Найти в Дзене

Опередивший время?…

В Петербурге достаточно зданий удивляющих оригинальными архитектурными решениями. Но даже в этом многообразии есть вещи достаточно неожиданные. Допустим вот этот дом построенный в Геслеровском переулке в 1913-м. 

Конечно узкие и даже очень узкие земельные участки были для Петербурга не новостью. Новостью пожалуй было решение построить в качестве доходного дома практически ровный четырёхэтажный жилой «брусок» вышедший как будто совсем из другого времени, когда подобное жилищное строительство стало градостроительной нормой. И это была не случайность и не привычный тогда отдельный флигель более значительной постройки, а вполне самостоятельное здание. Хотя тут конечно есть свои нюансы и прототипы…

Автор проекта инженер Гуго Оттонович Гиргенсон специализировался на самом деле отнюдь не на доходных, а на промышленных объектах. Возможно это и играло в общей планировке здания самую значимую роль. В то время активные «обороты» набирало строительство рабочих посёлков рядом с промышленными предприятиями, где «казарменная» планировка считалась оптимальной и самой эффективной. С подобными решениями Гуго Оттонович безусловно был прекрасно знаком...

Но дом, предназначенный для потенциальных арендаторов, даже при всей простоте планировки, требовал определённого и отнюдь не «казарменного» эстетического подхода. Гиргенсон это понимал хорошо и создал собственный совершенно оригинальный декор на основе очень изящного синтеза уже вышедшего из моды модерна и искавшей в то время свои новые формы неоклассики. К сожалению рассмотреть все это довольно сложно, поскольку очень интересные порталы парадных, наличники окон и прочие красоты оказались в очень узком дворе, явно не рассчитанном на фронтальное восприятие.

-2

-3

Фактической визиткой дома оказался торец здания, который потом действительно стал наверное самой известной его частью.

-4

При этом, по странному замыслу архитектора «обратная» открытая сторона здания какого либо декора лишена полностью. Впрочем, вполне возможно, что тогда существовали некие планы соседней застройки с которыми он сообразовывался в своей работе…

-5

Парадные нового дома не блистали особенной роскошью, но были выполнены стильно, рационально и вполне соответствовали общей «синтетической» идее архитектора. Тут и поклонники классики, и поклонники модерна могут найти вполне узнаваемые детали. 

-6

-7

-8

-9

-10

Для своего времени этот проект, сочетавший в себе черты доходного дома и будущей унифицированной жилой застройки, выглядел весьма оригинально. Вместе с тем, история его была довольно банальна. В 1912-м крупнейшим заказчиком для Гиргенсона в сфере промышленного строительства был директор правления общества Российской бумагопрядильной мануфактуры и Северной ткацкой фабрики Гвидон Адамович фон Гук перестраивавший своё наследственное семейное предприятие на Васильевском острове. Гвидону Адамовичу исполнилось 50 лет и, по существовавшей одно время в «деловых кругах» традиции, он решил завести новую доходную недвижимость оформив ее на свою вторую супругу - Марту Александровну. При этом фон Гук явно не собирался тратить на это больше самого необходимого, купив очень и очень скромный участок на Петербургской стороне и поручив работы архитектору, связанному с ним другим, более масштабным заказом. Сам Гвидон Адамович проживать в таком доме конечно не собирался, но его сын Борис с супругой поселились именно здесь…

Такая вот, совсем короткая история, не совсем обычного дома…