Марк Цукерберг готовится к концу света. Как пишет The New York Post, основатель Facebook* строит на Гавайях сверхсекретный комплекс с подземным бункером, в котором будет всё необходимое для длительной жизни вплоть до собственных источников еды. Цена такого удовольствия – 100 миллионов долларов (согласно другим источникам – 270 миллионов долларов). Очень приличные деньги, чтобы счесть это просто причудой миллиардера.
Отсюда вопрос: чего боится Цукерберг? Нашествия зомби, новой пандемии или экологической катастрофы (сюда можно было бы добавить и вторжение инопланетян, но от них бункер вряд ли спасёт)?
Версии уж больно фантастические, прямо скажем.
По всей видимости, Цукерберг страхуется на случай ядерной войны, о которой последние года полтора столько разговоров. Даже американский президент Джо Байден не исключил такого поворота событий (свою озабоченность на этот счёт высказывал и визионер Илон Маск, а главный противник Байдена на президентских выборах Дональд Трамп сделал приближение ядерной войны, от которой только он может спасти мир, чуть ли не главным пунктом своей предвыборной кампании).
Так что же, человечество на пороге ядерного апокалипсиса?
Да, Дмитрий Анатольевич не раз угрожал тем, что Россия может прибегнуть и к этому средству, если Запад перемахнёт через очередную «красную линию», старательно, аки первоклассником с капающей от усердия изо рта слюной, прочерченную Кремлём. Но Дмитрий Анатольевич много чего говорил и много чего писал в своих соцсетях. И верить всему – тут недалеко и до помешательства, а что касается «красных линий», так Запад переступил уже через такое их количество, что последние, дабы обезопасить себя от надругательств, самозабвенно блёкнут – в стремлении к абсолютной прозрачности.
Если говорить об угрозе ядерного удара со стороны РФ, то тут надо твёрдо понимать следующее. В Кремле могут прибегнуть к сему «последнему аргументу» только в одном случае: если возникнет экзистенциальная угроза самому существованию РФ. То есть если коллективный Запад решит всерьёз, а не как сейчас – только стоя за спиной и подавая снаряды – вписаться за Незалежную. Говоря иначе – обрушится всей своей махиной на Россию.
А вот такого точно не предвидится. Конъюнктура на это чётко указывает (Байден всё никак не может выбить из Конгресса «добро» на новый пакет военной помощи Украине в размере 60 миллиардов долларов на следующий год, а Евросоюз – не в силах даже договориться о 12-м пакете санкций, который до последнего времени блокировала уже не Венгрия, как это было с предыдущими пакетами, начиная с шестого, но Австрия, так что уж говорить о крупных финансовых траншах в 50 и 20 миллиардов евро на следующий четырёхлетний период?).
С высокой долей вероятности можно предположить, что даже в самом лучшем случае Украина в 2024 году и близко не получит от своих союзников столько, сколько получала до этого: поставки вооружения могут упасть, как рубль в 14-м.
Плюс к этому: контрнаступление провалилось, в самой Украине растёт недовольство Зеленским, с лёгкостью могущее перейти в смуту, выборы американского президента – в случае победы Трампа – вообще могут изменить всю политическую ситуацию в мире, хвалёное единство ЕС покрывается сетью мелких трещин (кроме Венгрии, от антироссийского блока откололась Словакия, в перспективе – Нидерланды).
Вот такой фон, на котором российская армия переходит уже в своё контрнаступление, а украинская готовится отступать.
Далее: несмотря на официальную позицию, Запад не списал Россию со счетов, продолжая вести с ней торговые отношения.
Несколько примеров.
Как пишет El Mundo, за первые десять месяцев 2023 года Испания закупила в шесть раз больше российского газа, чем в 2018 году, и столько же, как за весь 2022 год. «Этот год завершится как год, когда в испанскую газовую систему поступило больше всего российского газа за всю её историю», – говорится в публикации.
После прекращения импортирования российского СПГ в июне текущего года Нидерланды уже в ноябре возобновили закупки, сообщают РИА новости.
Согласно расследованию The Washington Post, российская нефть поставляется на греческий нефтеперерабатывающий завод Motor Oil Hellas, являющийся ключевым топливным подрядчиком Пентагона.
Нечто похожее происходит и в политической плоскости.
В середине ноября канцлер Германии Олаф Шольц сказал в беседе, организованной газетой Heilbronner Stimme: «В нынешней ситуации с ним (Путиным. – Прим. авт.) нужно разговаривать снова и снова, что я делал в прошлом году и что буду делать в будущем».
В конце ноября, как сообщают словацкие СМИ, премьер-министр Словакии Роберт Фицо после встречи с российским послом заявил, «что Словакия должна готовиться к периоду после завершения конфликта в Украине и «стандартизации отношений» с Россией».
А в середине декабря президент Франции Эмманюэль Макрон объявил о своей готовности возобновить диалог с российским коллегой Владимиром Путиным: «Если у президента Путина есть серьёзные предложения и он готов возобновить диалог, который позволит добиться мирного урегулирования при соблюдении норм международного права, Франция всегда будет державой, которая окажет поддержку и не пожалеет своих усилий для достижения результата. Мой телефонный номер не изменился», – заявил он на пресс-конференции по итогам саммита ЕС.
Где уж тут экзистенциальная угроза?
На сегодняшний день и с микроскопом не разглядишь. Но Цукербергу, надо полагать, виднее.
Правда, в связи со строительством его бункера вспоминается другая история: с экс-премьером Италии Сильвио Берлускони и его молодой женой (разница в возрасте – более полстолетия). Так вот, в конце марта прошлого года итальянская Libero Quotidiano поведала, что супруги озаботились покупкой дома с бомбоубежищем, которое выдержит даже радиоактивные осадки. Не иначе, что чета Берлускони тоже готовилась к ядерной войне.
Как следует из дальнейшего хода событий, совершенно напрасно, а для самого Берлускони – вдвойне: спустя пятнадцать месяцев политик скончался, так и не дождавшись ядерного удара.
А что бы изменилось, если бы он отошёл в мир иной в своём бомбоубежище?
Ровным счётом ничего.
Историю ещё можно обмануть, но природу?!
Однако сильные мира сего, ведомые манией величия и животным страхом смерти, раз за разом пытаются надуть ту силу, что стоит над ними.
И вот именно это характеризует их лучше всего. Настоящее величие – оно в том, чтобы бесстрашно заглянуть в глаза своей смерти. Принять неизбежное. Подняться над инстинктом. Как это сделали Сенека, Савонарола, Жак де Моле. А не малодушно поглядывать (а глазки-то трусливо бегают, бегают) в сторону строящегося бункера за баснословные деньги (липкие пальцы паранойи сжимают горло всё сильнее и сильнее…).
После этого вопрос с элитой, то есть с теми, кто в силу своей ограниченности, раздутого самомнения и проч., полагает себя за оную, можно считать закрытым.
*Входит в корпорацию Meta, признанную экстремистской и запрещённую в РФ.
Автор: Алексей Мошков