Найти тему
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Спроса нет, а цены не снижаются: когда подешевеют квартиры и автомобили

У дилеров на складах образовался излишек китайских автомобилей, а у застройщиков все больше нераспроданного жилья. Однако цены на оба вида товаров в России никак не снижаются. Почему так получилось и может ли ситуация измениться?

Склады забиты китайскими машинами

Количество нераспроданных автомобилей, которые находятся на складах дилеров в России, достигло 175 тысяч — об этом сообщил исполнительный директор компании "Автостат" Сергей Удалов. Дело в том тем, что средняя стоимость китайских автомобилей в сентябре-октябре 2023 года составила 3,4 миллиона рублей. Купить машину по такой цене может далеко не каждый.

Склады забиты китайскими машинами
Склады забиты китайскими машинами

К слову, из-за 40-процентного повышения цен на продукцию президент Владимир Путин раскритиковал и отечественный "АвтоВАЗ". В 2022 году после ухода крупных зарубежных компаний на рынке автомобилей наблюдался дефицит, что привело к нехватке предложения, но дилеры нарастили объемы поставок за год, и в 2023 году ситуация изменилась на противоположную — отмечается избыток предложения.

По словам Александра Пасько (доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления), причиной переизбытка автомобилей является стремление дилеров вложить заработанные деньги в новые партии "китайцев".

У сложившейся ситуации две стороны: у китайских авто нет альтернативы, но в условиях снижения реальных доходов и увеличения стоимости автокредитов потребители покупать новые автомобили не спешат.

Жилье продается плохо

Рынок недвижимости столкнулся с аналогичной проблемой. Количество непроданных квартир в новостройках России к 1 ноября достигло рекордного с начала 2020 года уровня — 67% (это 71,1 млн квадратных метров), что обусловлено большими объемами строительства жилья и высокими процентными ставками по ипотечным кредитам.

Доходы населения не растут, а цены на недвижимость искусственно завышены, особенно в Московском регионе. А строительство нового жилья продолжается, что приводит к переизбытку предложения, объяснил Пасько.

Количество непроданных квартир в новостройках России к 1 ноября достигло рекордного с начала 2020 года уровня — 67%
Количество непроданных квартир в новостройках России к 1 ноября достигло рекордного с начала 2020 года уровня — 67%

Просто нет конкуренции

По мнению Николая Переславского, руководителя направления "Сопровождение" группы компаний CMS, перенасыщение автомобильного рынка и рынка недвижимости является следствием отсутствия конкуренции в этих секторах российской экономики.

Сейчас очень мало застройщиков, автодилеров и банков, которые занимаются кредитованием покупки жилья и автомобилей. Большая часть крупных игроков контролируется государством, отмечает эксперт. Частного бизнеса, который мог бы создать реальную конкуренцию, нет. Застройщики, банкиры и девелоперы полагаются на государство и рассчитывают распродать построенные квартиры с помощью льготной ипотеки, поэтому держат цены высокими.

Проблемы ценообразования, по мнению Юрия Лебедева, старшего преподавателя экономического факультета РУДН, возникают вследствие отказа производителей и продавцов от формирования цены исходя из затрат и прибыли. Вместо этого все больше компаний стремятся получить излишние прибыли. Мелкие участники рынка, не имеющие достаточных финансовых резервов, включают в цену все возможные риски — кредитные, валютные, инфляционные. При этом они стараются сохранить свой обычный уровень дохода, объясняет экономист.

Участники рынка, ориентируясь на высокие доходы лидеров, забывают о скорости оборачиваемости активов, что ведет к увеличению запасов товаров и нехватке ликвидности. Это приводит к закредитованности, дополнительным издержкам и рискам. В конечном итоге это отражается на потребителе ростом цен на товары и услуги.

Когда цены пойдут вниз?

Но это не может продолжаться вечно. Центробанк уже подал тревожный сигнал относительно увеличения доли рисковых заемщиков в ипотечной сфере. Льготное кредитование будет постепенно сокращаться, иначе отраслям придется столкнуться с серьезными потрясениями.

Однако не стоит ожидать скорого снижения цен. Дилеры не планируют их снижать, так как имеют возможности, включая финансовые, переждать краткосрочный спад спроса. К тому же ни один застройщик не откажется добровольно от прибыли.

Впрочем, рынок сам всё урегулирует, успокаивает Николай Переславский, и к концу 2024 года (или в начале 2025-го) мы все-таки увидим снижение цен на автомобили и недвижимость.

В течение года на вторичном рынке квартиры подешевеют на 10% из-за растущей разницы с новостройками, считают эксперты IRN.RU.

---