Итак, два предыдущих дня мы гостили в Феодосии. Но побывать в "Богом данной" и не поговорить про самого Ивана Константиновича Айвазовского - это было бы, наверное, неправильно. Поэтому давайте сегодня отвлечемся от всех этих улиц, памятников и т.п., и поговорим об искусстве.
Кстати, Айвазовский - это измененная фамилия. На самом деле он Ованнес Айвазян. Сначала отец художника - Геворк Айвазян стал Константином Айвазовским. И считается, что Иван Константинович подписывал свои картины вплоть до начала 40-х гг. XIX века неким сокращенным вариантом своей фамилии - Гай. Причем отец художника и дальше использовал фамилию именно Гайвазовский.
Известно, что предки художника переехали из Армении еще в XVIII веке и сначала обосновались в Галиции. Они владели крупными земельными участками где-то в районе Львова. Затем отец будущего художника поссорился со своими братьями и переселился в более южные районы - куда-то в район современной Молдавии. Там он занялся торговлей, и уже из этих мест переселился в Феодосию, где дела шли достаточно успешно до эпидемии чумы 1812 года.
Айвазовский родился в 1817 году и его склонность к различным искусствам была заметна прямо с детства. Причем он вполне мог стать и музыкантом - играл на скрипке. Его вроде бы даже Глинка слышал и некий фрагмент потом включил в "Руслан и Людмилу". И в детстве будущий художник даже подрабатывал скрипачом в местной кофейне. А один из первых рисунков, о которых известно - это парусник, который был нарисован углем на стене дома.
В 1833 году Иван Константинович оказался в Санкт-Петербурге, где за казенный счет после ряда ходатайств его приняли в Императорскую академию художеств. За особые успехи в учебе было принято решение выпустить Айвазовского из академии на два года раньше, отправить на пару лет в Крым для совершенствования мастерства, а затем на несколько лет заграницу. За два года он написал несколько картин, причем никак не мог выбрать между жанрами, поскольку кроме моря его привлекали и батальные сцены. Тогда же он начал формировать и свой собственный стиль работы, когда писал не с натуры, а в мастерской. В этом ему помогала феноменальная память. А на месте художник делал лишь некоторые наброски, ориентировался по сторонам света, отмечая в записной книжке где восходит, а где садится солнце.
В июле 1840 года Айвазовский отправляется в Италию. И здесь я открыл для себя на карте новую точку. Оказывается, что недалеко от Венеции есть остров - центр армянской культуры.
Здесь с XII века располагался сначала знаменитый венецианский карантин, а затем и лепрозорий. Вот от него то остров и получил название, поскольку св. Лазарь - покровитель прокаженных. Айвазовский же здесь окажется потому, что при местном монастыре жил его брат. Вот здесь он и подарит монахам одну из своих самых знаменитых картин - "Хаос. Сотворение мира". Если я правильно понимаю, то она и сейчас находится на острове. Позднее он напишет еще одну картину на эту тематику, но уже без слова хаос. Она в Русском музее.
Венеция - Флоренция - Рим - Неаполь. Таков маршрут Айвазовского по Италии. Настоящая итальянская классика. Мечта любого путешественника. Вот этот маршрут, протяженностью 780 км.
За свои картины он получает золотую медаль Парижской академии художеств. Причем ему было лишь 25 лет. В Италии он еще будет писать с натуры, но все больше отходит от этого, считая, что изобразить море в движении можно только в мастерской. А затем следует огромное путешествие в более северные края: Швейцария, Германия, Голландия, Англия, Франция, Португалия, Испания. Причем в Бискайском заливе - в этой колыбели штормов - корабль Айвазовского чуть было не потерпел крушение. Причем во французских газетах уже появились сообщения о гибели судна. И в 1844 году художник возвращается в Россию. И уже в 1847 году в 30 лет Айвазовский стал членом Петербургской академии художеств, а затем почти всех престижнейших академий художеств Европы.
Кстати, в общем-то зря Айвазовского считают автором только морских пейзажей. У него есть несколько портретов, просто пейзажи (без моря), еще несколько полотен с библейскими сюжетами. Вот, например, один из пейзажей - "Зимний обоз в пути". В наши дни находится в Смоленской художественной галерее.
Художник и потом много путешествовал. Несколько раз он бывал в Константинополе, на Кавказе, и даже присутствовал на открытии Суэцкого канала. Этому событию он также посвятит одно из своих полотен:
Египту Айвазовский вообще посвятит несколько полотен. В их числе "Великая пирамида в Гизе", "Караван в оазисе. Египет". Они разбросаны по всему миру, большое количество работ сосредоточено в частных коллекциях. Айвазовский в 90-х гг. еще побывает в США, результатом чего будет картина, на которой изображен Ниагарский водопад. Но про себя художник говорил: "Мой адрес - всегда в Феодосии".
Мы же давайте прогуляемся по местам сосредоточения его главных шедевров. Долго я раздумывал над тем, какой музей упомянуть первым. В итоге чаша весов склонилась всё-таки в сторону Русского музея в Санкт-Петербурге. Ведь именно здесь можно увидеть знаменитый "Девятый вал".
Наверное второе по известности полотно автора - "Чесменский бой". Знаменитое событие 1770 года. Айвазовский написал ее по мотивам своего путешествия по Малой Азии. Полотно же увидело свет в 1848 году. Ну а мы его можем увидеть в самой Феодосии в картинной галерее.
Третья в нашем списке - картина "Радуга". Это уже из более поздних работ. Расположена она сегодня в Третьяковской галерее.
Ну а дальше полотно, которое мне нравится больше всего в его творчестве. Не знаю почему, я вообще не большой любитель темных красок, но вот тут море действительно как настоящее. Черное море. Все там же - в Третьяковской галерее.
Кстати, в моем родном Иркутске тоже есть художественный музей. Причем весьма неплохой. И в нем можно увидеть несколько работ художника, в том числе "Утро в Венеции", "Остров Капри", "Купание овец". Некоторые из них выставляются очень редко. Например, "Утро в Венеции" можно было посмотреть в 2017 году - в год двухсотлетия Ивана Константиновича.
А вот "Лунная ночь на Капри" снова в Третьяковской галерее.
Есть картина Айвазовского и в Павловске. Это полотно "Буря на море ночью".
Его полотна есть даже в учебных заведениях. Например, Наваринский бой можно лицезреть в Санкт-Петербурге в военно-морском инженерном училище.
Вообще же считается, что за свою жизнь мастер создал около 6000 произведений. При этом творил он очень быстро. Именно поэтому они и оказались столь широко распространены по всему миру. Но иногда кажется, что сюжеты повторяются. Сам Айвазовский в ответ на такие замечания обычно говорил, что он просто хотел исправить недочеты, допущенные в предыдущих работах. Интересный в общем был человек. Я намеренно здесь не стал писать про его работы вне живописи. Частично мы про это уже вспоминали во время нашей виртуальной экскурсии по Феодосии. Вот и решил сделать публикацию целиком про творчество.
А еще имя Айвазовского носит аэропорт в Симферополе, но об этом как-нибудь в другой раз. До встречи на страницах канала!