За последнее время в кинематограф как-то резко вернулась мода на спортивные байопики: ранее данный поджанр считался вымершим, а безуспешно реанимировать его пытались лишь немногие качественные боксёрские драмы. В 2013-м же году зрителям приоткрылась несколько иная сторона "спорта" в мире кино: фильм "Гонка" Рона Ховарда с Крисом Хемсвортом и Даниэлем Брюлем в главных ролях словил в прокате настолько бешеную волну популярности, что жанр гоночных байопиков буквально стал новой визитной карточкой для Голливуда. В 2019-м году данную концепцию окончательно доведёт до ума уже Джеймс Мэнголд, со своим мини-шедевром "Ford против Ferrari". А вот под самый конец 2023-го с ноги в большой кинематограф ворвался старина Майкл Манн, до этого отсутствовавший в поле зрения масс-медиа долгих восемь лет. Манн уже давно разрабатывал полноценный биографический фильм о судьбе Энцо Феррари, архитектора одного из самых популярных и дорогих на сегодняшний день автомобильных брендов Ferrari. Лента вмиг стала одной из самых ожидаемых за будущий год для большинства зрителей: как никак долгожданная гоночная тематика, да ещё и с безукоризненной режиссурой Манна, да и ещё и с Адамом Драйвером в главной роли, а впридачу ещё и с такой масштабной реальной историей! Что же могло пойти не так?
Во-первых, Майклу Манну не привыкать создавать для Голливуда биографические проекты: постановщик уже пробовал себя в жанре байопика в фильме "Джонни Д." (который сегодня считается чуть ли не его самой слабой работой во всей кинокарьере), поэтому постановка "Феррари" не стала для него первым заходом в новое, невиданное ранее для режиссёра, направление. Казалось бы, автор фильма и вовсе должен был изрядно наточить руку на предыдущих проектах, извлечь все предыдущие ошибки и снять проект своей мечты в самом идеальном его проявлении (я напоминаю, что идея о съёмках байопика об Энцо Феррари витала в голове Манна ещё с далёких девяностых). Но получилось так, что постановщик слишком сильно заигрался со своей "мечтой", в некоторых местах пережав многие моменты, а в некоторых - наоборот, совсем не дожав
"Феррари" попросту не понимает, в каком определённом, конкретном, жанре он снят. С одной стороны, это лента о гонках, о трудном достижении славы и великой цели, о внешних и внутренних проблемах, которые могут затруднить тебе подобраться к достижению колоссального успеха. С другой же, новый фильм Манна - чуть ли не целиком и полностью личная биографическая история одного конкретного человека, которая больше углубляется в его внутренние тараканы и отношения с близкими людьми и семьёй, нежели в гоночные состязания. Опять же, Манн, как и в случае со многими предыдущими неудачными проектами в своей карьере, не может сконцентрироваться на чём-то одном: так и получается, что под финал фильма очень трудно понять, что же на самом деле хотел сказать режиссёр с помощью "Феррари". Все темы и подтемы переплетаются воедино лишь в последние несколько минут картины, при том максимально слабо и бездушно
Вторая же большая проблема "Феррари" заключена в том, что Майкл Манн - не фестивальный и не "авторский" режиссёр. На протяжении всей своей карьеры Манн придерживался принципа массовости, снимая кино для массовой, глобальной, аудитории зрителей. "Феррари" решил отойти от этого плана: лента нарочно делает вид, будто снята специально для фестивалей, а не для широкого кинотеатрального зимнего проката. Уход в крупные планы, акцентирования на лицах персонажей, очень малое количество динамики (невзирая на то, что половина истории фильма крутится вокруг гонки на выносливость "Mille Miglia"), бытовые и рутинные (то бишь привычные для авторского кино) диалоги между героями, и прочие уже базовые фишки для фестивальных фильмов, о которых вы все и так уже давно знаете. Так и в чём же проблема? А в том, что Манн - массовый режиссёр, который посредственно управляется с "авторским" видением в кино. Постановщик изо всех сил пытается понравиться ограниченному кругу зрителей, но частый уход в ту же массовость (вместе со скомканной концовкой, о которой подробнее чуть ниже, и посредственным уровнем графики) попросту разрушает всё восприятие от картины, такое, каким его изначально задумывал Майкл Манн
Из недостатков стоит сказать ещё и пару слов про лишнюю сумбурность: лента невероятно медленно раскачивается (читайте выше: Манн хотел снять своё первое "фестивальное" кино), достигая своего пика развития во втором акте, и именно тогда повествование принимает оборот быстро мчащегося по гоночной трассе дороги "Mille Miglia" суперкара. События принимают такой резкий и неожиданный поворот действий, что ты, как зритель, не успеваешь уловить всю хаотичность происходящего, переваривая в голове всё те же услышанные имена новых персонажей. Опять же, для кого-то это покажется больше преимуществом, нежели существенным недостатком, но держите в голове тот факт, что "Феррари" - проект мечты Манна, который он нарочно хотел снять в виде "фестивальщины". А не чужда ли случаем этой самой "фестивальщине" сильная и натянутая сумбурность?
