Найти в Дзене
Музей КАМАЗа

Рассказ Бабикова Юрия Анатольевича об алюминиевых платформах.

В продолжении разговора об алюминиевых платформах на шасси автомобилей КАМАЗ, начатого здесь https://dzen.ru/profile/editor/id/5f86bca34872967f57b4efa2/60b7830617777f0620895227/edit сегодня предлагаю вашему вниманию воспоминания Бабикова Юрия Анатольевича – инженера-конструктора управления главного конструктора (УГК) КАМАЗа, непосредственного участника событий тех лет: «…Я ушёл к Семёнову Адольфу Григорьевичу, заниматься алюминиевыми платформами самосвалов. Адольф был умным мужиком. Кстати, родители назвали его в честь Гитлера в 1940-м году... Адольф своего сына тоже Фиделем назвал, но уже в честь Фиделя Кастро…. Странные обычаи в семье, ничего не скажешь. При всём том уме, характерном для Семёнова, он был удивительно мягким, добрым, болезненным до слабости, и очень беззащитным человеком. Мухи не обидит. На мой практицизм и деловую хватку говорил в шутку: «Бабиков с тобой разговаривает, а сам смотрит, куда муха летит, не упустит, поймает, на ходу с нее хитин сдерёт, и в дело приспособи

В продолжении разговора об алюминиевых платформах на шасси автомобилей КАМАЗ, начатого здесь https://dzen.ru/profile/editor/id/5f86bca34872967f57b4efa2/60b7830617777f0620895227/edit сегодня предлагаю вашему вниманию воспоминания Бабикова Юрия Анатольевича – инженера-конструктора управления главного конструктора (УГК) КАМАЗа, непосредственного участника событий тех лет:

«…Я ушёл к Семёнову Адольфу Григорьевичу, заниматься алюминиевыми платформами самосвалов. Адольф был умным мужиком. Кстати, родители назвали его в честь Гитлера в 1940-м году... Адольф своего сына тоже Фиделем назвал, но уже в честь Фиделя Кастро…. Странные обычаи в семье, ничего не скажешь.

При всём том уме, характерном для Семёнова, он был удивительно мягким, добрым, болезненным до слабости, и очень беззащитным человеком. Мухи не обидит. На мой практицизм и деловую хватку говорил в шутку: «Бабиков с тобой разговаривает, а сам смотрит, куда муха летит, не упустит, поймает, на ходу с нее хитин сдерёт, и в дело приспособит, а муху без хитина дальше лететь отпустит. Не нашел себе места Семёнов в этой жизни. Не востребован оказался. Так и спился потом до смерти, товарищи по работе в УГК хоронили, больше он никому не нужен был. И Фидель его спился.

Но в те годы у нас с Адольфом получился прекрасный и работоспособный «тандем». Я не давал ему расслабляться, и все время генерировал идеи, пути решения технических проблем, предлагая свои эскизы. Адольф увлекался, критиковал, начинал рисовать свои эскизы, я критиковал его идеи, и мы снова спорили в поисках оптимального решения. И находили его! У Адольфа было больше опыта в работе с алюминием, но я быстро навёрстывал пробелы. Мы просто дополняли друг друга, создавая в работе единое целое, бюро из двух человек. Но это небольшое бюро было творческим, наша работа скоро стала заметной всему Управлению и за его пределами.

Мы сумели создать принципиально новое замочное соединение прессованных алюминиевых профилей, обладавшее рядом ценных свойств и позволявшее без всякой сварки собирать силовые панели кузовных конструкций автомобилей. Из дешёвых не полостных алюминиевых профилей, которые были в 1,5 раза дешевле профилей, имевших замкнутые полости силовых сечений, мы получали силовые панели в виде листа с примыкающими к нему силовыми балками коробчатого сечения. И на основе этого замкового соединения создали серию профилей и конструкцию самосвального кузова.

Мы наложили алюминиевый кузов на серийно выпускавшееся самосвальное шасси КАМАЗ-55102, и такой же кузов на самосвальный прицеп, выпускавшийся Ворошиловградским заводом. Серийный автомобиль-самосвал и без этого прицепа плохо ходил по полю, особенно мокрому: тонул передний колесный ход, а с этим прицепом трактор был нужен. Всё самосвальное оборудование было унифицировано, алюминиевые платформы ставились на автомобиль и прицеп без всяких переделок.

