Если читать подряд сказки народов севера - ханты, манси, селькупов, эвенков, непременно почувствуешь их "особость", непохожесть на привычные нам сказочные вселенные Европы и Азии. Хороши, очень хороши, совершенно новый, непривычный мир, открытый этнографами только в двадцатом веке, ведь раньше никого всерьёз не интересовал фольклор бесписьменных народов. А оказалось - бездна!
Могучая коллективная память ненцев, например, хранит живописные подробности о наступлении Великого Ледника, когда водяные горы накатывали на берег - и не отступали, настигали стада оленей - и не отдавали свою добычу. Над ледяной корой лесом стояли рога вмёрзших в лёд оленей...
Все мы знаем, благодаря Джанни Родари, что сюжетов сказок всего тридцать шесть, а их бесконечное многообразие создаётся национальным колоритом? Но если бы великий сказочник познакомился с этим пластом культуры неизвестных ему народов, наверное, он поколебался бы в своих выводах. Нет здесь ни мотива нарушенных запретов, ни троекратного испытания судьбы, ни злой мачехи (или жадного дядюшки, или завистливой сестрицы)...
Вот в этом-то и главное отличие: в этих сказках НЕТ ЗЛЫХ ЛЮДЕЙ! Даже если встречаются ленивые, жадные или глупые - сказка высмеивает именно лень, жадность и глупость. Качества, а не их носителей - к людям сказочники относятся добродушно. Поистине здесь ценен каждый человек, ведь на Севере нет даже понятий "двоюродный брат" или "внебрачный ребёнок": брат есть брат, и ребёнок - всегда подарок судьбы. Идеальных нет, но нет и безнадёжных. Вот почему не будет здесь, как "в Европах", ни раскалённых башмаков, ни срубленных голов, а что же будет?
Будет вечное сожаление о том, что нельзя поправить! Вот заносчивая девчонка Ладо всё жаловалась, что кормит её мать невкусно, одевает некрасиво. Как может - так и одевает? А почему она так мало может? Как все? Но ведь красавица Ладо лучше всех, могла бы мать для неё постараться?! И женихи всё какие-то не такие сватаются: кто рыбой пахнет, кто зверем. Работают? А почему бы матери не поискать для неё жениха чистенького - богатого? Словом - проще найти другую мать, получше!
И тогда превратила её неведомая сила в лебедушку. Холодную гордую красавицу. Облетела Ладо целый свет - не найти другой матери! Вернулась - и своей уже нет. Как ни кружи над домом, как ни кричи - нет её больше... Ну и красуйся, Ладо, длинной шеей да белоснежным оперением.
"Айога" - сниженный, бытовой вариант этого же сюжета. Красавица-лентяйка боится натрудить нежные ручки? А лепёшек, испеченных мамой, хочется? Так быть тебе ... гусыней! Глупой и гонористой.
Поистине, дураку и враг не нужен! Вот три брата передрались, выясняя, кто из них лучше поёт. Да и разнесли в щепки собственную ярангу.
А вот и случай потяжелее: умные и трудолюбивые родители понимают, что сын у них... увы. Никогда, видно, не поумнеет. Что делать?! Найти ему умную жену? Да кто ж за него пойдёт? Разве что в дальних стойбищах поискать, где его не знают?
Нашли хорошую девушку, поторопились со свадьбой, пока не передумала.
А сыну велели молчать - так он умнее кажется. Да как же дураку не похвастаться?!
- Знаешь, какой я парень? Знаешь, какая у меня голова? Ни у кого такой нет! - да и треснул себя ложкой по лбу. Загудела голова, как сухая лиственница в ветреный день. Совсем пустая! Как же с таким жить?!
Догадалась молодая жена: пока муж спал, раскрасила ему физиономию так, что сам себя не узнал. Глянул - испугался: "Где ж это я своё лицо потерял?"
И отправился на поиски. Говорят - так до сих пор сам себя ищет. Очень современное занятие - годами "искать себя!"
(продолжение здесь:
https://dzen.ru/media/id/5c6e907b6ecf9600c0144a52/sever-skazochnyi-2-6582b25101eb972ef6618050