В Петербурге достаточно зданий удивляющих оригинальными архитектурными решениями. Но даже в этом многообразии есть вещи достаточно неожиданные. Допустим вот этот дом построенный в Геслеровском переулке в 1913-м.
Конечно узкие и даже очень узкие земельные участки были для Петербурга не новостью. Новостью пожалуй было решение построить в качестве доходного дома практически ровный четырёхэтажный жилой «брусок» вышедший как будто совсем из другого времени, когда подобное жилищное строительство стало градостроительной нормой. И это была не случайность и не привычный тогда отдельный флигель более значительной постройки, а вполне самостоятельное здание. Хотя тут конечно есть свои нюансы и прототипы…
Автор проекта инженер Гуго Оттонович Гиргенсон специализировался на самом деле отнюдь не на доходных, а на промышленных объектах. Возможно это и играло в общей планировке здания самую значимую роль. В то время активные «обороты» набирало строительство рабочих посёлков рядом с промышленными предприятиями, где «казарменная» планировка считалась оптимальной и самой эффективной. С подобными решениями Гуго Оттонович безусловно был прекрасно знаком...
Но дом, предназначенный для потенциальных арендаторов, даже при всей простоте планировки, требовал определённого и отнюдь не «казарменного» эстетического подхода. Гиргенсон это понимал хорошо и создал собственный совершенно оригинальный декор на основе очень изящного синтеза уже вышедшего из моды модерна и искавшей в то время свои новые формы неоклассики. К сожалению рассмотреть все это довольно сложно, поскольку очень интересные порталы парадных, наличники окон и прочие красоты оказались в очень узком дворе, явно не рассчитанном на фронтальное восприятие.
Фактической визиткой дома оказался торец здания, который потом действительно стал наверное самой известной его частью.
При этом, по странному замыслу архитектора «обратная» открытая сторона здания какого либо декора лишена полностью. Впрочем, вполне возможно, что тогда существовали некие планы соседней застройки с которыми он сообразовывался в своей работе…
Парадные нового дома не блистали особенной роскошью, но были выполнены стильно, рационально и вполне соответствовали общей «синтетической» идее архитектора. Тут и поклонники классики, и поклонники модерна могут найти вполне узнаваемые детали.
Для своего времени этот проект, сочетавший в себе черты доходного дома и будущей унифицированной жилой застройки, выглядел весьма оригинально. Вместе с тем, история его была довольно банальна. В 1912-м крупнейшим заказчиком для Гиргенсона в сфере промышленного строительства был директор правления общества Российской бумагопрядильной мануфактуры и Северной ткацкой фабрики Гвидон Адамович фон Гук перестраивавший своё наследственное семейное предприятие на Васильевском острове. Гвидону Адамовичу исполнилось 50 лет и, по существовавшей одно время в «деловых кругах» традиции, он решил завести новую доходную недвижимость оформив ее на свою вторую супругу - Марту Александровну. При этом фон Гук явно не собирался тратить на это больше самого необходимого, купив очень и очень скромный участок на Петербургской стороне и поручив работы архитектору, связанному с ним другим, более масштабным заказом. Сам Гвидон Адамович проживать в таком доме конечно не собирался, но его сын Борис с супругой поселились именно здесь…
Такая вот, совсем короткая история, не совсем обычного дома…