Ребята из КБ шасси на все три оси установили широкопрофильную односкатную «вездеходную» шиновку, и переходники на ступицы специальные сделали, чтобы колея всех трех осей была одинаковой. Передняя ось осталась не ведущей, как у обычного автомобиля.

Ребята из КБ самосвалов на нашу кинематическую схему автоматического открывания/закрывания бортов с использованием серийных гидроцилиндров подъёмника кабины, наложили свою гидросистему управления. Теперь водителю не нужно было каждый раз выходить из кабины и вручную возиться с бортами прицепа и самосвала. Он управлял всем только кнопками, не выходя из кабины. При опускании кузова борта сами автоматически открывались в нужную сторону, а при опускании кузова так же сами закрывались и запирались замками….

Мы с Семёновым несколько раз ездили по очереди на Красноярский металлургический завод, где отпрессовали опытную партию профилей новой замковой серии. Темплеты профилей (узкий кусок полного поперечного сечения профиля) я возил в Москву, во Всесоюзный институт легких сплавов (ВИЛС) и в институт патентоведения. Профиль был признан изобретением и выдано Свидетельство на изобретение №1177195.

Во Всесоюзном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) просто не поверили заявленным характеристикам силовой панели из открытых алюминиевых профилей, собранной без сварки. Потребовали провести дополнительные испытания до раскрытия замкового соединения. Провели. Фактическая прочность панели оказалась выше заявленной. Замковое соединение не раскрылось даже на изломе панели. Здесь проявились заложенные свойства – рабочие нагрузки не раскрывали замковое соединение, а закрывали его. В ходе испытаний было выявлено, что соединение обеспечивает водонепроницаемость панели. Но самое интересное в том, что соединение было подобно холодной сварке. Например, если в цехе однажды начали ошибочно стыковать меж собой не те детали, успев замкнуть всего 0,5 метра замка 6-метровых деталей, то разобрать их уже было невозможно, - только резать!

В опытном производстве из этих профилей изготовили алюминиевые самосвальные кузова. В итоге был построен автопоезд КАМАЗ-Э55102+прицеп Э8527. По совокупности своих свойств новый автопоезд оказался в 7-8 раз более производительным, чем серийный. Машина не тонула в поле, легко преодолевая с полным грузом даже мокрую пашню. Кузова большего объема: на тонну увеличена грузоподъемность за счет применения легкого алюминия, а по простоте выгрузки нет никакого сравнения, водитель работал в костюмчике и полуботиночках.

Испытания на полигоне НАМИ и опытной эксплуатации в реальных условиях осенней уборочной страды на колхозных полях прошли на «ура». Лишь раз меня вызывали на полигон, и ошибочно. Груженый песком автопоезд тяжело выходил из карьера. Ничего удивительного. В автопоезд вместо 16 тонн погрузили 39 (!). Ещё до приезда там разобрались: у машины 2 форсунки двигателя не работали! Два цилиндра мотор тормозили. На перегоне 1 300 километров испытатели ничего не заметили, лишь в карьере обнаружилось. Но и с неработающими форсунками машина выходила из карьера, а когда все включили, вопросы исчезли сами собой. На полигоне на этот автопоезд работники полигона в очередь записывались, чтобы на свои дачи что привезти – за 1 рейс привозили столько, что на серийном автопоезде удавалось только за 2 раза. А колхозники буквально на коленях стояли, умоляя отдать им опытные машины.

Действительно, - разница как небо и земля, - никакого сравнения! Новые самосвальные кузова по цене были равны стальным (!!!), почти вдвое легче, а по трудоемкости изготовления в 10 (!!!) раз ниже. Но их время кончилось, так и не наступив. Именно потому, что они очень хорошие были, а за границей таких не было, и нет. Нашей стране СССР уже был подписан смертный приговор, и её планомерно уничтожали. А эти автопоезда ещё лет 15 всем зарубежным делегациям показывали».

Внизу фотографии автомобиля КАМАЗ-Э55102 с прицепом.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11