Но не следует думать, что "Феррари" - целиком и полностью провальный проект, чуть ли не худший во всей карьере культового голливудского режиссёра. Отнюдь это не так: во-первых, лента потрясающе красиво поставлена и снята. Помимо парочки мыльноватых сцен с автоавариями (над которыми все успели поржать ещё во время просмотра трейлеров ленты), "Феррари" завораживает сетчатку глаза своими шикарными панорамами, невероятными пейзажами (особенно в третьем акте) и красивыми итальянскими улочками, которые будто бы являются второстепенным персонажем фильма, настолько часто они мелькают в событиях картины. Вся техническая и визуальная часть фильма (за исключением, опять же, аварий) поставлена на безупречном уровне, за что Манну уже огромное уважение
Нельзя не отметить и потрясающие актёрские перформансы: и похвалить стоит даже не столько Адама Драйвера, в очередной раз доказавшего, что он потрясающий актёр, который может идеально вжиться в любую роль, а невероятную и манящую одним только своим взглядом Пенелопу Крус. Скорее всего актриса так и не получит долгожданную номинацию на следующий "Оскар", и очень даже зря: Крус выдаёт в ленте такой невероятный спектр эмоций, какому сможет позавидовать половина тех же претендентов из предстоящего шорт-листа главной киноакадемии года
Ну и как же не отметить режиссуру Майкла Манна: да, режиссёр явно заигрался в "авторщину", моментами упуская свою главную изюминку и тратя таланты на совершенно не нужные для общего планового повествования вещи, однако его взгляд на мир и вселенную картины буквально спасают "Феррари" и превращают его из пустого и бесхребетного фильма хотя бы в смотрибельный (если даже не чуть больше). Это и хороший аудио-дизайн, и безупречная работа художников-постановщиков, и контроль над работами постановки и того же VFX. Манн уже давно зарекомендовал себя, как потрясающего режиссёра, поэтому в плане постановки того же сиквела "Схватки" (который, по некоторым авторитетным слухам, находится уже не за горами) ему можно доверять на сто один процент
Но всё же "Феррари" по праву можно назвать самым странным, неровным и плоским байопиком, который выходил в кинематографе за последнее время. Вместо того, чтобы полностью насладиться происходящей на съёмочной площадке магией, Манн решил заиграться в фестивального режиссёра (с тем учётом, что постановщик никогда им не являлся), что принесло для его новой работы очень мелкие плоды. Слишком много сил и талантов было потрачено не в то русло, вследствие чего "Феррари" не может определиться с темпом повествования и банально единственным вездесущим лейтмотивом на протяжении всего неспешного (а под конец - невероятно сумбурного) повествования. Да, можно проникнуться атмосферой картины, её прекрасной технической частью, потрясающим визуалом, тем не менее хорошей режиссурой, а заодно и замечательными актёрскими работами, но после выхода из кинозала у многих определённо возникнет мысль, что "Феррари" - не совсем то кино, которые мы все так долго ждали. Точнее говоря - оно просто не заслуживало такого бешеного хайпа, о которым мы все так долго говорили
Плюсы:
- Потрясающие актёрские перформансы
- Визуал ленты
- Хорошая режиссура
- Атмосфера
- Все гоночные сцены, за исключением автокатастроф
Минусы:
- Странный темп повествования
- Недожатые и, наоборот, пережатые мотивы ленты
- Майклу Манну не получается уйти в "фестивальщину"
6/10
- Два объекта не могут занимать одну и ту же точку, в одно и то же время. Чем ближе поворот, тем больше у тебя сомнений: "я спортсмен или соперник?". На моих машинах ездят, чтобы побеждать.