Найти тему
KinoGeek

"Феррари": странное заигрывание массового кино с фестивальными задатками. Рецензия на фильм

Оглавление

За последнее время в кинематограф как-то резко вернулась мода на спортивные байопики: ранее данный поджанр считался вымершим, а безуспешно реанимировать его пытались лишь немногие качественные боксёрские драмы. В 2013-м же году зрителям приоткрылась несколько иная сторона "спорта" в мире кино: фильм "Гонка" Рона Ховарда с Крисом Хемсвортом и Даниэлем Брюлем в главных ролях словил в прокате настолько бешеную волну популярности, что жанр гоночных байопиков буквально стал новой визитной карточкой для Голливуда. В 2019-м году данную концепцию окончательно доведёт до ума уже Джеймс Мэнголд, со своим мини-шедевром "Ford против Ferrari". А вот под самый конец 2023-го с ноги в большой кинематограф ворвался старина Майкл Манн, до этого отсутствовавший в поле зрения масс-медиа долгих восемь лет. Манн уже давно разрабатывал полноценный биографический фильм о судьбе Энцо Феррари, архитектора одного из самых популярных и дорогих на сегодняшний день автомобильных брендов Ferrari. Лента вмиг стала одной из самых ожидаемых за будущий год для большинства зрителей: как никак долгожданная гоночная тематика, да ещё и с безукоризненной режиссурой Манна, да и ещё и с Адамом Драйвером в главной роли, а впридачу ещё и с такой масштабной реальной историей! Что же могло пойти не так?

Во-первых, Майклу Манну не привыкать создавать для Голливуда биографические проекты: постановщик уже пробовал себя в жанре байопика в фильме "Джонни Д." (который сегодня считается чуть ли не его самой слабой работой во всей кинокарьере), поэтому постановка "Феррари" не стала для него первым заходом в новое, невиданное ранее для режиссёра, направление. Казалось бы, автор фильма и вовсе должен был изрядно наточить руку на предыдущих проектах, извлечь все предыдущие ошибки и снять проект своей мечты в самом идеальном его проявлении (я напоминаю, что идея о съёмках байопика об Энцо Феррари витала в голове Манна ещё с далёких девяностых). Но получилось так, что постановщик слишком сильно заигрался со своей "мечтой", в некоторых местах пережав многие моменты, а в некоторых - наоборот, совсем не дожав

-2

"Феррари" попросту не понимает, в каком определённом, конкретном, жанре он снят. С одной стороны, это лента о гонках, о трудном достижении славы и великой цели, о внешних и внутренних проблемах, которые могут затруднить тебе подобраться к достижению колоссального успеха. С другой же, новый фильм Манна - чуть ли не целиком и полностью личная биографическая история одного конкретного человека, которая больше углубляется в его внутренние тараканы и отношения с близкими людьми и семьёй, нежели в гоночные состязания. Опять же, Манн, как и в случае со многими предыдущими неудачными проектами в своей карьере, не может сконцентрироваться на чём-то одном: так и получается, что под финал фильма очень трудно понять, что же на самом деле хотел сказать режиссёр с помощью "Феррари". Все темы и подтемы переплетаются воедино лишь в последние несколько минут картины, при том максимально слабо и бездушно

-3

Вторая же большая проблема "Феррари" заключена в том, что Майкл Манн - не фестивальный и не "авторский" режиссёр. На протяжении всей своей карьеры Манн придерживался принципа массовости, снимая кино для массовой, глобальной, аудитории зрителей. "Феррари" решил отойти от этого плана: лента нарочно делает вид, будто снята специально для фестивалей, а не для широкого кинотеатрального зимнего проката. Уход в крупные планы, акцентирования на лицах персонажей, очень малое количество динамики (невзирая на то, что половина истории фильма крутится вокруг гонки на выносливость "Mille Miglia"), бытовые и рутинные (то бишь привычные для авторского кино) диалоги между героями, и прочие уже базовые фишки для фестивальных фильмов, о которых вы все и так уже давно знаете. Так и в чём же проблема? А в том, что Манн - массовый режиссёр, который посредственно управляется с "авторским" видением в кино. Постановщик изо всех сил пытается понравиться ограниченному кругу зрителей, но частый уход в ту же массовость (вместе со скомканной концовкой, о которой подробнее чуть ниже, и посредственным уровнем графики) попросту разрушает всё восприятие от картины, такое, каким его изначально задумывал Майкл Манн

