные проблемы, с которыми ваш сын или дочь пытается разобраться и ищет решение.

Учеными уже активно делаются попытки выявления механизмов, которые способствуют развитию интернет и игровой зависимости у детей и подростков. Конечно, как правило, диагностируется ее наличие, то есть исследуется следствие.

Наша же цель учесть эти знания, чтобы предотвращать развитие проблем с цифровым поведением. Простым языком, не упустить момент, когда активно формируется личность, и еще более активней аддиктивная ее часть.

Ранее мы обсудили, что ребенок, а дальше подросток по мере развития формирует индивидуальные, совершенно уникальные отношения с собой, семьей и миром в целом.

Мозг человека можно сравнить с операционной системой. Причем она ежедневно обновляется под воздействием информации и опыта, получаемого из среды.

Подростки обычно уже обладают достаточно сложившимся мировоззрением. Конечно, мозг еще развивается, но в результате каких-то событий были усвоены программы, которые дают сбой, в результате чего семья получает явную симптоматику зависимого поведения.

Целью является эти эти программы выявить и постараться заменить на новые. Это, если объяснять простым языком.

Р.Дэйвис и его коллеги разработали «когнитивно-бихевиоральную модель феномена проблематичного использования Интернета». Которая объясняет сложности с цифровым поведением наличием дисфункциональных убеждений. Ученые называют это когниции. (лат. Cognitio – знания).

То есть ребенок,по мере познания мира, в том числе цифрового, сформиовал определенное понимание. Дети, чаще всего одни, без участия в этих процессах взрослых, перерабатывают огромные пласты информации, в результате чего принимают четное решение о своем месте в реальном мире. Очень часто симптому зависимости появляются у детей, которые испытывают недостаток социальной поддержки.

Теперь вопрос: Какую поддержку получает школьник, в семье которого единственный воспитательный рычаг – забрать гаджеты? Важно понять, что пока такой ребенок «наказан», в его когнитивной сфере как раз и формируются эти самые дисфункции.

Дети очень часто просто копят ненависть к своим родителям, а заодно и ко всему миру, а единственная цель – получить «запретный плод». Так и получается, что взрослые враги, учителей ненавижу. А самое приятное, что есть в жизни и доставляет кайф – сидеть в интернете, играть в игру или для тех, кто повзрослее, – смотреть порно контент. Или играть в онлайн игры, связанные с этой сферой. В индустрии это сейчас одно из быстро развивающихся направлений. Получать пассивный кайф короче.

В результате формируются когниции (программы), которые, кстати подростки потом активно усваивают в медиапространстве. За новое поколение, за то, как дети будут в конечном счете думать, идет очень агрессивная война. На это тратятся колоссальные средства.

И тут просто достаточно понять, что если вы для своего взрослеющего, активно исследующего этот мир, пытающегося открыть себя реального будете оставаться значимым взрослым, то вас будут уважать и слушать, а ваше влияние будет первично, чем мнение какого-то блогера. Хотя, конечно, безусловно, формирующаяся личность со временем всю информацию пропускает через призму своего критического мышления. То есть через уже сформированные установки.

Дисфункциональные убеждения могут диктовать поведение во всех сферах. Остановимся на двух.

Искажения о себе

«Я в школе двоечник, троечник, ничего у меня особо не получается, а вот в игре я самый крутой!», «В интернете меня понимают, а в жизни никто не ценит и не любит», «Друзья в школе считают меня неудачником, не таким, как все, зато в сети все общаются с удовольствием».

То есть «Я-концепция», представление о себе сформировалась так, что он думает о себе плохо, присутствует неуверенность в себе, низкая самооценка, слабая способность к налаживанию социальных контактов. И ребенок день за днем продолжает получать эти подкрепления, радиактивный дождь из внешней среды, о том, какой он в общем-то неудачник по жизни. Тем самым, закрепляя эти установки, как свое реальное «Я», и проваливаясь глубже в цифровые миры, где все классно. То есть в интернете мозг регулярно получает порцию удовольствия, а в жизни одни проблемы, которые дети не способны решать самостоятельно.

Искажения о мире

«Интерент – это единственное место, где мне хорошо. Все остальные активности делаю, но только потому, что родители заставляют», «В интернете проще знакомиться, находить реальных друзей, играть с ними и общаться. А в своем классе все дети меня не понимают, скорее наоборот, травят», «Я смотрб на родителей, на то, как они выживают, и понимаю, что вообще ничего делать не хочу. Жизнь – дерьмо, а люди звери. Всех презираю».

Вот такие выводы может сделать подросток. Часто дети жалуются, что «Меня никто не понимает!».

А именно эти мысли, чаще всего даже не осознаваемые, усиливают вовлечение ребенка в интернет пространство. Закрепляют привычку снимать раздражение, злость на всех, одиночество через ритуал включения гаджета, через пользовательские поведенческие привычки, через звуки и мелодии любимой игры. И никто в семье не может об этом спокойно поговорить, направить мышление в другую сторону. Чаще всего, к сожалению, все только бесятся, угрожают, приказывают и пытаются воздействовать всеми возможными силовыми методами.

Задача семьи как можно раньше прекратить радиактивный воспитательный дождь, в результате которого ежедневно личность просто обрастает программами своей никчемности.

Даже, если взрослые активно участвуют, то подростки очень легко заражаются этими убеждениями из социума, принимают их, как часть себя. В результате чего происходит просто обвал интереса к реальной жизни.

Уже следствием этого является снижение саморегуляции, такой человек просто не может управлять своими импульсам, его воля слабеет. Погрузившись в игру, индивид просто не способен контролировать себя, теряется во времени и пространстве. А зачем? Ему все равно больше ничего не интересно, нигде он себя крутым не видит. И другие этого не видят тоже.

Поэтому мы так часто говорим о важности развития навыка переключения с экранного времени на другие активности. О том, чтобы учить своих детей выходить из игры самостоятельно, набирать положительный опыт, ежедневно практикую и закрепляя любой, даже минимальный результат.

В сознании должна быть четкая установка: «Я управляю собой, я способен переключаться н другие задачи сам». Причем, эти задачи могут быть не только в зоне «Хочу», то есть пойти отдыхать с друзьями, но и в зону «Надо», когда я понимаю, что пора делать уроки и направляю произвольное внимание на их выполнение.