-4

Из недостатков стоит сказать ещё и пару слов про лишнюю сумбурность: лента невероятно медленно раскачивается (читайте выше: Манн хотел снять своё первое "фестивальное" кино), достигая своего пика развития во втором акте, и именно тогда повествование принимает оборот быстро мчащегося по гоночной трассе дороги "Mille Miglia" суперкара. События принимают такой резкий и неожиданный поворот действий, что ты, как зритель, не успеваешь уловить всю хаотичность происходящего, переваривая в голове всё те же услышанные имена новых персонажей. Опять же, для кого-то это покажется больше преимуществом, нежели существенным недостатком, но держите в голове тот факт, что "Феррари" - проект мечты Манна, который он нарочно хотел снять в виде "фестивальщины". А не чужда ли случаем этой самой "фестивальщине" сильная и натянутая сумбурность?

-5

Но не следует думать, что "Феррари" - целиком и полностью провальный проект, чуть ли не худший во всей карьере культового голливудского режиссёра. Отнюдь это не так: во-первых, лента потрясающе красиво поставлена и снята. Помимо парочки мыльноватых сцен с автоавариями (над которыми все успели поржать ещё во время просмотра трейлеров ленты), "Феррари" завораживает сетчатку глаза своими шикарными панорамами, невероятными пейзажами (особенно в третьем акте) и красивыми итальянскими улочками, которые будто бы являются второстепенным персонажем фильма, настолько часто они мелькают в событиях картины. Вся техническая и визуальная часть фильма (за исключением, опять же, аварий) поставлена на безупречном уровне, за что Манну уже огромное уважение

-6

Нельзя не отметить и потрясающие актёрские перформансы: и похвалить стоит даже не столько Адама Драйвера, в очередной раз доказавшего, что он потрясающий актёр, который может идеально вжиться в любую роль, а невероятную и манящую одним только своим взглядом Пенелопу Крус. Скорее всего актриса так и не получит долгожданную номинацию на следующий "Оскар", и очень даже зря: Крус выдаёт в ленте такой невероятный спектр эмоций, какому сможет позавидовать половина тех же претендентов из предстоящего шорт-листа главной киноакадемии года

-7

Ну и как же не отметить режиссуру Майкла Манна: да, режиссёр явно заигрался в "авторщину", моментами упуская свою главную изюминку и тратя таланты на совершенно не нужные для общего планового повествования вещи, однако его взгляд на мир и вселенную картины буквально спасают "Феррари" и превращают его из пустого и бесхребетного фильма хотя бы в смотрибельный (если даже не чуть больше). Это и хороший аудио-дизайн, и безупречная работа художников-постановщиков, и контроль над работами постановки и того же VFX. Манн уже давно зарекомендовал себя, как потрясающего режиссёра, поэтому в плане постановки того же сиквела "Схватки" (который, по некоторым авторитетным слухам, находится уже не за горами) ему можно доверять на сто один процент

-8

Но всё же "Феррари" по праву можно назвать самым странным, неровным и плоским байопиком, который выходил в кинематографе за последнее время. Вместо того, чтобы полностью насладиться происходящей на съёмочной площадке магией, Манн решил заиграться в фестивального режиссёра (с тем учётом, что постановщик никогда им не являлся), что принесло для его новой работы очень мелкие плоды. Слишком много сил и талантов было потрачено не в то русло, вследствие чего "Феррари" не может определиться с темпом повествования и банально единственным вездесущим лейтмотивом на протяжении всего неспешного (а под конец - невероятно сумбурного) повествования. Да, можно проникнуться атмосферой картины, её прекрасной технической частью, потрясающим визуалом, тем не менее хорошей режиссурой, а заодно и замечательными актёрскими работами, но после выхода из кинозала у многих определённо возникнет мысль, что "Феррари" - не совсем то кино, которые мы все так долго ждали. Точнее говоря - оно просто не заслуживало такого бешеного хайпа, о которым мы все так долго говорили

-9

Плюсы:

  • Потрясающие актёрские перформансы
  • Визуал ленты
  • Хорошая режиссура
  • Атмосфера
  • Все гоночные сцены, за исключением автокатастроф

Минусы:

  • Странный темп повествования
  • Недожатые и, наоборот, пережатые мотивы ленты
  • Майклу Манну не получается уйти в "фестивальщину"

6/10

-10
- Два объекта не могут занимать одну и ту же точку, в одно и то же время. Чем ближе поворот, тем больше у тебя сомнений: "я спортсмен или соперник?". На моих машинах ездят, чтобы побеждать.